Язык тела Пророка Мухаммада

Editor

14 мая 2010 г.

Язык тела Пророка Мухаммада

Пророк Мухаммад, вне всякого сомнения, был обычным человеком, но одновременно являлся Последним Пророком Аллаха. Исполняемая им миссия заключалась в донесении и разъяснении людям принесенной им религии. Несомненно, важным представляется умение Посланника Аллаха, который во всех отношениях являлся наилучшим образцом, строить отношения с людьми в ходе исполнения задачи по распространению религии и разъяснению ее постулатов. Мы говорим об уникальной личности, которая в условиях полуторатысячелетней давности смогла выполнить важнейшую задачу и за очень короткий отрезок времени оказала влияние на десятки тысяч людей, став для них высшим авторитетом. Умение такого человека строить общение и использование им в период исполнения своей миссии языка тела, нужно рассматривать как образец построения отношений. Это умение является феноменом, который необходимо исследовать  с точки зрения различных аспектов межличностной коммуникации и над которым следует еще много работать. Сегодня для нас еще более важным стало выяснение того, как Пророк, выступающий в качестве проповедника, использовал язык тела, оказавшийся крайне эффективным посланием в деле коммуникации.

Язык тела Пророка, слова, изреченные им за двадцать три года жизни, в течение которых он исполнял пророческую миссию, его  образ действий и поступки тщательно отслеживались и, несомненно, были зафиксированы вплоть до мельчайших деталей. Особенно ценным источником в этой области являются хадисы. Из них, вкупе со сказанными Пророком словами, можно получить представление также и о его движениях и манере  поведения.  Среди материалов по затронутой теме ниже на  конкретных примерах будут рассмотрены жесты Пророка, его мимика и манера держать себя.

1. Жесты:  При изучении жестов, которые Пророк использовал во время общения, выясняется, что он больше всего использовал движения рук и пальцев.  По этой причине информация, связанная с жестами, собрана в два соответствующих раздела.

а. Руки: Посланник Аллаха в своих проповедях и речах, которые можно рассматривать как форму обучения и воспитания,  своими жестами оживлял беседу и привлекал внимание слушателей к развиваемой им теме. Кроме этого, он делал вносящие живость в разговор движения и своим посохом, который почти всегда носил с собой. Однажды он говорил, находясь на минбаре мечети. Ударив посохом, он сказал: "Это и есть Тайба (Медина). Это и есть Тайба. Будьте внимательны! Я объяснил вам, что Даджжал не сможет войти в  Мекку и Медину". Для того чтобы раскрываемая тема живо отпечаталась в умах его слушателей, Пророк придавал абстрактным понятиям  конкретно-вещественный облик и упрощал их до такого уровня, который могли бы понять и осознать те, к кому он обращался. Однажды, говоря о том, что он будет первым, кто войдет в рай, Пророк попытался своими руками показать, как он будет стучать во врата рая. Анас бин Малик (ум. 93/712),  видевший это собственными глазами, вспоминал: "Перед моими глазами до сих пор стоит то, как Пророк произнес слова: ‘Я буду первым, кто постучит в двери рая' и, будто бы взявшись рукою за дверное кольцо, постучал". Рассказывая своим сподвижникам о судьбе и предопределении, Пророк прикасался рукой к своей бороде. Толкователи хадисов говорят о том, что этим жестом он демонстрировал смирение, поскольку у арабов в те времена прикосновение к бороде выражало именно это состояние. Во время воспитательно-просветительских бесед Пророк в совершенстве использовал свои руки. В частности, Абдуллах бин Мас'уд (ум. 32/652), являвшийся одним из выдающихся с точки зрения учености сподвижников Пророка, сообщил, что, обучая его молитве ташаххуд, он держал его за руку. В другом сообщении говорится, что Пророк касался не рук, а волос. В те моменты разговора, когда речь шла важных с точки зрения Пророка вещах, он говорил, жестикулируя руками. Например, когда один из ансаров сказал Пророку: "О, Посланник Аллаха! Я слышу от тебя определенные слова, однако не могу их запомнить", Посланник Аллаха ответил ему так: "Возьми в помощники правую свою руку", и, говоря это, изобразил рукой движения как при письме. Прекрасным образцом жестов, которые Пророк делал руками, является случай, о котором поведал аcхаб Абдуллах бин Амр (ум. 65/684). Абдуллах рассказал следующее: "Я имел обыкновение записывать все, что только слышал от Посланника Аллаха". Спустя некоторое время некоторые люди из курайшитов вознамерились отвратить меня от этой практики. Они заявили: "Посланник Аллаха всего лишь обычный человек.  А ты записываешь все, что он говорит, будь то в раздражении или в довольствии". Я рассказал об этом Посланнику Аллаха. Он поднес руку к своему рту и повелел: "Пиши! Клянусь Аллахом, который в своей длани держит мою душу, отсюда не исходит ничего, кроме правды". Однажды Посланник Аллаха проводил коллективную ночную молитву.  Но вместо четырех он совершил только два раката и произнеся приветствия, завершил молитву. Потом он поднялся и прислонился к установленному в мечети деревянному сооружению, напоминающему тахту. Он выглядел как будто бы раздраженным. Он положил правую руку на левую и сплел пальцы рук и подпер правую щеку тыльной стороной левой руки. Люди, покидающие мечеть, полагая, что намаз закончился, спрашивали друг друга: "Разве молитва стала короче?" Среди них были досточтимый Абу Бакр и досточтимый Умар. Но они уходили молча, не задавая вопросов.  Один из сподвижников, которого за длинные руки прозвали "Зульайдайн" подошел к Посланнику Алалха и спросил: "О, Посланник Аллаха! Это ты забыл или намаз стал короче?". Посланник Аллаха ответил: "Ни я не забыл, ни намаз не  стал короче" и, обращаясь к окружающим его людям, спросил: "Правда ли то, что сказал Зульайдайн?". Присутствующие ответили утвердительно, поднялись со своих мест, закончили намаз и совершили поклон саджда-и-саху. Несмотря на то, что в этом случае Пророк не стал говорить о своем расстройстве и задумчивости, его настроение было более чем очевидным из совершенных им движений, иными словами, из языка его тела.

б. Пальцы: Известно, что когда Пророк произнес перед людьми Прощальную проповедь, он спросил "завершил ли я?"  и потом, направив указательный палец на людей, произнес: "Будь свидетелем, о, Аллах!" Когда Муаз бин Джaбaль пришел к Пророку за советом, тот прикоснулся к языку и сказал: "Храни это". Посланник Аллаха мог просто сказать Муазу бин Джaбaлю: "Храни свой язык", но, как видно из этого случая, он использовал более действенный наглядный метод. Согласно сообщению, переданному Абдуллахом бин Абу Ауфом, однажды в пути Пророк Мухаммад, в момент захода солнца, обращаясь к одному из своих слуг, сказал: "Подай мне что-нибудь из питья, я хочу разговеться". Слуга растерялся и произнес: "О, Посланник Аллаха! Но пока еще светло, разве сейчас можно разговляться?" Досточтимый Пророк еще раз попросил пить, а слуга вновь повторил те же слова. Лишь когда Пророк попросил в третий раз, слуга принес ему питье. Посланник Аллаха разговелся и, показывая рукой на восток, сделал ею движения, словно что-то писал, говоря при этом: "Взгляни! Когда вечером эта сторона неба стала темной, как сейчас, постящемуся следует разговеться".

Говоря о необходимости начинать пост, когда на небе появляется молодой месяц и о том, что в лунных месяцах бывает по 29 и по 30 дней, Пророк сказал: "Мы - неграмотная община, мы не умеем писать и считать. Месяц равен стольки-то и стольки-то дням" и, трижды показал пальцы обеих рук так, что получилось 30, а когда он трижды показал пальцы обеих рук во второй раз, то загнул один из больших палцев так, что получилось 29. Объясняя права верующих относительно друг друга, и говоря о том, что между ними должны быть добрые и сердечные отношения, Пророк сказал: "Верующие - что здание.  Они являются друг для друга опорой и поддерживают друг друга". Произнося эти слова, он сплел между собой пальцы обеих рук. Благодаря этому движению он самым совершенным образом показал значимость единства и сполоченности.

2. Мимика: Посланник Аллаха, с точки зрения морали являющийся наилучшим из всех людей, был благородным, вежливым и тактичным.  Присущие ему чувства бесконечного сострадания и милосердия, тут же находили внешее отражение, проявляя его внутренние  переживания, также и его мысли было легко угадать по выражению лица.

а.   Выражение лица: Благодаря мимике разговор Посланника Аллаха приобретал особую выразительность и ценность. Слушатели, к которым обращался Пророк, имели возможность уже по выражению его лица узнавать то, что он собирается им сказать. Бывали времена, когда еще до начала проповеди, становилось ясным на какую тему, и в какой форме состоится разговор. Когда Пророк был чем-то расстроен, то вздувалась вена, проходившая по середине его лба, и краснели глаза. Сахабы узнавали о том, что Пророк расстроен следующим образом. Однажды, войдя в жилище досточтимой Аиши, он увидел там постороннего человека. Это расстроило его, что тут же отразилось на его лице. Достичтимая Аиша объяснила, что этот человек - ее молочный брат.

С другой стороны, Кааб бин Малик (ум. 50/670) рассказал, с каким светящимся от радости лицом его встречал Пророк, чтобы сообщить о том, что покаяние Кааба было принято Аллахом. Тогда Пророк сказал ему такие слова: "Сегодня я приношу тебе радостную весть о том, что этот день является для тебя самым лучшим днем с тех пор, как ты появился на свет".

б. Движения бровей и глаз: Пророк не позволял себе совершать осуждающие кого бы то ни было движения бровей и глаз, и не одобрял этого у других. После взятия Мекки один из приговоренных к казни Абдулла бин Саад бин Абу аш-Шарх, придя к Пророку, попросил пощады и, приникнув к рукам Пророка, поклялся ему в верности. Посланник Аллаха сперва не принимал его клятвы. Он принял ее только на третий раз, а просящий избежал смерти. Позднее Пророк упрекнул своих сподвижников: "Видя мое поведение, почему вы не казнили его?" Сподвижники ответили: "О, Посланник Аллаха! Если бы ты хоть выражением глаз дал нам знак, мы бы покончили с ним!" В ответ на это Пророк сказал: "Глазам пророков не пристало творить предательство".

3. Манера держать себя: Нет сомнения в том, что когда упоминается язык тела Пророка, на ум, прежде всего, приходит присущая ему манера держать себя. Даже молчание Посланника Аллаха имело определенный смысл с точки зрения религии, поэтому создаваемый им, благодаря манере держать себя, образ является истинным и самым выразительным его образом, что в этом отношении может рассматриваться как отражение его морали. Что касается нравственности Пророка, то она, фактически, призвана быть живым воплощением Корана. В общем, своей манерой держаться Пророк в определенном смысле демонстрировал нам тип человека, который подразумевался самим Кораном. Ведь внешний вид человека является одним из важнейших факторов, венчающих его поведение и манеру держаться.

а. Внешний вид: Пророк носил одежды разных цветов и отделки. Нам известно, что он, тем не менее, предпочитал одежды белого цвета.  Он носил такие же одежды, что и окружающие его люди, уделял внимание чистоте одежды  и следил за тем, чтобы она не была потрепанной и рваной. Он носил шерстяные, льяные и хлопковые платья, отказываясь только от   одежд, сшитых из шелковой ткани. Посланник Аллаха всегда источал приятный аромат и очень заботливо ухаживал за волосами и бородой.

б. Отношение к близким людям: Пророк был очень близок к своим женам, детям и внукам и контролировал свое поведение в этой сфере в зависимости от степени близости. Пророк позволял себе целовать в лоб свою дочь Фатиму, садиться на ее постель, обнимать и целовать своих внуков досточтимых Хасана и Хусейна. Эти поступки не только демонстрируют, что Пророку Мухаммаду не были чужды физические контакты, но одновременно представляют собой прекрасный пример того, что он использовал по отношению к своим близким и родственникам принятые в обществе знаки внимания и любви, оказываемые самым дорогим людям.

Когда он говорил с кем-нибудь, то смотрел прямо на него, если здоровался за руку, то не отнимал ее до тех пор,  пока ее не отпускал собеседник, он не отводил взгляда от собеседника до тех пор, пока этого не делал его собеседник. И даже когда кто-нибудь, желая сказать что-нибудь, говорил это шепотом прямо в ухо Посланника Аллаха, он не отдалял голову от собеседника, пока тот не отстранялся сам. С лица Пророка, который увещевал о том, что мусульмане должны быть приветливыми и относиться друг к другу радушно, не сходила улыбка. Посланник Аллаха молча выслушивал своих врагов, творивших против него зло, и начинал говорить, когда наступал его черед. Например, однажды во время встречи с Утбой бин Рабийа (ум.2/624) он сказал: "Говори, Абу-л-Валид! Я слушаю тебя". Когда Утба, закончив говорить, умолк, Пророк спросил: "Ты все сказал, о Абу-л-Валид?" Когда тот ответил утвердительно, Пророк взял слово себе, сказав: "В таком случае и ты послушай меня". Шаг Пророка был тверд, в его походке не было признаков слабости и вялости. Следовавшим за ним людям было трудно поспевать за ним. Он ходил, слегка подавшись вперед, и если его окликали вслед, то он не оглядывался, но поворачивался назад всем телом. Случалось, что Посланник Аллаха, который не говорил без надобности, иногда долгое время проводил в молчании. Сообщается, что в основе такого молчания лежало благочестие, либо оно  было мотивировано его стремлением предостеречь людей от совершения дурных дел, либо своеобразной формой очищения или же было вызвано размышлениями.

в. Телесные контакты: В соответствующих случаях Пророк умел красиво использовать физические прикосновения. Известно, что он обнимал, иногда целовал и прижимал к груди пришедших издалека любимых им людей и близких родственником. Например, Пророк только что вернулся из Хайбарского похода (6/627) когда в Медину из эфиопской хиджры прибыл Джафар бин Абу Талиб (ум. 8/629). Когда Джафар после тринадцатилетнего отсутствия предстал перед Пророком, Посланник Аллаха обнял его, поцеловал между глаз и сказал: "Я не знаю, чему рад больше: победе при Хайбаре или возвращению Джафара". Как упоминается в Благородном Коране, мусульмане давали присягу верности Пороку. В этот момент Пророк клал свои руки поверх рук присягающих и так принимал клятву. Так, посредством непосредственных физических прикосновений Посланник Аллаха еще более укреплял сердечность и искренность взаимотношений. С другой стороны, известно, что для установления близких отношений с детьми, Пророк вел себя таким образом, чтобы быть понятным для них и доставлять им радость. Иногда он катал их верхом на своем верблюде, давал им наставления, гладил их по волосам, поил водой. Имел место даже такой случай: Однажды, совершая омовение, Пророк набрал в рот воды и прыснул ею на лицо находящегося рядом ребенка.  Столь непосредственное и естественное поведение Пророка привлекало к нему интерес детей и готовило почву для их любви к нему.

وَالَّذ۪ينَ اٰمَنُوا بِاللّٰهِ وَرُسُلِه۪ٓ اُو۬لٰٓئِكَ هُمُ الصِّدّ۪يقُونَۗ وَالشُّهَدَٓاءُ عِنْدَ رَبِّهِمْۜ لَهُمْ اَجْرُهُمْ وَنُورُهُمْۜ وَالَّذ۪ينَ كَفَرُوا وَكَذَّبُوا بِاٰيَاتِنَٓا اُو۬لٰٓئِكَ اَصْحَابُ الْجَح۪يمِ۟ ﴿19﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Уверовавшие в Аллаха и Его посланников - это правдивейшие люди. А павшие мученики находятся возле своего Господа, им уготованы их награда и их свет. А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, являются обитателями Ада.
(аль-Хадид, 57/19)