Это произошло во время его путешествия по Северному Кавказу, Крыму и Бесарабии. Он видел памятники культуры мусульман, вслушивался в молитвы, наблюдал и размышлял о мусульманах. Отсюда его поэмы «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан», вылившиеся в «Подражания Корану».
Светлое отношение Пушкина к Востоку, Исламу и Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение, удивило современников. «Слог восточный был для меня образцом, - писал Пушкин поэту Денису Давыдову, - сколько возможно нам, благоразумным, холодным европейцам». Друзья и знакомые называли его «апостолом Мухаммада», писали об его арабских предках Ганнибалах. Само название поэмы – «Кавказский пленник» - предвидение прискорбных событий в Чечне, настоящих «кавказских пленников». Концовка «Черкесской песни» - «Чеченец ходит за рекой» - вошла в поговорку, означающую любую опасность для человека. Оправдалась и его «печаль» о нынешней Грузии. Одноименные произведения создали воевавшие на Кавказе М. Лермонтов и Л. Толстой. Оба гения в разной форме повторяли мысль Пушкина о необходимости понимания, что «нельзя вечно жить вооруженным, в постоянной тревоге набегов, этому должно положить конец. Но придет время, и мы заживем мирно и дружно».
Эпиграфом к «Бахчисарайскому фонтану» Пушкин взял слова персидского поэта Саади: «Многие, как и я, посещали сей фонтан, но иных уж нет, а другие странствуют далече». В «Татарской песне» поэмы звучат «Святые заповеди Корана» - о совершении хаджа в Мекку, о Рае – награде погибшему воину:
Дарует небо человеку Замену слез и частых бед? Блажен факир, узревший Мекку, На старости печальных лет.
Блажен, кто славный брег Дуная Своею смертью освятит: К нему на встречу дева Рая С улыбкой страстной полетит.
В первой части «Подражаний Корану» - строки о ниспослании Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение, Сияющего Корана, о могуществе Творца, милости и любви Бога к Пророку, мир ему и благословение, и верующим в Судный день и Рай.
Клянусь четой и нечетой, Клянусь мечом и правой битвой, Клянусь Я утренней звездой, Клянусь вечернею молитвой:
Нет, не покинул Я тебя, Кого же в сень успокоенья Я ввел, главу его любя, И скрыл от зоркого гоненья?
Не Я ль в день жажды напоил Тебя пустынными водами? Не Я ль язык твой одарил Могучей властью над умами?
Мужайся ж, презирай обман, Стезею правды бодро следуй, Люби сирот и Мой Коран Дрожащей твари проповедуй.
Слова «Люби сирот» навеяны сурой «Подаяние». Это память о заботе Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, о детях погибших мусульман – пример следования вере. Слова «Мой Коран» вновь подчеркивают характер ниспосланности Священного Корана Пророку Мухаммада, мир ему и благословение, Всевышним.
Вторая часть «Подражаний» посвящена жёнам и жизни Пророка Мухаммада, мир ему и благословение.
О жёны чистые Пророка, От всех вы жён отличены: Страшна для вас и тень порока. Под сладкой сенью тишины
Живите скромно: вам пристало Безбрачной девы покрывало. Храните верные сердца Для нег законных и стыдливых, Да взор лукавый нечестивых Не узрит вашего лица!
А вы, о, гости Магомета! Стекаясь к вечери его, Брегитесь суетами света Смутить Пророка Моего.
В паренье дум благочестивых, Не любит он велеречивых, И слов нескромных и пустых: Почтите пир его смиреньем, И целомудренным склоненьем Его невольниц молодых.
«Жёны пророка! Вы не то, что все другие жёны; если вы богобоязненны, то не будьте слишком ласковы в словах ваших, чтобы в том, у кого в сердце болезнь, не было желания на вас; говорите разговором хорошим», - сказано в Коране.
Первая жена Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, вдова Хадиджа, была старше его на пятнадцать лет. Она первой уверовала в его пророческую миссию, став первой мусульманкой. При ней Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, не брал себе других жён. После ее смерти его жёнами были дочь первого халифа Абу Бакра Айша, запомнившая более тысячи хадисов о том, как поступал Пророк, мир ему и благословение, в том или ином случае, что он говорил по тому или иному поводу, вдовы погибших братьев, сестра одного из могущественных его противников, впоследствии принявшего Ислам.
В основу третьей части «Подражаний» положены суры «Нахмурился», «Хадж», «Падающие»… Она начинается с явления слепого человека:
Смутясь, нахмурился Пророк, Слепца послышав приближенье: Бежит, да не дерзнет порок Ему являть недоуменье.
С небесной книги список дан Тебе, Пророк, не для строптивых; Спокойно возвещай Коран, Не пробуждая нечестивых!
Почто ж кичится человек? За то ль, что наг на свет явился? Что дышит он недолгий век, Что слаб умрет, как слаб родился?
За то ль, что Бог и умертвит И воскресит его – по воле Что с неба дни его хранит И в радостях и в горькой доле
За то ль, что дал ему плоды, И хлеб, и финик, и оливу, Благословив его труды, И вертоград, и холм, и ниву?
Но дважды ангел вострубит; На землю гром небесный грянет: И брат от брата побежит, И сын от матери отпрянет
И все пред Бога притекут Обезображенные страхом И нечестивые падут Покрыты пламенем и прахом.
Последние два четверостишия навеяны многими аятами, например: «В тот день, как вы его увидите, каждая кормящая забудет того, кого кормила, а каждая обладательница ноши сложит свою ношу. И увидишь ты людей пьяными, но они не пьяны. Но наказание Аллаха – сильно» (22:2).
Четвертая часть перелагает аят: «Разве ты не видел того, кто препирался с Ибрахимом о Господе его за то, что Аллах дал ему власть? Вот сказал Ибрахим: «Господь мой – Тот, Который оживляет и умерщвляет». Сказал Он: «Я оживляю и умерщвляю». Сказал Ибрахим: «Вот Аллах выводит солнце с востока, выведи же его с запада». И смущен был тот, который не верил: Аллах ведь не ведет прямо людей неправедных!».
С Тобою древле, о Всесильный, Могучий, состязаться мнил, Безумной гордостью обильный; Но Ты, Господь, его смирил.
Ты рёк: Я миру жизнь дарую, Я смертью землю наказую, На всё подъята длань Моя. Я также, рёк он, жизнь дарую, И также смертью наказую: С Тобою, Боже, равен я.
Но смолкла похвальба пророка От слова гнева Твоего: Подъемлю солнце Я с востока; С Заката подыми его!
Первые два четверостишия пятой части «Подражаний» посвящены Творцу и Его могуществу:
Земля недвижна; неба своды, Творец, поддержаны Тобой, Да не падут на сушь и воды И не подавят нас собой.
Зажёг Ты солнце во вселенной, Да светит небу и Земле, Как лен, елеем напоенный, В лампадном светит хрустале.
Творцу молитесь; Он Могучий: Он правит ветром; в знойный день На небо насылает тучи; Даёт земле древесну сень.
Он Милосерд: Он Магомету Открыл Сияющий Коран, Да притечём и мы ко свету И да падёт с очей туман.
Пушкинский эпитет «Сияющий Коран» дополняет известные определения Последнего Писания: «Ясный, Благородный, Славный, Мудрый».
Слова «небесный Коран» содержат ответ противникам Ислама, отрицающим ниспослание Священного Корана Пророку Мухаммаду, мир му и благословение. Слова «да притечем и мы ко свету» отражают идею мирной сущности Ислама. Слово «притечем» повторяет слово второго стиха «стекаясь». «Притечем!». Как реки впадают в моря, так и люди вливаются в умму мусульман из среды иудеев, христиан, атеистов и язычников. «Притечем», чтоб «пал с очей туман». А слово «Свет» является и именем Всевышнего Аллаха, и названием суры, содержащей следующие слова: «Аллах – Свет небес и земли… Свет на свете! Ведет Аллах к Своему свету, кого пожелает…». Вытекает эта песня из суры «Ибрахим»: «Я Аллах – Видящий. Книга, которую Мы ниспослали тебе, дабы мог ты вывести по соизволению их Господа из тьмы на свет, на путь Могущественного, Достохвального».
Шестая часть поэмы посвящена погибшим на поле брани с язычниками и идолопоклонниками. В ней – о Рае, ожидающем погибших.
В седьмой части Пушкин перелагает суру Корана «Семейство Имрана». Она начинается с обращения к Пророку, мир ему и благословение, - «Восстань!». Да, к Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение, родившемуся в Мекке, где с незапамятных времен живут язычники, иудеи, христиане, проповедовать новую религию – значит восстать:
Восстань, боязливый: В пещере твоей Святая лампада До утра горит.
Сердечной молитвой, Пророк, удали Печальные мысли, Лукавые сны!
До утра молитву Смиренно твори; Небесную Книгу До утра читай!
«В пещере твоей» - в пещере горы Хира, где долгое время молился Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, ночью 24 числа месяца рамадана 610 г. по воле Всевышнего Аллаха явился ему ангел Джибраил с «Небесной Книгой», о чем слова суры «Ночь Свершения».
Как и Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, как и старцы-пустынники, говорившие, «когда один – я с Богом», Пушкин чтил «студенческую келью» Лицея, «маленький грот» в Гурзуфе, «большой серый грот» в Каменке, хранил «внутреннюю келью своего сердца», в пещере со «святой лампадой» в имении Михайловском явились Пушкину «Подражания Корану» и стихи:
В пещере тайной, в день гоненья, Читал я сладостный Коран; Внезапно ангел утешенья, Взлетев, принёс мне талисман.
Его таинственная сила… Слова святыя начертила На нём безвестная рука.
Восьмая часть поэмы – это молитва на слова «люби сирот», приведённые в первом стихе, о чем звучат аяты многих сур, например «Подаяния»:
Торгуя совестью пред бледной нищетою Не сыпь своих даров расчётливой рукою: Щедрота полная угодна небесам В День грозного Суда, подобно ниве тучной, О сеятель благополучный! Сторицею воздаст она твоим трудам.
Но если, пожалев трудов земных стяжанья, Вручая нищему скупое подаяние, Сжимаешь ты свою завистливую длань, - Знай: все твои дары, подобно горсти пыльной, Что с камня дождь обильный, Исчезнет – Господом отверженная дань.
Сиротство коснулось пророков Моисея и Мухаммада, мир им обоим. «В Откровении матери Моисея Мы сказали: вскорми его и, когда ты убоишься за него, кинь его в море. Не бойся, не печалься, Мы возвратим его к тебе и сделаем его посланником». Отец Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, умер еще до его рождения. Шестимесячным ребенком он был взят на воспитание в племя кочевников. В 6 лет он потерял мать.
Закят или подаяние – не милостыня и не любезность для сирот и бедных, это налог братства. Закят связан с правами бедных и слабых на часть имущества богатых. Имущество человека – достояние Аллаха: «Если знаете в них доброе, наделите их чем-нибудь из своего имущества, каким наделил вас Господь». Милостыня – это доброе слово, сочувствие в горе, любая помощь или услуга. «Поэтому у бедняка не меньше возможности подавать милостыню, чем у богача. И в этом они равны».
Последняя девятая часть «Подражаний…» навеяна 2-ой сурой Корана (2:261). В ней о слабости путника, «роптавшем на Бога», о милости к нему «Владыки небес и земли»:
И чудо в пустыне тогда совершилось: Минувшее в новой красе оживилось; Вновь зыблется пальма тенистой главой; Вновь кладезь наполнен прохладой и мглой;
И ветхие кости ослицы встают, И телом оделись, и рёв издают; И чувствует путник и силу, и радость, В крови заиграла воскресшая младость;
Святые восторги наполнили грудь: И с Богом он далее пускается в путь.
Долгое время после пушкинского стихотворения «Талисман» в Крыму были в ходу были аналогичные талисманы или лубочные картинки, изображающие «красивую татарскую девочку в нарядной национальной одежде, передающей в дар своей подруге кольцо талисман»:
Там, где море вечно плещет, На пустынные скалы, Где луна теплее блещет В сладкий час вечерней мглы,
Где в гаремах наслаждаясь, Дни проводит мусульман, Там волшебница, ласкаясь Мне вручила талисман.
И, ласкаясь, говорила: Сохрани мой талисман – В нем таинственная сила! Он тебе любовью дан.
В бурю, в грозный ураган Головы твоей, мой милый, Не спасет мой талисман.
И богатствами Востока Он тебя не одарит, И поклонников Пророка Он тебе не покорит.
И тебя на лоно друга, От печальных чуждых стран. В край родной на север с юга Не умчит мой талисман…
Но когда коварны очи Очаруют вдруг тебе, Иль уста во мраке ночи Поцелуют вдруг тебя:
Милый друг! От преступленья, От сердечных новых ран, От измен, от забвенья Сохранит мой талисман.
Язычники Мекки утверждали, что Коран якобы представляет собой стихи, сочиненные Мухаммадом, мир ему и благословение. К ним и их последователям обращены слова Аллаха: «Да, они говорят: он – путаница сновидений. Он выдумал его; он – поэт», и слова Пушкина:
Они твердили, пусть виденья Толкует хитрый Магомет, Они ума его (творения), Его ль нам слушать – он поэт!
Тема Ислама не покидала Пушкина. Не раз в Коране и хадисах звучит, что словам и деяниям предшествуют намерения человека. Отсюда пушкинские слова («Борис Годунов»):
Твои слова, деяния судят люди, Намеренья Единый видит Бог.
В рукописи «Евгения Онегина» также были слова:
В Коране много мыслей здравых, Вот, например: «Пред каждым сном Молись; беги путей лукавых, Чти Бога и не спорь с глупцом.
В конце стихотворения «Памятник» звучит «И не оспоривай глупца». Вспомним строки «Пророка»:
И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстную водвинул.
Эта идея явно навеяна Кораном: «Разве не расширили Мы тебе грудь и не избавили тебя от ноши твоей», хадисом о Пророке Мухаммаде, мир ему и благословение, кому ангелы раскрыли грудь и вынули и очистили сердце снегом и, вложив его в грудь, удалились.
Завершающие слова исповеди автора и призыва Бога: «Восстань, Пророк…» повторяют слова, обращенные к Мухаммаду, мир ему и благословение, в начале седьмой части поэмы «Восстань боязливый».
Пушкин называл себя «угадчиком», ибо Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, был последним Посланником Всевышнего Творца. Может быть, он первым из пророков муз назвал Ислам мировой религией.
https://islam.ru/content/kultura/31273
Харис Исхаков
журнал Ислам