Экология и сунна

Editor


Экология и сунна

Без сомнения, в современном мире одним из самых важных вопросов является проблема окружающей среды. Эта проблема, которая в серьезном масштабе угрожает  жизни человека и общества не является проблемой определенной страны, а глобальной проблемой всего мира. Со времени становления мира проблема окружающей среды не достигала таких огромных размеров.

В основе и центре данной проблемы находится человек. Охрана окружающей среды и очистка загрязненности в руках человека, стараться в передаче последующим поколениям чистой и благоприятной среды является для всех религиозной и национальной обязанностью. Ислам в отношении среды предосматривает в первую очередь охрану среды, в которой мы проживаем. Image

Пророк Мухаммад на протяжении всей жизни занимался охраной окружающей среды и по этой теме оставил нам если  можно так выразиться "экологическую сунну." Под этим выражением имеется ввиду любовь Пророка к живым существам и природе, словесное учение относительно охраны природы и животных и непосредственная деятельность в данном отношении. При изучении источников хадиса можно встретить множество хадисов напрямую или косвенно связанных с этой темой. 

В хадисах имеются множество предупреждений о предотвращении загрязнения и соблюдении чистоты рек и морей: запрет на использование вместо тувалета водных путей, окружение фруктовых деревьев, дорог и места отдыха людей; места содержания животных должно быть вдалеке от колодцев. И даже говорится, что использование таких мест под тувалет является харамом. По соблюдению чистоты мечетей и неиспользовании под тувалет источников воды, берегов рек и застойных вод имеются серьёзные предупреждения. Хадис "Один из вас не совершайте тувалет в застойную воду, потом вынужден будет совершить этой водой омовение." (Бухари, "Вуду" B.68; Муслим, "Тахарат" H. No: 95 - 96) является примером этому.

Пророк Мухаммад с детсва находился в тесной связи с окружающей средой и природой. В детстве, как и другие пророки, занимался пастушеством и говорил об этом следующим образом:  "Аллах не послал ни одного пророка, который бы не пас овец."Асхабы спросили; "И ты тоже, о Посланник Аллаха? ". Он ответил им "Да, я тоже за определенную цену пас овец жителей Мекки." (Бухари, "Иджаре" B.2; Ибн Мадже, "Тиджарат" B.5). Помимо этого в жизни Пророка было много животных (лошади, овцы, козы и др.), сады и виноградники. Вернее живя в тесной связи с природой, с землей Пророк Мухаммад непосредственно интересовался озеленением и умножением саженцев деревьев, показал образцовые примеры в этом отношении. 

Пророк Мухаммад проявлял заботу об превращении в лес места под названием "Зурейбут Тавил" поблизости Медины и произнеся: "Кто отрубит отсюда одно дерево вместо него пусть посадит одно дерево" поставил обязательное условие садить дерево, вместо отрубленного. Таким образом данная местность со временем превратилась в зеленый лес. Пророк долину в радиусе 12 миль от центра Медины объявил "харам" и запретил там рубку деревьев, покос листьев и травы и убийство животных.

Многочисленность хадисов о поощрении озеленения и соблюдения чистоты и охраны окружающей среды в большой степени отражают понятие окружающей среды Пророка Мухаммада.

"Если мусульманин посадит дерево и посадит пашню и оттуда воспользуются одна птица, человек или какое - либо животное, это будет считаеться за его милостыню". (Бухари, "аль Харс вельмюзара", Mуслим, "Мюсакат", H.No: 12)

"Во время светопредставления держите в руках саженец финикового дерева, если в силах посадить его, то сразу немедля садите этот саженец."(Бухари, Адабуль муфрад, (Халид Абдуррахман), стр. 138, Даруль Марифе, Бейрут, 1966). Здесь смысл  -в осознании важности посадки деревьев и приучение к этому.

"Kто посадит дерево, тому Аллах сочтет блага в размере урожая этого дерева." (Aхмед б. Ханбал, Мюснад, V, 415).

"Kто посадит дерево и будет ухаживать за ним вплоть до урожая, то ему будут приписаны милости и блага в размере каждой  штучки использованного урожая." (Ахмед б. Ханбал, Мюснад, IV, 61, 374).

"Kто посадит дерево и это дерево вырастит, то из-за этого Аллах посадит для него дерево в раю». (Ахмед б. Ханбал, Мюснад, IV, 61).

Пророк Мухаммад в первую очередь подчеркивал необходимость учета любви в положительном и чутком отношении к окружающей среде и выразил любовь к горе Ухуд следующим образом: "Это любящая нас гора, и мы любим ее." (Бухари, "Мегази", Б. 27).

Религия Ислам сообщила об ответственности человека за все живое, не делая никаких различий. Как положено соблюдать права человека в обществе, так и следовать соблюдению прав животных, конечно же не унижая их. Человек должен заботливо и милосердно относиться ко всему живому, за исключением человека, в рамках объективных норм.

"К милосердным и Аллах милостливо отнесется. Будьте милосердными к тем кто на земле, чтоб заслужить милость тех, кто на небесах." (Tирмизи, "Бирр" Б. 16).

"...Кто не проявит милосердия к тому не будет проявлена милость..." (Бухари, "Адаб" Б. 18; Муслим, "Фадаил" H.No: 65).

В этих двух хадисах указывается, что проявлять милосердие надобно не только по отношению к людям, но и всем живым существам.

Пророк настрого запретил применение грубой силы к животным, принимать их за цель при стрельбе, устраивать драки между ними, охотиться ради настроения, из-за мучений животных использование капкана при охоте. В хадисах совершенно точно указано, что по поводу причененных  мучений животным, человек будет отчитываться перед Аллахом.

Пророк Мухаммад сказав "От убившего просто так одного воробья, Аллах будет спрашивать  в день воскресения" (Муслим, "Сайд" H.No: 57) просит не мучить и не наносить боль живым существам. Запретил клеймить животных, проклинать их, разрушать птичьи гнезда и забирать оттуда птенцов; требовал - содержать в чистоте тела и сараи домашних животных и очень чутко относиться к их детенышам. Пророк Мухаммад подчеркнул о наличии воздаяния за каждую проявленную доброту к животным, принимал кошек за членов семьи. 

Дополняющих жизнь человека, имеющих важную роль в сохранении равновесия природы, к животным относиться по - человечески, всем чутко и тонко относиться к ликвидированию неправильных манер поведения и суждения идущих от традиции и избегание всяческих мучений по отношению к ним - все это необходимое условие для цивилизованного человека.

Оповеститель веры Ислама и самый большой охраник окружающей среды Пророк Мухаммад на протяжении всей жизни принимал непосредственное участие в работах относительно окружающей среды. В основе хадисов относительно окружающей среды имеет место чуткое воспрятие окружающей среды, охрана и сознательность окружающей среды.


وَالَّذ۪ينَ اٰمَنُوا بِاللّٰهِ وَرُسُلِه۪ٓ اُو۬لٰٓئِكَ هُمُ الصِّدّ۪يقُونَۗ وَالشُّهَدَٓاءُ عِنْدَ رَبِّهِمْۜ لَهُمْ اَجْرُهُمْ وَنُورُهُمْۜ وَالَّذ۪ينَ كَفَرُوا وَكَذَّبُوا بِاٰيَاتِنَٓا اُو۬لٰٓئِكَ اَصْحَابُ الْجَح۪يمِ۟ ﴿19﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Уверовавшие в Аллаха и Его посланников - это правдивейшие люди. А павшие мученики находятся возле своего Господа, им уготованы их награда и их свет. А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, являются обитателями Ада.
(аль-Хадид, 57/19)