Первая кибла мусульман: мечеть аль-Акса

From the Editor

5 сентября 2010 г.

Первая кибла мусульман: мечеть аль-Акса

Первой киблой мусульман была одна из трех, считающихся  самыми священными, мечетей. Бет макдеша - ее исконное название на арамейском языке. На древнееврейском языке оно звучит Бет ха-микдаш, а на арабском - Бейтулмакдис, что означает "Священный дом".

Это имя, которое мечеть носила с момента своей постройки, позднее перешло и на весь город. Полюбившееся мусульманам название города Кудус происходит от одного и того же корня, что и слово "макдис", и в своей основе оно обозначает не город, а место поклонения.
Ученые мужи ислама единодушно признают, что место, упоминаемое в Священном Коране под названием аль-Масджид аль-Акса, окрестности которого были благословлены и есть Бейтулмакдис. По-арабски акса означает "далекий", и этот храм был назван так по причине своей удаленности от Мекки. Согласно учению иудаизма сей храм существовал еще до сотворения мира и находился на небесах. Господь начал сотворение мира с того места, куда падала тень этого храма. Позднее Бог на этом же месте создал Адама. Однако согласно одному из хадисов это место является вторым после Заповедной мечети (Масджид аль-Харам) храмом, построенным для того, чтобы люди поклонялись в нем Аллаху.

Подобно тому, как сегодня Кааба вместе с ее окрестностями называется Масджид аль-Харам, так и Мечеть аль-Акса с прилегающей к ней территорией называется Харам аль-Шариф. Под этим названием подразумевается участок старого Иерусалима, окруженный стеной, протяженность северной стороны которой составляет 321 м., южной - 283 м., восточной - 474 м., и западной - 490 м., а сама стена местами достигает высоты 30-40 м. В пределах этой территории находится также и священное место, называемое Куббат ас-Сахра.

Определение места возведения и составление плана мечети аль-Акса началось при пророке Дауде.  Однако Аллах  сообщил, что храм будет построен пророком Сулейманом. После этого, пророк Дауд поведал своему сыну Сулейману о своих планах и велел ему построить храм, предоставив ему все необходимые для строительства материалы и специалистов.

Иерусалим, который был наполнен очень ценными и дорогими вещами, после пророка Сулеймана неоднократно подвергался разграблению и разорению захватчиками. Самое большое разграбление произошло во время третьего захвата Иерусалима вавилонским царем Бухтуннасром II (Навуходоносор, ум. 586 г. до н.э.). Бухтуннаср, превративший город в развалины, помимо награбленных трофеев и большей части его населения отправил в Вавилон также и золотые барельефы, сорванные с ворот и стен разрушенного храма. Начавшийся таким образом Вавилонский плен завершился после покорения Вавилонии персами (539 г. до н.э.). Тогда вождь вернувшихся в Иерусалим иудеев Зоровавель со своими сподвижниками вновь отстроил храм (515 г. до н.э.), и это строительство  продолжалось на протяжении около двадцати пяти лет. Затем Иерусалим, на короткое время оказался под властью парсов. В 37 году до н.э. Ирод I (Ирод Великий), которого римляне объявили царем иудеев, с их же помощью овладел Иуресалимом, после чего храм был отстроен заново и увеличен. Это строительство началось за двадцать лет до рождества пророка Исы и продолжалось в годы его жизни. Знаменитая Стена плача, у которой возносят молитвы современные иудеи, считая ее частью первозданного храма Соломона, представляет собой останки части западной стены, окружающей это святилище. Вероятно, в этом же здании находились упомянутые в Коране кельи, в которых служили Богу пророк Закарийа и досточтимая Марийам. В 70-м году после рождества, во время оккупации римским войском под командованием Тита вместе с Иерусалимом, который вскоре был полностью уничтожен огнем, был разрушен и храм. Город восстанавливался во время правления Адриана (117-138), но тогда на месте Байтулмакдиса был возведен Храм Юпитера Капитолийского. Предполагается, что это сооружение было разрушено после принятия христианства императором Константином.

В первом айате суры "Исра" ясно сообщается, что до совершения путешествия на небеса (ми'радж), Пророк был доставлен в мечеть аль-Акса, являвшуюся первой киблой мусульман. После хиджры в Медину это место продолжало оставаться киблой еще на протяжении шестнадцати-семнадцати месяцев. Такое положение ясно свидетельствует о том высоком статусе, который мечеть аль-Акса имеет в Исламе. Таким образом, мечеть аль-Акса является одной из трех (наряду с Масджид аль-Харам и Масджид ан-Наби) мечетей, о необходимости посещения и поклонения в которых говорил Посланник Аллаха за много лет до того, как мусульмане овладели Иерусалимом. Это подтверждается также и хадисами, гласящими о том, что намаз, совершенный в одной из перечисленных мечетей, в пятьдесят тысяч раз превосходит намаз, совершаемый человеком дома в уединении. Досточтимый Умар, получив ключи от Иерусалима, принял личное участие в работе по очистке территории мечети аль-Акса (Храма Соломона) от мусора и щебня, накопившегося в эпоху христианства, а затем провел коллективную молитву на площадке к югу от Скалы. Позднее он распорядился выстроить на этом месте мечеть. Несмотря на сообщение со ссылкой на Йакуби о том, что во второй раз аль-Акса была выстроена умайадским халифом Абдулмаликом б. Марваном на доходы, поступавшие из Египта в течение семи лет, из греческих государственных актов, относящихся к эпохе наместничества в Египте Курры б. Серика,  становится ясным, что инициатором постройки этого здания в 90-96 гг. (709-714 гг. р.х.) был Валид I. Во время землетрясения, случившегося в 130 г. (747-48 гг.), мечети был нанесен значительный урон. Возможность восстановить здание появилась лишь в годы правления Абу Джафара аль-Мансура (754-775) благодаря чеканке денег из золотых и серебряных облицовочных деталей, украшавших ее двери. В 158 г. (775 г.) новое землетрясение привело к частичному разрушению здания, но оно было восстановлено халифом Махди-Биллахом. В 425 г. (1034 г.) мечеть аль-Акса в очередной раз была разрушена землетрясением. По приказу халифа Захира были начаты ремонтно-восстановительные работы. В итоге здание было укреплено нефами, возведенных по четыре с правой и левой его сторон. Хотя после благоустройства, проведенного при Салахаддине Айюби, повергшего крестоносцев, ремонт и был продолжен, все же  сегодня большая часть здания сохранила вид, который оно имело при Захире. Во времена, когда Салахаддин Айбби отвоевал Иерусалим, восстановление мечети аль-Акса в первозданном виде потребовало больших расходов, чем расходы на мечеть Купол Скалы. Сюда был доставлен и установлен минбар, изготовленный в Алеппо по приказу Нураддина Занги. В 1217-1218 гг. по распоряжению племянника Салахаддина аль-Малика аль-Муаззама, являвшегося эмиром Дамаска, к северному входу был пристроен портал. Что касается источника, находящегося к северу от мечети аль-Акса, то он относится к XIX веку.

В эпоху мамлюков и османов мечеть аль-Акса неоднократно ремонтировалась. Отчет о ремонтно-восстановительных работах, произведенных в мечети по инициативе султана Сулеймана Справедливого, был утерян в конце XIX века. Что касается описания ремонтных работ 1114 года (1702-1703), произведенных по распоряжению Махмуда Афанди, то оно хранится в исламском музее (Джами аль-Магариб), находящемся в западной части мечети. До наших дней дошли также две из четырех книг, посвященных историческому ремонту, проведенному султаном Махмудом II в 1233 г. (1817-18 гг.). При султане Абдулхамиде II в мечети были обновлены ковры и светильники. Со времен британского мандата (с 1922 г.) широкомасштабные рестраврационные работы проводились под руководством архитектора Кемаледдин-бея.

 

اٰمَنَ الرَّسُولُ بِمَٓا اُنْزِلَ اِلَيْهِ مِنْ رَبِّه۪ وَالْمُؤْمِنُونَۜ كُلٌّ اٰمَنَ بِاللّٰهِ وَمَلٰٓئِكَتِه۪ وَكُتُبِه۪ وَرُسُلِه۪ۜ لَا نُفَرِّقُ بَيْنَ اَحَدٍ مِنْ رُسُلِه۪۠ وَقَالُوا سَمِعْنَا وَاَطَعْنَا غُفْرَانَكَ رَبَّنَا وَاِلَيْكَ الْمَص۪يرُ ﴿285﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: "Мы не делаем различий между Его посланниками". Они говорят: "Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, т к Тебе предстоит прибытие".
(аль-Бакара, 2/285)