Эксперты из СНГ оценили религиозную ситуацию в Центральной Азии и Росии

Editor

6 марта 2017 г.

Эксперты из СНГ оценили религиозную ситуацию в Центральной Азии и Росии

28 февраля 2017 г. здесь прошла крупная Международная экспертная площадка "Религиозная ситуация в странах Центральной Азии и России: оценка и анализ", организованная АНО "Содружество народов Евразии".

В её работе приняли участие эксперты Антитеррористического центра СНГ, вице-губернатор региона Дмитрий Кулагин, главы мусульманского духовенства Оренбургской области Альфит Шарипов, Актюбинской области Толеби Оспан и Западно-Казахстанской области Руслан Султанов, учёные Института востоковедения РАН и Академии наук Таджикистана, российской и кыргызской академий госслужбы, учёные из Москвы, Казани, Оренбурга, Самары, Саратова, Уфы (Россия), Астаны, Актобе и Уральска (Казахстан), Бишкека (Кыргызстан) и Душанбе (Таджикистан).

На открытии форума вице-губернатор Оренбургской области Дмитрий Кулагин подчеркнул, что события в мире свидетельствуют обо все возрастающей угрозе экстремизма, который для прикрытия своих политических целей использует религиозный камуфляж. И противостоять ей мы можем только сообща, объединив усилия власти и общества. В этой связи депутат Госдумы РФ Юрий Мищеряков отметил необходимость подключения активных политиков не только к реализации конфессиональной политики, но и к изучению вопросов религии в союзе с учеными.

На встрече в Оренбурге представители четырёх стран вместе и оценили радикальные проявления и позитивные практики в религиозной сфере, обменялись актуальной информацией, опытом, наметили пути международного сотрудничества в борьбе с экстремизмом на основе общих ценностей.

Так, директор консультативно-реабилитационного центра "Ансар" Аскар Сабдин из Актобе (Казахстан), изучив среду деятельности экстремистского подполья, отметил, что пропаганда радикализма эффективна при отсутствии легальных мусульманских структур: в вахтовых, рудничных посёлках, на стихийных рынках, в местах лишения свободы. Её важным каналом остается и Интернет, через который распространяются чуждые, зарубежные фетвы. Поэтому необходима работа духовенства в малых поселениях и местах временного пребывания, создание собственной богословской системы, которая давала бы разъяснения по актуальным вопросам жизни применительно к местным условиям. И в этом плане Казахстан успешно адаптируется к новым угрозам: налажена индивидуальная работа с осужденными радикалами, деятельность социально-реабилитационных центров для завербованных.

В свою очередь главный имам Актюбинской области Толеби Оспан проинформировал, что в республике проводится и большая работа по развитию собственной системы подготовки религиозных кадров, богословской науки: 5 из 9 медресе получили статус колледжей, в дополнение к Университету исламской культуры в прошлом году открыт Институт переподготовки специалистов в сфере профилактики экстремизма, работает Совет улемов, дающий религиозные заключения по актуальным вопросам жизни.

Среди новых вызовов специалисты выделили резкое омоложение завербованных, вплоть до использования в терактах детей с 8–9 лет и феминизацию радикализма (вовлечение женщин в экстремистскую деятельность). В противодействии этому явлению Казахстаном также накоплен уникальный опыт. Зам. председателя Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике Елена Тарасенко рассказала о работе клубов "Қыз Жібек" по воспитанию девушек в национальных традициях, которые предлагают альтернативу экстремистским организациям.

Все эти наработки вызвали большой интерес и были высоко оценены коллегами из стран СНГ. Эксперты констатировали, что только путём обмена опытом, информацией, международного сотрудничества можно противостоять общим трансграничным угрозам религиозного экстремизма и терроризма.

В силу глобализации, растущей открытости границ, особенно в условиях взаимовыгодной евразийской интеграции на пространстве ЕАЭС, особое внимание эксперты уделили организации религиозной жизни трудовых мигрантов, которые, являясь гражданами центральноазиатских республик, временно пребывают в РФ. Специалисты отметили необходимость их адаптации в российское общество и местные мусульманские структуры, выдвижения из их среды собственного легального духовенства, открытия на базе мечетей не мононациональных, а объединяющих исламских духовно-просветительских центров. Все это способствовало бы преодолению закрытости, самоизоляции диаспор, которая может служить питательной средой для распространения радикальных идей. В контексте этих задач эксперты приветствовали решение о выделении трудовым мигрантам 5 % от российской квоты на отправку паломников в хадж, ведь выходцы из Центральной Азии в РФ являются, пускай и временно, частью местной мусульманской общины, равноправными последователями Ислама как наднациональной религии, братьями по вере для многих россиян.

Участники экспертной площадки также отметили необходимость активизации межконфессионального диалога, сотрудничества религий в решении общих задач духовно-нравственного воспитания, просвещения, борьбы с социальными пороками в интересах сохранения мира и согласия на всем евразийском пространстве.

Веналий Амелин, первый заместитель председателя Совета Ассамблеи народов России, доктор исторических наук, профессор

источник: islam.ru

مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللّٰهِۜ وَالَّذ۪ينَ مَعَهُٓ اَشِدَّٓاءُ عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَٓاءُ بَيْنَهُمْ تَرٰيهُمْ رُكَّعًا سُجَّدًا يَبْتَغُونَ فَضْلًا مِنَ اللّٰهِ وَرِضْوَانًاۘ س۪يمَاهُمْ ف۪ي وُجُوهِهِمْ مِنْ اَثَرِ السُّجُودِۜ ذٰلِكَ مَثَلُهُمْ فِي التَّوْرٰيةِۚۛ وَمَثَلُهُمْ فِي الْاِنْج۪يلِ۠ۛ كَزَرْعٍ اَخْرَجَ شَطْـَٔهُ۫ فَاٰزَرَهُ فَاسْتَغْلَظَ فَاسْتَوٰى عَلٰى سُوقِه۪ يُعْجِبُ الزُّرَّاعَ لِيَغ۪يظَ بِهِمُ الْكُفَّارَۜ وَعَدَ اللّٰهُ الَّذ۪ينَ اٰمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ مِنْهُمْ مَغْفِرَةً وَاَجْرًا عَظ۪يمًا ﴿29﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Мухаммад - Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверубщим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. так они предствалены в Торе. В Евангелии же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду.
(аль-Фатх, 48/29)