Взаимосвязь вахйа и сунны

Editor

10 декабря 2010 г.

Взаимосвязь вахйа и сунны

Имам Шафи утверждает, что те, кто отвергают сунну, они или отвергают сунну как доказательство или отрицают обязывающие нормы аль-хабар аль-хасса (подлинные новости).В дополнение к тем, кто полностью отвергает сунну как доказательство, есть группы, которые признают сунну как доказательство лишь в определенных вопросах или же только в тех случаях, когда она соответствует доказательствам Корана и разума.

Согласно ученым суннитам, сунна - это доказательство знания велений Аллаха. Сунна может служить доказательством проявления, открытия или познания по признакам этих велений. Сунна может служить абсолютным доказательством знания велений Аллаха только при условии  безгрешности Пророка и защищенного статуса его сунны.

Поэтому, чтобы определить ценность и обязывающую особенность сунны, необходимо выявить ее источник или, другими словами, определить источники знания Пророка и, в частности, показать, как понимались взаимоотношения между сунной и вахйем в эпоху пересказчиков. {mospagebreak title= Защищенность Пророка от греха (исмат).}

Защищенность Пророка от греха (исмат).

В пророках есть некоторые общие особенности, которые рассматриваются как качества, неотделимые от положения пророчества. Свойство безгрешности возглавляет этот список. Позже, это свойство было детально рассмотрено и  установлено, что пророки имеют такие свойства как безгрешность (исмат), ум и проницательность (фатанат), праведность (сидк), надежность (аманат) и оповещение (таблиг). Однако, в эпоху пересказчиков,  все эти качества оценивались в рамках свойства безгрешности. Потому что, в конечном счете, все другие свойства зависят от свойства безгрешности.

Свойство безгрешности определяется как "защита Аллаха пророков от всего, что может повредить их достоинству и ценности" и "умение избегать греха, когда можно его совершить." Учитывая диспуты, проведенные в книгах по усуль (методология) и калам (богословие), более широкое определение было сделано в рамках представлений, предпочитаемых учеными суннитами. Согласно этому, исмат - это состояние, когда Аллах оберегает своих пророков от явных и скрытных богохульств и больших грехов, и, предостерегая от маленьких грехов, помогает им избежать их и раскаяться. Это определение охватывает все характерические черты определения исмата, сделанных учеными суннитами. Согласно этому, пророки защищены от богохульства и больших грехов. Они могут совершить маленькие грехи, но за это им не будет спуску; Аллах оповестит их и позволит им раскаянием исправить свои ошибки. Следовательно, милостью Аллаха пророки были защищены от множества недостатков и грехов, существующих у обычных людей. Даже до пророчества, пророки не совершали маленьких грехов, которые считаются дурными и унизительными. Они, и до пророчества, были под божественным руководством и защитой Аллаха.{mospagebreak title= Источники сведений Пророка Мухаммада.} 
Источники сведений Пророка Мухаммада.

 Источники сведений Пророка Мухаммада будут исследованы под этим заголовком. Таким образом, будет сделана попытка определить законодательную и научную ценность сунны. Взаимосвязь сунны с вахйем объясняет ее и религиозную и научную важность. Однако, как известно, не вся сунна были оповещана вахйем. Пророк говорил на некоторые темы исходя из своего опыта, а некоторые дела решал умом/проницательностью. Однако, Пророк был послан служить примером и наставником для людей. Выполнение им этой миссии, во многих отношениях зависит от того, насколько он заслуживает доверия. Чтобы заслужить доверие, все его слова и действия должны быть верными и безошибочными. Независимо от того, как безупречны опыт и сведения, они всегда могут ошибиться. Чтобы не ошибиться и не впасть в заблуждение, необходима контроль вахйа. В таком случае, необходимо рассмотреть отношения между хадисами Пророка и вахйем.

Вахй:

Будет неправильно утверждать, что все откровения, полученные Пророком, имеют место в Священном Коране, и ограничивать вахй Кораном. Потому что, прежде всего, сам Коран препятствует этим утверждениям. Очевидно, что в некоторых событиях, описанных в Коране, Аллах дает некоторые сведения об этом событии посредством вахйа, вне Корана, своему Пророку. В дополнение к этому, мне кажется, что одним из самых важных доказательств, указанных Имамом Шафи, является отношение между сунной и хикма (мудрость), которая в Коране упоминается вместе с Книгой. Аллах говорит в Коране, "Это Он, кто послал посланника из числа неграмотных, который читает им айаты (Аллаха), очищает их, учит их Книге и мудрости." Имам Шафи говорит, что слово " Книга ", упоминаемая в этом айате относится к Корану, а слово "мудрость" - к сунне. Согласно этому, сунна полностью имеет божественное начало и, так же как и вахй, была ниспослана Пророку Мухаммаду.

Вопрос об источнике сунны был также затронут авторами книг о хадисах в эпоху пересказчиков. Это можно понять из названия отрывка из раздела Китаб ал-Итисам, книги Имама Бухари (256/869) Сахих: "На вопросы на темы, не истолкованные ему посредством вахйа, Пророк отвечал "Не знаю" или не отвечал до тех пор, пока не получит вахй. Исходя из слов Аллаха:" Путем, показанным тебе Аллахом", он никогда не давал ответа, опираясь на соображения и сравнения. 

Исламские ученые, которые единогласно принимают сунну как доказательство, тем не менее, не считают сунну полностью в  равной степени обязывающей. Сунна делится на две группы по признаку того, являются ли они в общем обязывающими. Первая группа- это сунна, соблюдение которой считается добродетелью, а пренебрежение не требует наказания в загробной жизни. Вторая группа - это обязательная сунна. Ибн Кутайба делит вторую группу на две части, по признаку их источников: "Первая часть- это сунны, которые Джабраиль принес от Аллаха. Вторая часть- это сунны, которые Аллах разрешил Пророку с целью установления правил и предписал ему принимать решения исходя из своих соображений. Здесь, Пророк был волен давать разрешение, в силу некоторых причин и оправданий тому, кому пожелает. Подходы ученых методологии, которые жили после эпохи пересказчиков, можно изложить в следующем виде: Для Пророка неприемлемо сознательно говорить неправду в религиозных вопросах. Но, большинство ученых допускают, что они могут сказать неправду по ошибке. И по единогласному мнению - пророкам неприемлема забывчивость. В одном из подлинных хадисов Пророк сказал: "И я такой же человек как и вы. Я забываю, также как и вы; если забуду, напомните мне." Этот и похожие хадисы комментировались следующим образом: Пророк может забыть сначала, но это положение не продлится, ему напомнят посредством вахйа. Большинство тех, кто допускает, что Пророк может ошибиться и забыть, вслед за этим сразу утверждают, что его забывчивость будет немедленно исправлена.

Отметив, что Пророк получал вахй помимо Корана, необходимо также определить пределы сведений, сообщеных посредством вахйа. Вахй- это самый верный источник, передающих нам сведения невидимого мира. Невозможно понять невидимый мир умом и восприятием. Потому, что в этой области правила восприятия и умственные принципы недействительны. Потому, вахй- это одно из средств, которое возносит человеческие знания за пределы видимого мира и выше существующих границ. В сведениях, данных Пророком опираясь на вахй, абсолютно нет никакой вероятности неправды или ошибки. Все, что Пророк знал относительно невидимого мира- это то, что Аллах сообщил ему посредством вахйа.

Пророческая проницательность:

Помимо вахйа, источником сведений Пророка является "умственные навыки" соответствующая положению пророчества. "Разум" Посланика был просвещен вахйем, иногда занавес к невидимому миру поднимался, и будущая жизнь предлагалась его обзору; кроме того, Аллах научил его намерениям, которые хотел осуществить, посылая религию; таким образом, способности его разума достигли совершенства, лишающего возможности допустить ошибку. Поэтому, превосходство Пророка над другими людьми в разуме, знании, терпении, близости  к Аллаху и точности его взглядов, признано всеми мусульманами.

Чтобы объяснить " умственные навыки " Пророка действовали очень осторожно, поэтому слова подбирались тщательно. Наиболее употребляемыми словами были "ре'й" (мнение), "иджтихад" (интерпретация) и кыйас (сравнение); хоть и мало использовалось также "фираса" (интуиция). Однако, ввиду того, что вышеупомянутые термины использовались и для других людей, позже, чтобы описать умственные навыки Посланника Аллаха, развитого под высшим светом пророчества, начали изпользовать термин "фатанат" (проницательность).

Согласно Имаму Бухари, навыки, которые даны Пророку- это способность, которая проявляется "когда Аллах указывает ему". Некоторые ученые методологии, интерпретировали как "скрытный вахй" умственные навыки Пророка, которые- освещенные лучом вахйа - достигли высшего уровня в принятии прaвильных решений.

Опыт:

он получает все новые знания в результате своих опытов и наблюдений. Поэтому, можно сказать,  что значительная часть знания обычного человека - это знание, которое он приобрел в результате опытов и наблюдений. Однако, пророки -это не обычные люди, они посланы изменить обычных людей. Поэтому, чтобы понять слова Пророка, недостаточно учитывать только его опыт и социально-культурную среду, в которой он вырос. Вахй господствовал в каждой сфере его жизни и принес ему сведения невидимого мира, которые помогли ему понять истину вещей.

Пророк Мухаммад выучил обычаи, привычки и традиции курайшитов, диалекты арабских племен и  арабский язык бедуинов, с которыми он жил некоторое время. Фактически, по этой причине, он считался специалистом в языкознании. Пророк выучил язык, обычаи и обряды племени, среди которого он жил, так же он выучил и методы лечения больных, торговые отношения и некоторые религиозные обычаи, наследованые этим племенем от пророка Ибрагима. Однако, все эти знания, которые он получил в результате опытов и наблюдений, с началом его пророчества прошли через проверку вахйа и, часть их была утверждена как "божественные знания", другая часть откорректирована, а третья часть - полностью изменена. Невозможно приобрести знание обо всем через опыт и размышление. Сведения из невидимого мира, сведения о мироздании, сведения о признаках Аллаха- это истины, которые могут только быть известны только посредством вахйа. Таким образом, вполне ясно, что все хадисы на вышеуказанные темы , берут начало из вахйи.

Мы не можем отрицать того, что Пророк мог приобрести знания опираясь на опыт, однако часть этих знаний - это знания, которые так или иначе приобретаются опытом и по сути не могут быть неправильными. Бывают такие эмпирические знания,которые приобретаются из окружающей среды и могуть быть недостоверными; часть такого рода знаний была откорректированa посредством вахйа, а другая часть оставлена без изменений.  Невозможно вычерпать знания о некоторых вещах из опыта; несомненно, такого рода знания преподносились Пророку непосредственно через вахй.

В итоге можно сказать, что было много разных заявлений об источнике сунны Пророка Мухаммада. Как было замечено, часть сунны опирается на вахй, другая часть на проницательность Пророка Мухаммада, а остальные - на опыт. Очевидно, что хадисы Пророка, связанные с жизнью после смерти, с богослужением и духовным миром полностью вытекают из вахйа. Нам известно, что поскольку Пророк в некоторых случаях исходил из собственного опыта и основывался на личных соображениях - независимо от того, что было реальной причиной - он мог допускать некоторые небольшие неточности. Однако, известно и то, что его ошибки/упущения тотчас подправлялись вахйем. Большинство ученых суннитов придерживаются мнения, что сунны, которые не опираются на вахй изначально могут быть ошибочными, и если они ошибочны, то обязательно будут исправлены посредством вахйа. Поэтому, мы можем спокойно сказать, что сунна Пророка не может содержать ошибочные и противоречивые сведения об истории, точных науках и разуме.         


مَا كَانَ مُحَمَّدٌ اَبَٓا اَحَدٍ مِنْ رِجَالِكُمْ وَلٰكِنْ رَسُولَ اللّٰهِ وَخَاتَمَ النَّبِيّ۪نَۜ وَكَانَ اللّٰهُ بِكُلِّ شَيْءٍ عَل۪يمًا۟ ﴿40﴾ يَٓا اَيُّهَا الَّذ۪ينَ اٰمَنُوا اذْكُرُوا اللّٰهَ ذِكْرًا كَث۪يرًاۙ ﴿41﴾ وَسَبِّحُوهُ بُكْرَةً وَاَص۪يلًا ﴿42﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Мухаммад - не отец кого-либо из ваших мужей, а Посланник Аллаха и печать пророков (или последний из пророков). Аллах знает о всякой вещи.

О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно

и славьте Его утром и перед закатом.
(аль-Ахзаб, 33/40-42)