19 - Лицимеры (аль–мунафикун)

Editor


19 - Лицимеры (аль–мунафикун)

Одной из больших проблем, с которыми столкнулся Пророк в Медине, были раздоры. Во главе этой двуличной группы, которая на самом деле не верила ни Исламу и ни Пророку Мухаммаду, а представлялась мусульманами, находился Абдаллах б. Убай б. Салуль. Абдаллах б. Убай был главой племени Хазрадж и согласно принятому решению, после войн между Авс и Хазраджом, управление Мединой переходило в его руки. Но, в связи с хиджрой Пророка, его планам не удалось осуществиться, что и явилось причиной ненависти к Пророку. Евреи Медины и многобожники курайшиты из Мекки всячески подстрекали эту ненависть. Вместе с Абдаллахом б. Убайем другие смутьяны тоже подговаривали горожан не поддерживать мухаджиров. Они думали выселить мухаджиров из города. Во многих событиях периода Медины имели место козни лицимеров, которые не покладая рук старались нанести вред союзу мусульман. Шестьдесят третья сура Корана аль-Мунафикун была ниспосланна с объяснением качеств этих лицимер

Внутренние и внешние угрозы, некоторые войны и сражения.
В период Мекки Пророк не отвечал взаимностью и не пытался отомстить идолопоклонникам курайшитам, которые всячески притесняли и враждебно относились к нему и мусульманам. Пророк советовал последователем только терпение. Айаты, ниспосланные в это время тоже советовали набраться терпения. После хиджры, первые годы нового периода в Медине сотояли не только из присущего им спокойствия, но и трудностей. Мекканские многобожники были твердо настроены портить спокойствие мусульман в Медине. Большинство жителей Медины с полной искренностью приняли Ислам, но и среди них находились смутьяны. Племена иудеев, живших вокруг города хотя и приняли соглашение, но при каждом удобном случае разжигали вражду и всегда были готовы к предательскими действиями.
 
Очень скоро после хиджрета влиятельные особы из курайшитов Абу Суфйан и Убай б. Халаф отравили письмо мусульманам Медины. В письме говорилось, что покровительство и помощь Пророку Мухаммаду очень неприличный поступок и они обязаны прекратить подобное, в противном случает это может привести к войне. В ответ требованиям мекканских язычников, от имени ансара Ка'б б. Малик написал стих, в котором опровергались их предложения. Между тем, курайшиты начали подготовку к установлению экономического эмбарго против Медины. Весть о хиджре Пророка и асхабов достигла почти всех уголков Аравийского полуострова. Большинство племен внимательно  наблюдали за действиями нового пророка, люди не имевшие возможность тоже совершить хиджрет или вынужденные скрывать свое мусульманство с нетерпением ожидали предстоящих событий. В это время был ниспослан айат с разрешением брать в руки оружие мусульанам, которые подверглись или подвергаются истязаниям и притеснениям: «Дозволено тем, с которыми сражаются, за то, что они обижены... Поистине, Аллах может помочь им, - тем, которые изгнаны из своих домов без права, разве только за то, что они говорили: "Господь наш - Аллах". (аль-Хадж, 22/39-40). Пророк через семь месяцев после хиджры (рамадан 1/март 623), с целью защиты приютившихся в Медине мусульман от угроз курайшитов и демонстрации силы мусульман, в течении года осуществил несколько военных операций (сариййа Сиф аль-бахр под командованием Хамзы, сариййа Рабиг под командованием Убайда б. Хариса, сарийа Харрар под командованием Са'д б. Аби Ваккаса, сражение Абва (Ваддан), сражение Буват, сражение Ушайра). Отряды мусульман несмотря на то, что манипулировали вокруг караванных путей курайшитов не совершали нападений на караваны не только курайшитов, но и не причинили никаких неудобств караванам других племен. Вместе с оживлением военных действий в Мекке и Медине, которые находились в военном положении, начался период следования нормам войны. Этот период продолжался вплоть до Худейбийского перимирия. Через семнадцать месяцев после хиджры (январь 624-го года) отряд под командованием Абдаллах б. Джахша, двигавшийся в направлении Батн ан-Нахл, южнее Мекки напал на караван курайшитов, которые возвращался из Йемена и убив одного из курайшитов захватили в плен двоих и ценные трофеи. В некоторых преданиях говорится, что данный отряд был разведавательным отрядом и этим сражением Пророк Мухаммад намеревался устрашить язычников курайшитов.в  и им подобных.
 
Бадрская война.
 
Бадрская война и затем войны Ухуд и Хандак одни из самых известных войн в борьбе за тавхид, которые Пророка Мухаммад осуществил против язычников курайшитов. Бадр небольшой населенный пункт на расстоянии 160 км от юго-запада Медины, в 30 км от берега Красного моря, находилось на пересечении караванных дорог Медины-Мекки и Сирии. После того как Пророк и мусульмане мекканцы после десятилетнего приследования и мучений, для спасения своих жизней, не взяв с собой почти ничего из имущества были вынуждены покинуть Мекку. Вследствии этого курайшиты захватив оставленное мсульманами имущество намного увеличили свое материальное состояние и стали снаряжать торговые караваны на юг и север полуострова. Посланник Аллаха получил весть о возвращении из Сириии большого торгового каравана курайшитов под управлением Абу Суфйана. Принадлежащий людям разных сословий Мекки караван состоял из 1000 верблюдов и был гружен товаром на сумму 50.000 динар. Пророк назначив поверенным в Медине Абдаллаха бин Умми Мактума планировал напасть на караван в Бадре и 9 марта 624 года вышел из Медины. Войска исламской армии состояло из 305 бойцов, 74 из которых были ансары. Обязанности знаменосца удостоились Мус'аб б. Умайр, Али б. Аби Талиб и Са'д б. Муаз. В расположении исламских войск находилось семьдесят верблюдов и две лошади. Мусульмане вышли в путь и два или три дня соблюдали пост (савм), но потом по приказу Пророка Мухаммада прервали пост.
 
Между тем Абу Суфйан вступил на земли Хиджаза и узнав о планах нападения Пророка отправил посыльного в Мекку с требованием о помощи. Чтоб избежать засады выбрал малоиспользуемую прибрежную дорогу, поодаль от Бадра. Курайшиты получив приказ Абу Суфйана о помощи, немедля принялись за тщательную подготовку. Позднее несмотря на весть о спасении каравана, отряд язычников численностью в 1000 человек, имея в наличии 700 верблюдов и 100 лошадей, под командованием Абу Джахла направились в сторону Бадра. Вообще-то Пророк и асхабы пока еще не знали, что отряд курайшитов из Мекки прибыл в округ Бадра. В Коране подчеркнуто, что встреча в Бадре помимо человеческих планов обоих сторон, совершилась по воле и силе Аллаха и сообщается, что оба войска и мусульман и язычников были в неведении друг о друге и что, торговый караван находился вдалеке от обоих отрядов, на прибрежной дороге (аль-Анфаль, 8/7, 42).
 
Оба войска пришли лицом к лицу в Бадре 17 числа месяца рамадан (13 марта 624 года), в пятницу. Пророк достиг колодцев Бадра раньше курайшитов и по совету Хаббаб б. аль-Арата оставив неприкосновенным самый близкий к себе колодец, остальные заполнили песком. Но потом Пророк разрешил язычникам брать воду из этого колодца. Перед сражением Пророк Мухаммад отправил посыльным к курайшитам Омара из племени Ади, который и в период Джахилия выполнял обязанности посла и наказал передать противнику, чтоб они повернули назад в Мекку. Но курайшиты настаивали на своем и изъявили о своем твердом намерении сразится с армией мусульман. Следуя древней традиции арабов перед схваткой, с целью накалить обстановку каждая из противоборствующих сторон выдвигала на плац по одному воину. Во время этого вызова, называвшимся "мубараза", Хамза убил своего противника Асвад б. Абдаласад аль-Махзуми. Вслед за этим на плац вышли от курайшитов Утба б. Рабиа вместе со своим братом Шайба и сыном Валидом, а от исламского войска Убайда б. Харис, Хамза и Али. Хамза и Али расправившись со своими противниками поспешили на помощь к тяжело раненному Убайду и убили Утбу. Убайда б. Харис в резуьтате тяжелых ран перешел в ранг шахида возвращаясь по дороге из Бадра. Война началась после «мубараза» и ближе к времени после полудня завершилась победой мусульман. В итоге смертью шахидов пали 14 мусульман, с другой стороны было уничтожено, включая и Абу Джахла - самого ярого врага Ислама и Пророка, 70 язычников и столько же были взяты в плен.
 
Пророк совершив намаз предал шахидов земле. Также были погребены и убитые курайшитов. Приказав хорошо относится к пленным, Пророк приговорил к смертной казни только двоих из них, Укба б. Абу Муайта и Надр б. Хариса, которые в свое время очень жестоко относились к мусульманам. Участь остальных пленных обсудил с асхабами. Приняв предложение Абу Бакра, после уплаты определенного выкупа размером от 1000 до 4000 дирхемов, предоставил им свободу. Вместе с этим некоторые из пленных были безвозмездно отпущены, а умевшие читать и писать с условием научить чтению и письму десять мусульман получили свободу. Трофеи, захваченные на войне были поровну поделены между всеми воинами. Пророк Мухаммад в конце месяца рамадан или начале месяца шавваль вернулся в Медину.
 
Среди пленников Бадра находился и зять Пророка Абу-ль-Ас б. Раби', муж старшей дочери Пророка Зайнаб. Несмотря на то, что Зайнаб была мусульанкой Абу-ль-Ас не принял Ислам, но не поддался на уговоры язычников развестись с Зайнаб. Когда мекканцы стали приносить выкуп за пленных, Зайнаб вместе с незначительной суммой денег прислала и ожерелье, свадебный подарок своей матери Хадиджы. Пророк сразу узнав ожерелье сильно растрогался. Вспомнив еще раз Хадиджу и ее службу Исламу попросил разрешения у асхаба отпустить Абу-ль-Аса и вернуть ожерелье обратно Зайнаб. Отпущенный на волю Абу-ль-Ас вернулся в Мекку и сдержав слово, данное Пророку Мухаммаду отправил Зайнаб в Медину. Впоследствии он тоже принял Ислам и после переселения в Медину, Пророк разрешил Зайнаб вернуться к мужу (7 мухаррам/ май 628 года).
 
В Коране говорится что победа в Бадре осуществилась при помощи Аллаха и ангелы поддерживали мусульманскую армию (аль-Анфаль, 8/8-12; Али Имран, 3/123-127). Бадрская война намного увеличила авторитет исламского общества на Аравийском полуострове и расширила возможность оповещения Ислама. Потерпевшие поражение мекканцы на место Абу Джахла выбрали Абу Суфйана и поклявшись отомстить мусульманам, стали искать различные пути осуществления своей клятвы. В это время Абу Лахаб из-за болезни не смог принять участия в Бадрской войне и послал вместо себя Ас б. Хишама. Получив известие о поражении войск курайшитоа Абу Лахаб совсем слег от горя и вскоре скончался. Абу Суфйан через два с половиной месяца после Бадрского поражения, во главе отряда из двухсот человек пришел до Медины и напал на окраинные кварталы города. Убив двух мусульман предал огню поля и только после этого убежал обратно. Пророк вместе с отрядом из двухсот воинов пустились в погоню за курайшитами, но Абу Суфйан и его воины скинув по дороге мешки с обжаренной мукой (савик), чтоб не создавали тяжесть, сумели отдалиться от преследователей. Поэтому данное преследование известно как сражение Савик.
وَالَّذ۪ينَ اٰمَنُوا بِاللّٰهِ وَرُسُلِه۪ٓ اُو۬لٰٓئِكَ هُمُ الصِّدّ۪يقُونَۗ وَالشُّهَدَٓاءُ عِنْدَ رَبِّهِمْۜ لَهُمْ اَجْرُهُمْ وَنُورُهُمْۜ وَالَّذ۪ينَ كَفَرُوا وَكَذَّبُوا بِاٰيَاتِنَٓا اُو۬لٰٓئِكَ اَصْحَابُ الْجَح۪يمِ۟ ﴿19﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Уверовавшие в Аллаха и Его посланников - это правдивейшие люди. А павшие мученики находятся возле своего Господа, им уготованы их награда и их свет. А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, являются обитателями Ада.
(аль-Хадид, 57/19)