Естественно, что человек всегда старался познать своего Творца и искал способы служения Ему. Самые главные религиозные лидеры каждой эпохи, каждой культуры устанавливали в этом отношении некоторые правила: первобытные люди поклонялись проявлениям могущества Всевышнего и Его благ и старались таким образом достичь Его довольства. Некоторые народы поклонялись двум богам, считая одного из них божеством добра, а другого божеством зла, и думали, что между ними идет постоянная борьба. Другие народы укрывали божественное завесами тайны, и эти таинства подчас оставляли в тени даже Сущность самого Господа. А некоторые, испытывая потребность в символах, обрядах и зрелищности, заполнили свою религию ими и привели ее к состоянию, идентичному идолопоклонничеству и многобожию.
В этом отношении ислам занимает превосходное положение. Ислам провозглашает веру в абсолютного, единого Аллаха. Ислам повелевает форму богослужений, не приемлющую образы и символы (которые рассматривает как пережитки первобытности и идолопоклонничества). Аллах не похож ни на что, что человек может себе представить, Он превыше материи, пространства и времени, Его Знание и Могущество охватывает все. Отношения между человеком и Его Творцом прямые, без посредников (Коран, "аль-Ан’ам", 6/103; "Каф", 50/16; "аль-Муджадаля", 58/7 и др.). Что касается пророков, то даже самые лучшие из них являются только путеводителями, посланниками.
Выбор пути остается за человеком, и за него ему предстоит отвечать перед Аллахом. Отсюда видно, что ислам стремится к развитию личности человека.
Ислам признает слабость человека, его склонность к совершению как добра, так и зла. Но ислам не обвиняет человека в том, что он рождается грешным (с первородным грехом, идущим от поступка, совершенного досточтимыми Адамом и Евой). Потому что это было бы несправедливостью. Если досточтимый Адам совершил какой-то проступок, из этого не следует, что другие люди ответственны за него, ведь каждый будет обязан отчитаться лишь за собственные дела.
Человек, в силу своей слабости, может совершить несправедливость по отношению к Аллаху, к людям или другим созданиям Аллаха. Основополагающим является принцип наказания за совершенное преступление. Однако в исламе более поощряемым является прощение. Условием прощения является раскаяние и исправление совершенной несправедливости.
Если совершенное преступление причинило вред людям, нужно по мере возможности возместить этот вред и исправить то, что сделано. Человек, которому был причинен ущерб, может простить того, кто причинил его, безвозмездно или с условием возвращения такой же (или подобной) украденной или испорченной вещи. Что касается преступлений, совершенных в отношении Аллаха (т.е. грехов), человек может искупить их, понеся соответствующее наказание, или будучи прощен своим Господом без какого-либо наказания. Однако ислам ясно и однозначно провозглашает, что у Аллаха нет потребности в наказании невинного (т.е. пророка Исы (Иисуса) - мир ему) ради прощения грешников.