34 - Сражение при Хунайне

Editor


34 - Сражение при Хунайне

 

После завоевания Мекки одним из племен, озадачивающих Пророка были хавазиниты. Многочисленное племя хавазинитов занимали обширную местность между Меккой и Неджидом, которое на юге простиралось вплоть до Йемена. Важная ячейка племени, сакифиты, жили в Таифе. Вражда между курайшитами и хавазинитами, из-за торговых отношений,  упиралась корнями в период Джахилия и по причине принадлежности Пророка к племени курейшитов перешла и на него и на распространяемый им Ислам. Некоторые группы племени нарушили условия Худaйбийского соглашения о безопасности дорог и Пророк посылал небольшие отряды против них. Но ненависть и вражда хавазинитов все увеличивалась и во время завоевания Мекки, после курайшитов, они стали самыми яростными противниками Пророка. Еще в Мекке Пророк узнал о крупномасшнабной подготовки хавазинитов к войне против мусульман. В тоже время сакифиты, вследствии разрушения идола Узза, что находился на дороге в Таиф, испугавшись уничтожения и свонго идола Лата, присоединились к собравшимся в Автасе хавазинитам. Командующим армии хавазинитов являлся тридцатилетний Малик б. Авф ан-Насри. Малик б. Авф не внимая предостережениям опытных бойцов, с целью предотвращения побегов воинов с поле боя, приказал привести во фронтовую зону всех женщин, детей, имущество и животных.  Таким образом сложилась обстановка всеобщей мобилизации в войне против мусульман.
 
Пророк отправил на разведку Абдуллах б. Абу Хадрад аль-Аслама, от которого вскоре пришло известие о сборе хавазинитов и сакифитов в долине Автаса. Посланник Аллаха немедля начал подготовку к предстоящей войне. Через семнадцать дней после завоевания Мекки, 6 числа месяца шавваль 8 года (27-го января 630 года) во главе 12.000-го войска, среди которых находились 2000 мекканских мусульман, вышел в путь. В исламской армии находились и женщины из асхаба - Умму Умара, Уммуль Харис и Умму Сулейм.
 
11-го шавваль 8 года ( 1-го февраля 630 года) в четверг ночью, Исламская армия достигла Хунaйна и остановилась там до рассвета. В предрассветный час, вслед за   разведывательным отрядом Халид б. Велида, который состоял из сотни всадников Сынов Сулеймана, главные силы тронулись в путь. Хавазиниты раньше мусульман прибыли в долину Хунaйн и устроили засаду в узком песчанном месте. С обстрелом разведывательного отряда мусульман из луков начилось фактическое сражение. Из-за темноты было очень трудно определить местонахождение противника. Вместе с этим вспугнувшиеся лошади и верблюды способствовали создавшемуся каосу и панике, что послужило распаду разведывательного отряда и беспорядочному отступлению основных сил. Возле Пророка осталось очень мало воинов. В Коране данная обстановка дел описана следующим образом: "Господь уже во многих битвах вам помог, помог Он вам и в день Хунейны, когда (гордынею превозносясь) вы восхищались множеством своим и силой. Но ваше множество и сила ничем не послужили вам, и тесною вам сделалась земля там, где была она просторна. Тогда вы повернули тыл и обратились в бегство. Потом Господь пролил покой Свой на Пророка и на уверовавших с ним, и воинства незримые низвел, и наказал неверных. Так воздалось таким, кто не уверил" (ат-Тауба, 9/25,26).  В результате решительности и  храбрости Пророка Исламская армия вновь собралась с силами и после ожесточенного сражения одержала победу над противником. Большая часть хавазинитов, вместе со своими командирами приютились в Таифе, некоторые в Автасе, а остальные бежали в Нахлу. Таким образом, война при Хунaйне, которая представляла собой завершающую точку в борьбе арабов-бедуинов против Ислама, завершилась победой мусульман.       
 
По преданию, в этой войне четверо мусульман стали шахидами, а потери врагов составляла 70 человек, среди которых находился известный поэт и воин Дюрейд б. Симма. Пророк Мухаммад приказал асхабу не убивать детей, женщин, слуг и рабов и сильно опечалился из-за убийства одной женщины в тот день.
 
После поряжения многие хавазиниты вместе со своим командиром Маликом нашли приют в Таифе и некоторые в Автасе, а остальные направились в Нахлу. На следующий после сражения Посланник Аллаха сам пошел на Таиф, а в Автас и Нахлу отправил по одному отряду. Отряд, отравленный в Нахлу не стал приследовать противника, который скрылся в горах и повернул обратно. Отряд под командованием Абу Амира аль-Эшари сразился с хавазинитами в Автасе и одержал победу над врагом. Но Абу Амир пал шахидом в этом сражении. Командование перешло к Абу Мусе аль-Эшари, который следуя распоряжению Пророка Мухаммада доставил в Джирану пленных и трофеи захваченный в битве при Хунaйне. 
لَقَدْ مَنَّ اللّٰهُ عَلَى الْمُؤْمِن۪ينَ اِذْ بَعَثَ ف۪يهِمْ رَسُولًا مِنْ اَنْفُسِهِمْ يَتْلُوا عَلَيْهِمْ اٰيَاتِه۪ وَيُزَكّ۪يهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَۚ وَاِنْ كَانُوا مِنْ قَبْلُ لَف۪ي ضَلَالٍ مُب۪ينٍ ﴿164)
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его айаты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении.
(Али Имран, 3/164)