1 - Предисловие: Мекка до ислама

Editor


1 - Предисловие: Мекка до ислама

 

Как известно, посланный на милость мирам посланник Аллаха и последний пророк Мухаммад (да благославит и приветствует его Аллах) родился в одном из городов области Хиджаза Мекке. Хиджаз находится на западе Аравийского полуострова, который занимает место на середине между тремя континентами, известных как старый мир, Азии, Европы и Африки. Поэтому будет полезным затронуть в основных чертах историю Мекки, Каабы и Курайшитов.
 
История Мекки известна лишь с периода пророка Ибрахима, сведений о предшествуюшем периоде немного. Пророк Ибрахим по воле Аллаха привез в Мекку маленького сына Исмаила и мать ребенка Хаджар, а сам вернулся в Иерусалим. Долина Мекке определенная в Коране как "долина невозделанная для злаков" (Ибрахим 14/37) обладала характерными пустынной земле жарким климатом и засушливостью. По этой причине мать с сыном очень скоро столкнулись с проблемой безводья. По религиозным преданиям, Хаджар в поисках воды металась между холмами Сафа и Марва и в момент отчаяния, когда мать потяряла надежду на спасение жизни своего младенца, по воле Аллаха на месте нахождения ребенка, из-под земли пробил ключ воды. Ключ назвали Замзам и в результате обилия воды это место превратилось в место отдыха караванов. Через некоторые время прибывшее из Йемена племя Джурхум обосновалось вокруг Мекки. Исмаил научился от них арабскому языку и женился на девушке из этого племени.
 
Пророк Ибрахим жил в Иерусалиме и время от времени навещал Хаджар и Исмаила. Ибрахим при третьем визите в Мекку по воле Аллаха вместе с сыном Исмаилом принялись за строительство Каабы. Исходя из некоторых айатов Корана (Бакара 2/127; Ал-и Имран 3/96); Хадж 22/26) становится ясно что, Кааба существовала и до пророка Ибрахима, но после разрушения со временем исчезли даже следы от места нахождения, которое было найдено пророком Ибрахимом и заново отстроено1. В Коране не имеется сведений о данных строителей Каабы до Ибрахима, но в некоторых источниках указывается на пророка Адама или сына Шита. После завершения строительства Каабы пророка Ибрахима навестил Джабраил и научил его обряду хаджа. Ибрахим пригласил всех людей для совершения этого обряда и при содействии сына исполнив возложенные на него обязанности, оставив Исмаила в Мекке, вернулся в Палестину.
 
Через одно поколение после пророка Исмаила управление Мекке и Каабой перешло к Джурхум. Вначале они восприняли оповещаемую Исмаилом веру, но со временем сбились с пути: наряду с безнравственным поведением стали воровать преподнесенные для Каабы подарки; плохо относиться к поломникам, прибывших для исполнения хаджа. Через несколько лет, прибывшее из Южной Аравии племя Хузаа обосновалось в окрестностях Мекки и одержав победу в сражении с Джурхум изгнали их из города. Джурхум сорвав с места аль-Хаджар аль-асвад (черный камень) закопали куда-то, закрыв колодец Замзам уничтожили все следы и только после этого вернулись на прежнюю родину, Йемен. Исмаилиты по причине малочисленности не принимали участия в сражении и придя к соглашению с Бани Хузаа остались в городе. В период Хузаа член племенной знати Амр б. Лухай прибрав к рукам управление Мекке и Каабой и ликвидировав традицию тавхид (вера в единого бога) создал почву для основания в городе идолопоклонства.
 
В первой половине V-ого столетия племя Курайшитов во главе с дедом в пятом поколении Пророка Мухаммада Кусай б. Килабом одержав победу в борьбе с Хузаа стали новыми управляющими Мекки. Таким образом, символ большого уважения и чести, обязанности по обслуживаю Каабы перешли к курайшитам. Кусай собрав воедино группы Курайшитов поселил их вокруг Каабы. Также приняв необходимые меры по установлению порядка принял на себя должности: управляющего Мекки (управление Дар ан-надва); пост главнокомандующего (кийада); знаменосец (лива); уход и охрана ключей дверей Каабы (хиджаба или сидана); доставка воды поломникам хаджа (сикайа) и принятие поломников хаджа (рифада). Построенная под его началом Дар ан-надва стала местом собрания при решении важных вопросов и совершении различных церемоний, это продолжалось плоть до периода Ислама.
 
После Кусая управление Меккой и обязанности по обслуживанию Каабы перешли к его детям и внукам. Внук Кусая и дед в третьем поколении Пророка Мухаммада Хашим б. Абдманаф приложил большия усилия для удовлетворения необходимости в еде и питье жителей Мекки, поломников хаджа и Курайшитов. Известные щедростью Хашим и его братья Мутталиб, Абдушамс и Науфал составили торговые соглашения с Византией, Йеменом, Абиссинией и Ираном. Вместе с этим подписали соглашение о ненападении с племенами, которые проживали вблизости прохождения торговых путей. Таким образом, торговля Мекки приняла международный статус. Курайшиты в результате уважения и почета, заслуженных по причине обязанностей обслуживания Каабы и заключенных соглашений, в полной безопасности совершали путешествия в целях торговли; зимой в Йемен и Абиссинию, летом в Сирию и Анатолию. Хашим в целях торговли отправился в Сирию, во время остановки в Йасрибе (Медина) женился на Сальме, дочери Амр б. Зайда из племени Бани Наджжар. От этого брака родился дед Пророка Абдалмутталиб (Шайба). Во время путешествия Хашим умер в Газзе, в Палестине, где и был погребен. Абдалмутталиб до восьми лет находился в Медине, затем его дядя Мутталиб отвез в Мекку. Абдалмутталиба вырастил дядя и незадолго до смерти передал ему лидерство племени. Абдалмутталиб в результате увиденного сна нашел закрытое Джурхумом место колодца Замзам и привел в должный вид. Он принял на себя обязанность по доставки еды и питья для поломников хаджа.
 
До Ислама Мекке наряду с географическим положением по причине явления религиозного и торгового центра привлекала внимание таких государств как Византия, Иран (Сасаниды) и Абиссиния. Независимый наместник Йемена Абиссинийского Королевства Абраха для предотвращения визитов арабов в Мекку построил в Сане церковь, но не достигнув желаемых результатов решил разрушить Каабу. Он планировал захватить город и этим придать конец его особенности религиозного центра и центра торговой деятельности. Абраха во главе войска достиг округа Мекки и остановился там на отдых. В это время вождь группы Бани Хашим из Курайшитов дед Пророка Абдалмутталиб встретился с Абраха и напомнил ему, что хозяин известного как Дом Аллаха (Бейт Аллах) Каабы обязательно будет охранять его. Непоколебимый в решении разрушить Каабу Абраха отдал приказ о нападении, но находившийся в передних рядах войск слон ни за что не тронулся с места. Как указано в суре Филь (105/1-5) войска Абраха трагическо погибло от маленьких камней, которые градом обрушила на них птичья стая, отправленная Аллахом. Это проишествие назвали Вака аль-Филь, а год события годом Филь. Неудача попытки Абраха послужила среди арабов причиной проявления невиданного ранее уважения и почитания Каабы. Вместе с этим возрос авторитет Мекки и Курайшитов.
 
Мекка была главной среди трех важных городов Хиджаза (два других города - Йасриб (Медина) и Таиф). Мекка находилась на пересечении дорог: с юга в Йемен, с севера в Средиземное море, с востока в Персидский залив, с запада в порт Красного моря Джидда и дороги в направлении Африки. С экономической точки зрения Мекка занимала довольно выгодное положение. С другой стороны, из-за Каабы, являлся религиозным центром Аравии. В определенное время года люди со всех концов Аравии, прибывшие с целью навестить Каабу, придавали оживленность городской торговле. В городе устраивались ярмарки и состязание в искусстве стиха. Ввиду географических условий Мекка была непригодной в земледелии, но составляла основу экономики и торговли.
 
В Мекке, как и в большей части Аравийского полуострова, господствовало идолопоклонство. В Каабе и окружении имелось более 360 идолов, самым большим был очень важный для Курайшитов идол под названием Хубел. Почти в каждом доме тоже имелся идол. Арабы наряду с признанием наличия всемогущего Аллаха как пародителя и управителя всего земного и небесного преклонялись идолам, моля их о приближении к Аллаху и заступничестве перед ним. Таким образом, сбиваясь с пути тавхида, предусматривающего рабство только и только Аллаху, находились в состоянии глубокого заблуждения. Также в Мекки находились Ханифы - хотя и в малом количестве - последователи веры тавхид, исходившей от пророка Ибрахима. 

 

وَالَّذ۪ينَ اٰمَنُوا بِاللّٰهِ وَرُسُلِه۪ٓ اُو۬لٰٓئِكَ هُمُ الصِّدّ۪يقُونَۗ وَالشُّهَدَٓاءُ عِنْدَ رَبِّهِمْۜ لَهُمْ اَجْرُهُمْ وَنُورُهُمْۜ وَالَّذ۪ينَ كَفَرُوا وَكَذَّبُوا بِاٰيَاتِنَٓا اُو۬لٰٓئِكَ اَصْحَابُ الْجَح۪يمِ۟ ﴿19﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Уверовавшие в Аллаха и Его посланников - это правдивейшие люди. А павшие мученики находятся возле своего Господа, им уготованы их награда и их свет. А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, являются обитателями Ада.
(аль-Хадид, 57/19)