Вознесение верующего - намаз

Editor


Вознесение верующего - намаз


ImageНамаз вне всякого сомнения является основой Исламской религии.  То, что намаз был вменен для исполнения во время Вознесения - Ми'радж является уникальным благом, дарованным Аллахом мусульманам. Во время истинного намаза божий раб приближается к таинствам Вознесения. Таким образом человек поднимается до высшей точки своего поклонения.

Наши повседневные намазы по сути своей являются обучением этому великому восхождению. Иными словами, все верующие, совершая намаз, так или иначе совершенствуют свой нравственный облик и обретают почитаемую сущностную особенность человеческого рода. Сегодня на земле сотни миллионов людей совершают намаз с недостатками и ошибками, но все намазы, кроме тех, которые исполняются притворно, принимаются Всевышним Господом. В таком случае, совершая намаз, мы должны быть полностью сконцентрированы на стремлении и старании достичь вершин духовности. Конечно, достижение в намазе такого восхваления Господа,  которое заслуженно принимается Аллахом, это вопрос серьезного внутреннего очищения. Как бы там ни было, уклонение от этого прекрасного способа обучения в силу недобросовестного исполнения намаза равноценно утере самого прекрасного из божьих благ.

Внешняя форма исполнения намаза, читаемые во время него молитвы, айаты и богопоминания (зикр) являются украшением подлинного намаза. Сколь бы поверхностны мы  были в исполнении намаза, мы исполняем эти правила на практике. По существу, для понимания истинного намаза, для проникновения в его суть нет необходимости обладать очень глубокими знаниями. Стоит нам только постичь смысл движений в намазе и понимать слова, которыми мы возносим к Аллаху, то мы тут же осознаем насколько великим чудом и благом является намаз.

В таком случае, первым условием для постижения сути намаза является признание того, что намаз не является застывшим шаблоном, но процессом, который позволяет человеку от начала до конца пройти путь ощения. Каждый из нас на своем личном опыте почувствовал, что намазы, совершаемые в разное время суток и в разные дни не являются точной копией друг друга. Наряду с намазами, которые мы совершаем в состоянии духовной наполненности, присутствует большое количество намазов, совершаемых весьма поверхностно. Таковую реальность можно понять путем сравнения: Если истинный намаз уподобить нераскрытому бутону цветка, то для того, чтобы дойти до его сердцевины, нужно слой за слоем удалять лепестки. Внешние лепестки - это намазы, совершаемые нами в суете ежедневных забот и рутины. Более спокойные и проникновенные намазы подобны внутренним лепесткам бутона.

По сути человек подобен точке, колеблющейся между эго и сердцем. Чем ближе к эго, тем поверхностнее становится намаз, тогда как с приближением к сердцу  намаз становится глубже. С этой точки зрения намаз для нас является одновременно и мерилом соврешенства. Если мы будем совершать намаз, оставаясь все время на периферии, то это соответствует остановке колебаний упомянутой точки в области эго. И наоборот - чем  к большей чистоте мы устремлены, чем сильнее чувствуем упоение намазом, тем ближе мы находимся к сердцу.

Намаз - это такая форма богослужения, в которой верующие на протяжении всей жизни стремятся к достижению совершенства. Отсюда намаз является самым значимым фактором, определяющим наш характер. Нельзя критиковать намаз тех людей, которые, наряду с ним совершают предосудительные, с нашей точки зрения, поступки. Это подобно тому, как если доверить постройку дома неграмотному мастеровому, рассердившись на инженера, неспособного правильно построить здание. Имеется серьезная  причина для такого сравнения: это отсутствие желания постичь суть намаза, узнать его подлинное содержание, а также формализация намаза - эта совершаемая большинством из нас ошибка. Признание намаза как основополагающего и незаменимого фактора формирования нашей морали, на мой взгляд, непременно разрешит упомянутую проблему и выведет нас из тупика.

Намаз:

Намаз раскрывает тайну сотворения человека наилучшим сложением (ахсан ат-таквим).

Намаз - это счастливое путешествие по священной дороге, ведущей к Аллаху.

Это - божественный званый обед, придающий силы телу, ясность - уму,  покой - душе.

Намаз - это безграничное восхваление рабом его господа в Его присутствии, это осознание собственной слабости и немощи и наслаждение жизнью в сени Господнего могущества.

Намаз - это спасательный круг, поддерживающий божьего раба в магнитном поле жизненных трудностей и проблем.

Намаз - это чудо Мухаммада, которое посредством раскрытия тайны суры аль-Фатиха очищает нас в лучах божественной любви.

А также намаз - это Вознесение - Ми'радж, которое личным участием  и содействием Аллаха совершается в сердце верующего. Таким образом, намаз - это царство Мухаммада, власть коего распространяется на бесконечные миры человеческих тел и душ.

Итак, это не постижимое разумом богопоминание даже при самом поверхностном исполнении позволяет снискать довольство Бога. Несомненно, что мы должны осознавать и чувствовать божественное присутствие в ходе столь непостижимого для ума действа.  Тот факт, что намаз является крайне важным богопоклонением требует от нас серьезной подготовки.

Неизменным  правилом остается то, что главной целью намаза является подлинность собственно намаза. Поистине, каждый намаз, лишенный привкуса показушности, принимается Аллахом. Интересно, способны ли мы заслужить такой намаз, если мы исполняем пятикратные намазы на протяжении всей своей жизни и  благодаря этому стараемся привести себя в соответствие с нравственным обликом нашего Пророка? Очевидно, что если некий божий раб отказывается от намаза под предлогом того, что он якобы не может совершать подлинный намаз, то он по своей беспечности фактически отказывается от  статуса божьего раба. И напротив, если некто заявит, что мол любой намаз принимается Аллахом, будет до конца своих дней исполнять лишь внешнюю форму намаза, не чувствуя удовольствия и радости от его исполнения, то это будет означать отрицание заключенного в нем таинства "наилучшего из творений". В таком случае, сколь бы поверхностным ни был намаз, мы никогда от него не откажемся. Напротив, каждый божий день, а точнее, при каждом удобном случае мы будем работать над тем, чтобы приблизиться к подлинному намазу.

Между формальным и подлинным намазом существует великое множество восходящих ступеней. Иными словами, невозможно дать определение одному и тому же намазу, заявив: "он либо формальный, либо подлинный". Если мы представим формальный намаз как внешнюю оболочку, то чтобы дойти до настоящего подлинного намаза нужно пройти тысячи "промежуточных" намазов. Таким образом получается, что каждый божий день дарует нам шанс потрудиться над тем чтобы шаг за шагом приближаться к настоящему, к истинному намазу.

وَالَّذ۪ينَ اٰمَنُوا بِاللّٰهِ وَرُسُلِه۪ٓ اُو۬لٰٓئِكَ هُمُ الصِّدّ۪يقُونَۗ وَالشُّهَدَٓاءُ عِنْدَ رَبِّهِمْۜ لَهُمْ اَجْرُهُمْ وَنُورُهُمْۜ وَالَّذ۪ينَ كَفَرُوا وَكَذَّبُوا بِاٰيَاتِنَٓا اُو۬لٰٓئِكَ اَصْحَابُ الْجَح۪يمِ۟ ﴿19﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Уверовавшие в Аллаха и Его посланников - это правдивейшие люди. А павшие мученики находятся возле своего Господа, им уготованы их награда и их свет. А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, являются обитателями Ада.
(аль-Хадид, 57/19)