Хафса была дочерью досточтимого ‘Умара Знающая, принципиальная, обладающая силой воли, преданная женщина-мусульманка... Она принадлежала к тем немногим,кто в то время владел грамотой, имел образование... Счастливица, которая на третьем году хиджры удостоилась чести стать третьей женой Посланника Аллахa, матерью всех правоверных...
Она родилась в Мекке за три года до ниспослания пророческоймиссии. Ее отцом был вошедший в историю Ислама второй халиф досточтимый ‘Умар, известный своей справедливостью. Ее мать звали Зайнаб, она приходилась родной сестрой ‘Усману бин Маз'уну. Хафса приняла Ислам в Мекке вместе со своим отцом ‘Умаром. Потом стала женой сахабы по имени Хунайс ибн Хузафа. Счастливая супружеская пара, присоединившись к первым немногим мусульманам Мекки, переселилась сначала в Эфиопию, а потом в Медину.
Хунайс был братом Абдуллаха ибн Хузафы. Хунайс участвовал в битве при Бадре, проявив героизм в схватке с врагом. Он был тяжело ранен. А по возвращении в Медину испил чашу шахида. Так Хафса осталась молодой вдовой.
Досточтимый ‘Умар очень жалел о том, что его дочь осталась вдовой, чуть вступив в весну своей жизни. Емупоскорей хотелось выдать ее замуж снова. В те времена овдовевших и разведенных женщин, выдержавших необходимый срок, старались как можно скорее выдать замуж. Поэтому досточтимый ‘Умар, как заботливый отец, очень хотел выдать свою дочь за надежного человека. Подумав, он решил выдать ее за ‘Усмана.
Как раз тогда достостимый ‘Усман потерял свою жену Рукиййю любимую дочь Посланника Аллаха. Поэтому ‘Умар решил пойти к нему со своим предложением. Он пришел и сказал о своем желании выдать за него Хафсу. Вот что рассказывал об их встречах и разговорах, связанных с этим, сам благородный ‘Умар в передаче его сына Абдуллаха:
"Я отправился к ‘Усману ибн Аффану. Он был очень печален. Чтобы развеять его печаль, я заговорил о Хафсе. "Если хочешь, - сказал я, - я выдам за тебя Хафсу". Но ‘Усман не дал никакого ответа. Не сказал "Да". Потом попросил: "Дай мне время немного подумать". Но, когда по прошествии нескольких дней мы встретились вновь, он, извинившись, сказал: "Боюсь, сейчас я не готов жениться".
Тогда досточтимый ‘Умар решил обратиться с тем же предложением к благородному Абу Бакру. Встретив его, он сказал: "Если желаешь, можешь взять Хафсу в жены". Но Абу Бакр промолчал, не проронив и слова. ‘Умар рассердился на него еще больше, чем на ‘Усмана.
Досточтимый ‘Умар был очень раздосадован, не услышав от двух своих ближайших друзей положительного ответа. Он был зол. В таком возбужденном состоянии он предстал перед Посланником Аллаха и сказал ему: "О Посланник Аллаха! Я поражаюсь поведению ‘Усмана. Я предложил ему в жены Хафсу, но он не согласился. Так же и Абу Бакр..."
Улыбнувшись, Солнце обоих миров сказал: "О ‘Умар! Хафсе достанется лучшая пара, чем ‘Усман, а ‘Усману - лучшая пара, чем Хафса".
Досточтимого ‘Умара охватило любопытство. Кто же может быть лучшим женихом, чем ‘Усман? Так он провел в догадках несколько дней. Потом от Посланника Аллаха последовало предложение. Он сказал досточтимому ‘Умару: "Выдай за меня свою дочь Хафсу, а явыдам свою дочь Умму Гульсум за ‘Усмана".
Досточтимый ‘Умар был счастлив, получив эту благую весть.
Значит, Сам Всевышний Аллах желал, чтобы Его Посланник взял в жены Хафсу. Скоро все приготовления к свадьбе были закончены, и в третьем году хиджры, в месяце Ша'бане Хафса стала третьей женой Посланника Аллаха и матерью всех правоверных.
Предприняв такой мудрый ход, Гордость вселенной еще более укрепил дружбу, братство и веру трех своих ближайших сахабов, соединив их родственными узами. Взяв в жены Аишу, он приблизил к себе благородного Абу Бакра, а, взяв в жены Хафсу, приблизил к себе благородного ‘Умара. Он сделал двух своих самых любимых, сердечных друзей своими родственниками и удостоил истинным счастьем их дочерей, матерей всех правоверных.
Благородный Абу Бакр понимал, что мог обидеть досточтимого ‘Умара тем, что оставил без ответа его предложение взять Хафсу в жены. Но у него не было другого выхода.
Он должен был хранить тайну. Благородный Абу Бакр знал, что Гордость вселенной хочет жениться на Хафсе. Однако он не имел права говорить об этом никому, так как это была доверенная ему тайна. Когда же брак Пророка с Хафсой был заключен, благородный Абу Бакр подошел к ‘Умару и, извинившись, сказал:
"Ты, наверное, обиделся, когда не услышал от меня ответа, предлагая мне Хафсу в жены?" "Да", - отвечал ‘Умар. Тогда Абу Бакр объяснил это:
"Я не дал тебе тогда никакого ответа лишь потому, что Посланник Аллаха говорил мне о том, что желает жениться на Хафсе. И я никому не мог раскрыть того, что он сказал мне по секрету. Если бы он отказался жениться на Хафсе, я бы непременно женился на ней".
JENIКакая деликатность!.. Какое благочестие!.. Какое умение хранить тайны!.. Вот таким должно быть благонравие в Исламе!.. Ведь тайны доверяют... А молчание хранят... Умение хранить тайну и молчание не только определяет надежность человека, но и украшает его...
Хафса вошла в обитель счастья Солнца обоих миров, когда в ней уже были Савда и Аиша.
Когда она стала женой Посланника Аллаха, ей было двадцать лет. Ее, как и Аишу, Савда приняла всем сердцем. Несмотря на их молодой возраст, Савда старалась угождать во всем им обеим.
Хафса была молода, образованна и самолюбива. Ее слова никогда не расходились с делом. Ее сильный, волевой характер проявлялся в некоторой резкости и жесткости поведения.
Так в обители счастья теперь уже стало две молодые жены.
Они ни в чем не отставали одна от другой, проявляя свое усердие в служении Посланнику Аллаха. Они были в высшей степени обходительны и чутки, стремясь не потерять его любовь и уважение.
Гордость вселенной, в свою очередь, старался быть с ними снисходительным, ведь они являлись, кроме того, дочерьми его самых близких друзей. Учитывая слабости женской натуры и их молодость, он был с ними милостив, сострадателен и нежен. Но, как и всякому человеку, ему приходилось переживать и трудности. Ведь известно, что благородная Хафса отличалась твердым, непокорным характером. Она иногда перечила и самому Посланнику Аллаха. И по этой причине ее отцу приходилось постоянно наставлять и вразумлять свою дочь. Видя их непрекращающиеся споры и конфликты с Аишей, досточтимый ‘Умар однажды сказал Хафсе: "Ни твое, ни даже мое положение никогда не сравнятся с тем положением, которое имеют в глазах Посланника Аллаха Аиша и ее отец".
Несмотря на все увещевания отца, молодость и неукротимый характер Хафсы постоянно давали о себе знать, что нередко выплескивалось наружу в виде дерзостей в адрес Гордости вселенной. Наконец, он, не выдержав строптивого нрава Хафсы, решил на время отправить ее к отцу. Но явился Джибриль и внес поправку в это решение, повелев Посланнику Аллаха вернуть благородную Хафсу обратно. Потому что ей предназначено было быть одной из его жен в раю.
Однажды Посланник Аллаха, находясь в доме у Зайнаб бинт Джахш, выпил медового шербета, немного у нее задержавшись. Это не понравилось двум молодым женам Посланника Аллаха, и те, сговорившись, сказали, что у него изо рта неприятно пахнет. Посланник Аллаха объяснил, что пил медовый шербет и добавил: "Быть может, пчела собрала такой мед" и поклялся, что больше никогда не будет пить медовый шербет. Именно тогда снизошли первые айаты суры "ат-Тахрим":
"О Пророк, почему ты, желая угодить своим женам, запрещаешь то, что дозволил тебе Аллах? Аллах - Прощающий, Милосердный" (ат-Тахрим, 66/1).
Тогда Пророк Ислама, чтобы воспитать своих молодых жен, на некоторое время отдалился от них. Но сахабы заговорили между собой, что Посланник Аллаха развелся со своими женами. Когда это известие дошло до благородного ‘Умара, он сразу же направился к Посланнику Аллаха. Попросив разрешения войти, он предстал перед ним и, желая успокоить Пророка, заговорил: "О, Посланник Аллаха! Ты так много претерпел из-за своих жен. Если ты разведешься с ними, то Аллах и Его ангелы будут на твоей стороне. И я, и Абу Бакр, и все верующие будем на твоей стороне..." В ответ на это Посланник Аллаха лишь улыбнулся. Его прекрасное лицо озарилось лучезарным светом (нур). И он дал ответ, который внес покой в сердце благородного ‘Умара и обрадовал всех верующих. Он сказал, что не развелся со своими женами, а лишь отдалился от них на некоторое время.
Досточтимый ‘Умар ответил: "О Посланник Всевышнего ты нас знаешь, мы всегда имели над женщинами курайша власть. После переселения в Медину мы увидели, что их женщины властвуют над ними. И наши женщины взяли с них дурной пример. Дошло до того, что даже моя жена однажды стала мне перечить. Тогда я сильно побил ее. Но она вдруг стала жаловаться: "Как ты смеешь поднимать на меня руку? Клянусь Аллахом, даже жены Пророка пререкаются с ним и не разговаривают с ним до самого вечера". Я спросил у Хафсы: "Неужели и ты пререкаешься с Посланником Аллаха?" Она отвечала: "Да, и не говорим с ним до самого вечера". Тогда я сказал им: "Кто из вас будет делать это, потерпит величайший убыток. Ведь тот, кто станет причиной гнева Посланника Аллаха, не сможет обезопасить себя от гнева Аллаха. И Аллах - свидетель, будет погублен". На это Посланник Аллаха улыбнулся. А я сказал Хафсе: "Не вздумай больше перечить Посланнику Аллаха и умерь свои претензии. Если что-то нужно, проси у меня. И пусть то, что кто-то из его братьев ему ближе, чем ты, не подталкивает тебя к ошибочным действиям".
Благородная Хафса обладала характером твердым и требовательным. По натуре была раздражительна.
Досточтимая Аиша говорила о ней: "Хафса - точная копия своего отца. Волевая и сильная. Ее слова никогда не расходились с делом".
Она отличалась и своим глубоким пониманием многих религиозных вопросов, проницательностью. Передается, что однажды Пророк Мухаммад стал перечислять при ней сахабов, поклявшихся в своей верности при Худайбии: "Если пожелает Аллах, никто из тех, кто присягнул мне при Худайбии, не войдет в ад", - сказал он. Хафса напомнила о том, что говорится в айате: "И нет среди вас такого, кто не войдет в ад, и твоим Господом [, о Мухаммад,] это решено бесповоротно" (Марийам, 19/71). Посланник Аллаха в ответ привел следующий айат: "Потом Мы по Нашему милосердию вызволим богобоязненных, а нечестивых Мы оставим в аду на коленях в наказание им" (Марийам, 19/72).
Это умение матери всех правоверных Хафсы задать встречный вопрос во многом свидетельствует о ее глубоком и точном понимании религии.
Она много предавалась поклонению. Днем держала пост, ночи проводила в намазах. Ведь ее жизнь, как и жизнь других жен Пророка, проходила в бедности. Вместо постели у нее был небольшой тюфяк. Летом она спала на нем, а зимой просто закутывалась в него. Очень часто у нее не было даже хлеба. Но, несмотря на это, она никогда не жаловалась. И была благодарна Господу за то, что у нее есть.
Она была привязана к Посланнику Аллаха высокими чувствами любви и верности. Когда она получала какой-либо подарок или угощение, то не ела этого, а берегла для Посланника Аллаха, делая ему предпочтение. Однажды ей подарили бочонок меда. Но она не притронулась к нему, а оставила для Посланника Аллаха. И каждый раз, когда он приходил к ней, делала для него медовый шербет.
После смерти Посланника Аллаха Хафса продолжала играть важную роль в жизни мусульман. Во время правления благородного Абу Бакра Священный Коран был собран в одну книгу, которая существовала в единственном экземпляре. Он хранился в доме Абу Бакра. После его смерти он был передан на хранение благородному ‘Умару.
Когда досточтимый ‘Умар был смертельно ранен, он доверил Коран своей дочери Хафсе. И она хранила его с особой заботой и вниманием. Когда же к правлению пришел досточтимый ‘Усман, было сделано еще несколько копий Священной Книги.
Какой почет!.. Какое счастье!.. Хранить и оберегать Священное Писание!.. Передать его на хранение в верные руки!.. Стать примером женщины-мусульманки в служении!.. И передать будущим поколениям то, что поручено сохранить!..
Досточтимая Хафса передала примерно шестьдесят хадисов Посланника Аллаха. Вот один из них. "Когда Посланник Аллаха ложился спать, он клал правую руку себе под голову и говорил:
"О, Господь! Защити меня от наказания в День воскрешенияТвоих рабов". И повторял это трижды".
Благородная Хафса скончалась на 45 году хиджры в возрасте шестидесяти лет. Это было время правления Муавийи, а джаназа-намаз совершил назначенный тогда наместником Медины Марван ибн Хаким. Она была похоронена рядом с другими женами Пророка Мухаммада на кладбище Джаннат аль-Баки.