36 - Приход в Медину представителей арабских племен

Editor


36 - Приход в Медину представителей арабских племен

 

9 год хиджры (630-631) известен как "год послов" (сенетуль вюфуд). Завоевание Мекки, вслед за этим принятие Ислама могущественным племенем хавазанитов, через год после этого прибытие в Мекку сакифитов из Таифа и их присяга на верность, в результате похода на Табук установление Ислама в Северной Аравии - все это произошло после того, как арабские племена отправляли своих представителей в Медину с целью выразить присягу на верность. Наряду с этими событиями, вместе с завоеванием Мекки, особое место принадлежит принятию мусульманства курайшитами.
 Арабские племена после принятия мусульманства самых яростных противников Ислама курайшитов, которых они очень ценили, арабские племена стали заново оценивать свои силы и положение и один за другим занимали свои места в рядах сторонников Ислама. В сура аль-Наср о данном событии говорится следующим образом: "Когда придет помощь Аллаха и настанет победа, когда ты увидешь, как люди толпами обращаются в религию Аллаха, восславь жн хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он - Принимающий покаяния" (аль-Наср, 110/1-3). Делегации, прибывшие в Медину от имени своего племени объявляли о принятии Ислама, от своего имени и от имени племени приносили присягу на верность. Они желали узнать веру непостредственно от вестника Ислама и просили послать к ним учителей мусульманства. Среди этих делегаций, вместе с представителями сакифитоа и ханифитов были и те, кто ставил неприемлимые условия с целью избежать соблюдение основных принципов Ислама. Между тем,  были и те, которые как христиане племени Наджран и Таглиб, не приняв Ислам, с условием оплаты джизии, вошли в состав Исламского государства. Приход представителей племен в Медину представлял собой хорощую возможность Пророку Мухаммаду для объяснения Ислама. Перечисленные выше делегации племен гостили в домах сахабов, среди которых можно перечислить гостеприимство таких сахабов как Абдуррахман б. Авф, Рамла бинт Харис, Абу Айюб аль-Ансари и Халид б. Велид. Вмести с этим гости останавливались на ночлег в асхаб ас-Суффе или специальных шатрах возле мечетей. Пророк Мухаммад придавал важное значение членам делегаций, самолично учил их чтению Священного Корана, разъяснял им основные нормы веры и правила нравственности.  
 
Наградив многочисленными подарками гостей провожали в обратный путь, при этом давали советы относительно важных вопросов. С целью научить местное население Исламу в эти области назначали наместников, сборщиков зяката и джизии и снабжали их необходимыми письменными документами. Прибытие данных делегаций являлось показателем принятия мусульманства многих племен из разных мест Аравии и согласие со статусом столицы Медины. Ибн Сад в своем произведении перечислил семьдесят одну делегацию из различных областей Аравии, прибывших в Медину в 9-ом (630) и 10-ом (631) годах и дает детальные сведения о каждой делегации в отдельности (см. Ибн Сад, I, 291-359). 
 
Положение некоторых племен бедуинов.
 
Несмотря на то, что многие племена арабов стали мусульманами, нельзя сказать о полном размещении Ислама в некоторых племенах бедуинов, во главе которых находились  племена Ханифа и Асад и члены - род Гатафан и др. Священный Коран критикует враждебное отношение этих бедуинов к Пророку Мухаммаду и мусульманам, в результате отрицательного отношения, Коран собрал всех воедино под именем "а'раб" (ат-Тауба, 9/90, 93-99; 101-102, 107-110, 120; аль-Ахзаб, 33/20; аль-Фатх, 48/11-17; аль-Хаджурат, 49/14-18).
Бедуины приняли отрицательное положение к Исламу еще с сражения аль-Хандак (аль-Ахзаб, 33/20). Пророк Ислама направляясь совершать умру пригласил бедуинов племен Джухайна, Музайна, Эшджа и Аслам, живших вокруг Медины, присоединиться к нему. Но они, из-за неполного восприятия Ислама и Пророка отвергли его приглашение  и не попросили прощения после возвращения из умры (аль-Фатх, 48/11-12, 16). Похожая ситуация произошло и при войне Табук (ат-Тауба, 9/90, 97, 101, 120). Некоторые группы племени Сыны Гатафана с 3-го года хиджры (624) были замешаны в разбойничьи нападения и случаи убийства, происходившие в области Медины и поверхностная исламизация этого рода состоялась в год послов (9/630-631).
 
 После смерти Посланника Аллаха вождь рода Фезара Уейна б. Хысн присоединился к Тулейха б. Хувейлид аль-Эседи, который утверждал о своем пророчестве. Кроме них, Бани Харифа, в большинстве ведущие образ жизни бедуинов, старались держаться подальше от Ислама. Представители этого племени, во главе с Салама б. Ханзалом, прибыли в Медину на 10-ом году хиджры (631 год) и приняли Ислам. Но, члены данного племени из-за своих политических и экономоческих выгод, во время недомогания Пророка Ислама, поверив утверждению о лжепророчестве Музейлиметулькеззаба сплотились вокруг него и принесли присягу на верность.   
 
С другой стороны Бани Эсад предполагая о потери силы мусульманами после сражения при Ухуде, планировали внезапное нападение на Медину. К ним присоединились группа под предводительством Тулейха б. Хувейлида, которая принимала участие в сражении аль-Хандак. В 9-ом году хиджры (630 год) они прибыли в Медину, среди членов этой группы находился и Тулейха, и были вынуждены представляться мусульманами. По причине голода и нехватки продовольствия они попросили об оказании им материальной помощи и разрешения о разделе зяката между собой. В результате их грубых манер, выдвижения своих выгод на первый план, желания оставить Пророка Мухаммада под чувством обязанности, были ниспосланы айаты суры аль-Худжурат (49/14-18). Во время болезни Пророка Ислама, Тулейха объявил о своем пророчестве и вслед за этим, заручившись поддержкой своего племени и племен Фезара, Зубайан, Тай, Абс и других, устроил бунт во время правления халифа Абу Бакра.
لَقَدْ مَنَّ اللّٰهُ عَلَى الْمُؤْمِن۪ينَ اِذْ بَعَثَ ف۪يهِمْ رَسُولًا مِنْ اَنْفُسِهِمْ يَتْلُوا عَلَيْهِمْ اٰيَاتِه۪ وَيُزَكّ۪يهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَۚ وَاِنْ كَانُوا مِنْ قَبْلُ لَف۪ي ضَلَالٍ مُب۪ينٍ ﴿164)
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его айаты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении.
(Али Имран, 3/164)