35 - Осада Таифа

Editor


35 - Осада Таифа

Несмотря на победу мусульман в войне Хунейн беженцы с войны присоеденившись к некоторым племенам, противников Ислама, стали представлять собой новую угрозу. Во главе этого союза находились жители Таифа, которые свое вражеское отношение к Исламу временами проявляли в довольно таки наглой форме. Поэты, оскверняющие Пророка Мухаммада и мусульман и противники Ислама находили прибежище в Таифе. Вернее, Таиф превратился в место сбора врагов Ислама. Даже хевазиниты, потерпевшие поражение в Эвтасе, нашли приют в Таифе. Пророк, сразу после войны Хунейн решил направить свои войска на Таиф. Вслед за разведывательным отрядом Халид б. Велида, который состоял из 1000 человек, Пророк Мухаммад прибыл в Таиф. Почти месяц продлилась осада крепостей, в которых приютились сакифиты и хевазиниты. Таифцы использовали преимущества нахождения в крепости и беспрерывно осыпали градом стрел мусульман, штурмующих крепость. Во время осады Таифа мусульмане воспользовались различной военной тактикой и сратегией, использовали такое армейское снаряжение как деббаде (снаряжение в виде бочки, покрытое кожей, которое служило щитом предохранения от стрел, камней и т.п.) и катапульты. Пророк Мухаммад узнав о наличии продовольствия сроком на один год и приближении месяца харам снял осаду Таифа и Исламское войско собрав трофеи отбыло в Джирану. В осаде Таифа мусульмане потеряли 12 человек, а противники 3 человека.  

Раздел трофеев в Джиране.

 

Пророк Мухаммад прибыл из Таифа в Джиране, куда были собраны трофеи и военнопленные. Число военнопленных, включая женцин и детей составляло 6000 человек. Среди военной добычи находилось более 24.000 верблюдов, свыше 40.000 овец и 4.000 окки серебра. Пророк приказав обеспечить одеждой нуждающихся, отложил на некоторое время дележ трофей. В случае принятия хевазинитами Ислама он намеревался вернуть захваченные трофеи. Но в результате запоздания хевазинитов некоторые смутьяны и бедуины-мусульмане, которые еще не достигли Исламского сознания, настаивали на немедленной раздачи трофеев и проявляли это в оскорбительной для Пророка форме.       
 
Пророк Мухаммад отделив положенную часть (хумус - 1/5 часть от общего числа) в бейтульмал (государственная казна), разделил остальную часть трофеев и пленников. Пророк с целью расположить курайшитов к Исламу, которые после завоевания Мекки захотели принять мусульманство, но попросили четыре месяца отсрочки и известны в источниках как "муэллефе-и кулуб", выделил им больше доли, чем остальным. 
 
Сразу вслед за разделом трофей явилась группа хевазинитов и заявив о принятии мусульманства потребовала вернуть им пленных и захваченные трофеи. Пророк напомнив об определенном ожидании перед раздачей трофей, объяснил создавшуюся ситуацию и предложил сделать выбор между трофеями и пленниками. Они предпочли пленников и получив согласие асхаба, Пророк выполнил их просьбу.
 
Некоторые из мусульман бедуинов не захотели отдавать пленных, но Посланник Аллаха пообещав им более высокую долю при первой же победе, убедил вернуть пленников. Между тем, выделение Пророком Мухаммадом высокой доли муэллифе-и кулубу послужило поводом для разговоров, будто Пророк особо выделяет курайшитов среди остальных и даже оставшись в Мекке покинет ансаров. Пророк Мухаммад немедля собрал ансаров и объяснил им причину повышения доли муэллифе-и кулуба. Также, напомнив благодать ансара заверил, что навечно останется с ними и вознес благодарственные молитвы ансару и их детам. В этой ситуации ансарам стало стыдно за свои проделки, попросили прощения у Пророка, они выразили довольство своим Пророком.
 
Оставшись в Джиране две недели, Пророк, после дележа трофей здесь же принял ихрам и отправился в Мекку. Но после совершения умры вернулся обратно в Медину.  
 
После поражения в Хунейне командир армии племени Хевазин Малик б. Авф оставив семью и имущество бежал в Таиф. Пророк Мухаммад временно определил домочадцев и имущество Малик б. Авфа к Умму Абдуллах бинт Абу Умейе и отправил весть Малику, что в случае принятия Ислама ему будут возвращены семья и имущество и в подарок 100 верблюдов. Вслед за этим Малик б. Авс прибыл к Пророку и заверив о принятии мусульманства получил обещанное. Пророк Мухаммад определил Малик б. Авфа в муэллефе-и кулуб и назначил управляющим племени Хевазин и племен, проживающих в Таифе и окружении. Малик б. Авф внес большой вклад в дело прибытия в Медину сакифитов и принятие ими мусульманства 9 (631).

 

لَقَدْ مَنَّ اللّٰهُ عَلَى الْمُؤْمِن۪ينَ اِذْ بَعَثَ ف۪يهِمْ رَسُولًا مِنْ اَنْفُسِهِمْ يَتْلُوا عَلَيْهِمْ اٰيَاتِه۪ وَيُزَكّ۪يهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَۚ وَاِنْ كَانُوا مِنْ قَبْلُ لَف۪ي ضَلَالٍ مُب۪ينٍ ﴿164)
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его айаты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении.
(Али Имран, 3/164)