"Верующие - только те...которые вершат молитву должным образом" (Анфаль 1/3).
"(Обитатели Рая) спрашивают грешников: "Что завело вас в опаляющий огонь?" (те) говорят: "Мы не были среди молящихся ..." (аль-Мудассир/41-43).
Коран описывает главное качество истинных верующих, как людей, "которые выстаивают молитву" (аль-Аараф 7/170). А в таких айатах, как: "Скажи рабам Моим, которые уверовали, пусть они стоят на молитве" (Ибрагим 14/31), намаз представлен как первый признак веры.
Намаз - пусть и не в окончательной форме, был вменен в обязанность в первые дни пророчества. Первым, что Джабраил продекламировал нашему досточтимому Господину - были пять первых айатов суры "Сгусток", тогда как первым, чему он был научен в качестве практического действия, стал намаз, совершаемый после ритуального очищения. Тот факт, что первые мусульмане во главе с Посланником Аллаха уже на заре ислама совершали намаз свидетельствует о том, что ислам никогда не был религией, занимающейся отдельными моментами, связанными только с верой и убеждениями.
Намаз важен; он является поклонением практического характера. Ибо он воплощает собой физическую демонстрацию веры в единство и единственность Аллаха, а также признание человеком самого себя в качестве Его раба. Ученые, исследующие чеовеческое поведение, сообщают, что эмоции и состояние сознания, которые не выражаются через действие, будет считаться несуществующим, и со временем оно ослабнет и вообще исчезнет. На самом деле установление намаза, означающего демонстрацию нашей веры в Аллаха и привязанности к Нему, в качестве центрального элемента нашей жизни, происходит в силу присущей нам сильнейшей потребности к сохранению постоянства нашей веры. (Обратите внимание, что в Коране намаз сотни раз передается словосочетанием "выстаивать молитву", что означает "утверждение чего-либо, исправление, путем приведения в порядок, правильное исполнение, тщательное усердное выполнение чего-либо с соблюдением всех требуемых условий, достижение постоянства и почтительного отношения").
Выстаивание намаза возможно, если исполнять его постоянно, регулярно и без перерывов. "Которые в своей молитве постоянны" (Мирадж 70/23). Для того, чтобы блага, которые наш Господь желает даровать нам посредством намаза. Воплотились в жизнь и чтобы они в течение всей жизни украшали бытие Его раба, намаз следует исполнять регулярно и без перерывов. "...сколько же людей, которых не отвлекает ни торговля, ни купля от поминания Аллаха, выстаивания молитвы, принесения очищения...," (нур 24/37).
Именно по причине своей крайней значимости намаз был оценен самим Посланником Аллаха как "опора религии". Наш господин Посланник показал, что намаз - это средство отделения или различения веры и неверия/многобожия, отделения верующих от лицемеров. Он обратил особое внимание на то, что оставление намаза приводит к отдалению от веры и что оно способно даже стать причиной уподобления Каруну и фараону.
Одновременно намаз с позиции человеческого совершенства подобен свету наших очей. Возможно, что это так, поскольку он отражает наше желание совершить сознательную остановку в потоке постоянно увлекающей нас за собой ежедневной рутины. В одном из хадисов сказано: "Если бы рядом с вашим домом протекала река и если бы вы пять раз в день омывались в ней, то осталась бы на вашем теле хоть какая-то грязь? Вот и пятикратный намаз подобен этому - он начисто смывает грехи". Иными словами, намаз омывает душу человека, очищает и освежает сердце человека. Всякий, кто совершает пятикратный намаз пять раз в сутки очищает свою душу, избавляет свое сердце от пороков. Но именно в этот момент в нашей памяти всплывают люди, человеческими качествами и нравственностью которых мы не очень-то довольны, хотя они и совершают намаз. Мы не должны думать, что для таких людей нет пользы от намаза, который возвышает нравственный облик человека. Я думаю, беспокоящее нас противоречие возникает здесь в силу неверно сформулированного вопроса. Правильно поставленный вопрос звучит следующим образом: "А что творили бы эти люди, не читай они намаз вовсе?" Мы ведь знаем, что регулярное и постоянное исполнение поклонения в какой бы то ни было форме, непременно вносит свой вклад в нравственное развитие человека. Поскольку, мы не можем видеть начального духовного уровня, пройденного им пути и его внутреннего потенциала как друг друга, так и, в большинстве случаев, самих себя, то мы и не можем видеть то, от чего намаз нас оберегает. Но мы уверены в том, что каждый совершенный нами намаз очищает нас в той мере, в какой мы проявляем усердие и осознанность по отношению к нему.
Чистота является неотъемлемым и фундаментальным условием намаза, являющегося наивысшим поклонением. В исламе чистота подразумевает два вида: чистоту тела и чистоту души. Чистота тела, одежды, жилища и окружающей среды проистекает от веры, и сама религия создвигнута на чистоте. Возможно, именно по той причине, что согласно нашей религии физическая чистота является необходимым условием поклонения, нам вменено в обязанность предварительное очищение тела и места, где мы собираемся совершить намаз от того, что в религии считается нечистым. Поклонение, совершаемое в состоянии ритуальной нечистоты, считается неприемлемым и недостойным внимания.
Помимо физической и фактической чистоты в Исламе присутствует богословское символическое понятие "очищения от нечистоты". К ней относятся совершение малого омовения до намаза и совершение полного омовения после сексуальной близости. Даже если человек физически чист даже без омовения или после близости, он считается нечистым с духовной точки зрения. Поэтому в таком состоянии он не может предстать перед Аллахом и не может исполнить намаз. Чтобы предстать перед Богом ему необходимо очиститься символически, т.е. духовно. Вот поэтому малое омовение не является простым актом умывания рук и лица. Оно подразумевает физическое и духовное очищение. Возможность очищения землей для тех, кто не может найти воду для омовения (Ниса 4/53), является доказательством того, что цель очищения состоит не только в физическом, но, одновременно, и в очищении духовном.
Намаз - это незаменимый фундаментальный элемент повседневной жизни. Дни программируются намазом. Благодаря намазу, совершаемому в пяти разных периодах суток и начинаемому со слов возвеличивания Аллаха, в котором мы раз за разом повторяем слова: "Только Тебе мы поклоняемся и только к Тебе прибегаем за защитой" (Фатиха/4), весь день проходит с осознаннием нашего предстояния перед ликом Аллаха. Человек, который со словами "Аллах велик" откладывает в сторону все свои мирские заботы и материальные интересы и предстает перед своим Господином, никогда не бывает так близок к Аллаху, как он бывает близок к Нему во время намаза. Поэтому намаз называется "вознесением верующего". (С этой точки зрения имеет особый смысл молитва тахиййат, которая представляет собой ни что иное, как напоминание о приветствии, которым досточтимый Пророк обменялся с Господом, а также память о воодушевленном участии в этом ангелов).
Намаз - это систематизированное и концентрированное состояние молитвы.
Возвеличивание, восславление и восхваление Аллаха, выражение благодарности признательности в Его адрес, обращение к Нему за помощью, покаяние перед Ним и испрашивание прощения за грехи, мольбы, просьбы, умоления, смирение, божий страх, поминание и размышление, в общем, все формы демонстрации чувств раба божьего собраны в поклонении, которое представляет собою намаз. Подобно тому, как стояние, поясные и земные поклоны, совершаемые во время намаза включают в себя формы поклонения всех божьих созданий, они в то же время являются воплощением всех форм поклонения, установленных в Исламе. Все они собраны воедино в намазе.
Все существующие во вселенной творения от самого малого до самого грандиозного поминают Аллаха, в предусмотренной для них форме. Если мы представим этот процесс как симфонию, в которой принимают участие все элементы материи от самых малых и до галактических масштабов, то мы сможем прочувствовать и наше участие в этом стройном многоголосии, когда, сделав перерыв в увлекающих нас телесных и материальных, заботах мы становимся на намаз. Всякий раз, когда мы переживаем это чувство, намаз из обязательного для нас действия превращается в наслаждение. Вселенский характер намаза может быть прочувствован благодаря тому, что время намазов привязано к движению солнца относительно земной поверхности, из-за чего в каждый момент времени для всех участков на какой-либо определенной географической долготе наступает время намаза, из чего следует, что в любой момент времени на земле есть те, кто выстраивается рядами и склоняется в земном поклоне. Также вселенский характер намаза выражается в том, что для его исполнения нет необходимости в каком-то специальном месте и в занимающихся этим священнослужителях, ведь намаз можно совершить в любом чистом месте даже в одиночестве.
Намаз - не является поклонением, которое влияет лишь на внутренние процессы личности. Напротив, он представляет собой важнейшее мерило, определяющее как взаимоотношения человека начиная с его ближайшего окружения, так и его мировоззрение. Намаз берет на себя функцию установления направленности и формы взаимоотношений с людьми. "Ваш покровитель - только Аллах и Его посланник и те, которые уверовали, которые выполняют молитву и дают очищение, и они преклоняются" (Маида/55).
Главным образом, намаз представляет собой наполненность сердца смирением перед Аллахом, т.е. его наполненность высочайшим благоговением и покорностью, вербальное поминание Аллаха и предельное почтение к Нему, выражаемое физически. Намаз, совершаемый без смирения в сердце и физического чувства возвеличивания при всем своей внешней и формальной похожести на намаз, в истинном смысле этго слова намазом не является. По этой причине в одном из хадисов сказано: "Сколько людей соврешают намаз, но приобретают они лишь усталость и затруднение".
В Коране намаз назван "зикр", что значит "поминание". То, насколько человек во время намаза помнит об Аллахе, говорит о том, настолько истинен и совершенный им намаз. И если такой человек в какой-то момент во время намаза уловит ощущение своего предстояния перед Аллахом, то это будет для него великой радостью. Особенно важно пережить это ощущение в самом начале намаза. Достоинство и особенность этого момента, распространяясь на весь намаз могут послужить основой, придающей ему свое своеобразие и характерность.
В названии места, где совершается намаз, - "михраб", - отражается битва, которая ведется против нафса и дьявола. В этом состоянии выражение "отдать должное михрабу" означает одержание победы над ними.
Хотя намаз и предписано совершать в строго определенные промежутки времени (Ниса/47103), тем не менее, Священный Коран не дает четких указаний о количестве обязательных намазов и о числе поклонов в них. Даже время намазов описано очень кратко. Подобно другим многочисленным религиозным установлениям, в данном вопросе детали также восходят к богооткровенным наставлениям нашего Посланника Аллаха.
Религия Ислама придает большое значение единству и сплоченности общества. Для обеспечения этого особое значение имеет коллективное соврешение намаза, а также соборные джами-мечети, где такие намазы проводятся. В Исламе весьма поощряется коллективное совершение мусульманами пятикратных намазов в мечетях. Хотя только пятничный намаз вменен в качестве единственного намаза в течение недели, который следует совершать коллективно. Праздничные коллективные намазы совершаются два раза в год и им придан статус ваджиб. А также обязательный характер имеет ежегодный сбор мусульман всего мира в Мекке. В каком бы уголке мира мы не находились, во время каждого намаза мы обращаемся лицом в сторону Каабы. Это тоже укрепляет чувство вселенского единения. Ведение коллективного намаза одним имамом, следование джамаата выбранному имаму, стройность и прямота рядов, одновременно-синхронное выполнение движений, подчиненных строгой дисциплине и порядку - все это крайне важно как с духовной, так и общественной точки зрения. Богатый-бедный, начальник-подчиненный, сильный-слабый, старый-молодой - не взирая на эти различия, верующие занимают не отличающиеся одно от другого места в рядах в зависимости от времени их прибытия в мечеть. Это особенно важно для того чтобы мусульманское общество на ментальном уровне постигало реально существующее равенство людей как рабов Аллаха.