аль-Кутуб ас-ситта - это словосочетание из двух слов, которые на арабском языке означают "кутуб" книги, а "ситта" шесть. В таком случае данное словосочетание означает "шесть книг".
аль-Кутуб ас-ситта один из двух самых двух важных достоверных источников Ислама и состоит из шести книг, заключающий материалы по сунне и самые правдоподобные и надежные хадисы. аль-Кутуб ас-ситта общее название этих книг. Данные шесть книг, после Корана, воспринимаются как самые надежные материалы и включают работы Бухари и Муслима под названием Джами ас-Сахих и также произведения Абу Давуда, Тирмизи, Насаи и Ибн Маджа в виде Сунан.
Несмотря на наличие сторонников включать в аль-Кутуб ас-ситта вместо книги Ибн Маджа работы Имам Малика или Дарими, в основном почти все ученые признали книгу Ибн Маджа шестой книгой аль-Кутуб ас-ситта.
III-ий век хиджры известен как золотой век науки хадиса и представляет собой важный элемент в иследованиях исламских наук, особенно хадиса. В этом столетии вышли в свет, известные как самые надежные две книги хадисов "Сахихайн" Бухари и Муслима. Несмотря на наличие оппозиционеров, книги вызвали большой интерес среди людей.
Проживающий в следующем столетии после Бухари и Муслима, Саид б. Сакан (у. 353/964) утверждал что, их работы в виде Джами и книги Абу Давуда и Насаи в стиле сунан являются фундаментов Ислама. Впоследствии к ним прибавилась книга сунан ат-Тирмизи и эти пять книг стали именоваться аль-усул аль-хамса (пять основ). Знаний о том, кто и когда создал это образование не существует. Но в источниках имеются сведения, что книга Тирмизи получила известность после V-го века хиджры и заняла место среди этих основных произведений.
К концу V-го века хиджры к аль-усул аль-хамса прибавилась книга сунан Ибн Маджа и образовалась шесть книг, состоящее из Сахихайн (книги Бухари и Муслима), четыре сунана (Абу Давуда, Тирмизи, Насаи и Ибн Маджа). Впервые это образование получило название аль-Кутуб ас-ситта от Абу-ль-Фадл Мухаммад б. Тахир аль-Макдиси ( у. 503/1113) и начиная с VII-го века хиджры в науке хадис стали упоминаться как аль-Кутуб ас-ситта.
Мухаммад б. Исмаил б. Ибрахим аль-Бухари родился в 194 (810) году хиджры в Бухаре. В возрасте десяти лет начал проявлять большой интерес к хадисам и заучивал наизусть.
После уроков учителей на родине решил продолжить образование в известных центрах науки того времени, таких как Дамаск, Басра, Куфа, Багдад и Египет.
Известно что число его наставников (учителей) достигло тысячи. Вызубренные же им хадисы, по словам самого Бухари, составляют три сотни тысяч, из них сто тысяч правдивые.
После сорока летнего пути изучения наук поселился в Хартанке, поблизости Бухары, и покинул этот мир в возрасте 62 лет в 256 (870) году хиджры.
Знания хадиса одного из самых выдающихся ученых своего времени Бухари неоднократно подвергались проверке. Однажды специально перепутав года и тексты, прочитали перед Бухари сто хадисов и спросили его мнение по этим хадисам. Бухари на память исправил все хадисы и заслужил большое восхищение у окружающих. Подобные экзамены неоднократно устраивались его оппозиционерами и в результате Бухари заслужил известность и почетное место среди ученых. Писательскую деятельность Бухари начал еще в студенческие годы. Среди его различных книг находятся Тарих, Адаб аль-муфрад и ад-Ду'афа, признанная первой книгой аль-Кутуб ас-ситта. Работа под названием аль-Джами ас-Сахих имеет особо важное место.
К работе над книгой Бухари приступил после слов своего учителя Исхак б. Рахуйа (у. 238/852) - "если бы нашелся желающий собрать все правильные хадисы в одной книге...". С большим усердием и внимательностью он последовал словам учителя и почти четверть жизни выделил этой книге. В результате тщательного труда появилась самая надежная после Корана работа, которая удостоилась похвалы со стороны исламских ученых.
Признаный поворотной точкой в истории литературы хадис, Сахих аль-Бухари результат работы, целью которой было собрать воедино только правильные и надежные хадисы.
Бухари собрал в книге 7275 хадисов и разделил их по темам. Вместо того, чтоб собрать в одном месте различные предания по одному и тому же хадису, он предпочел повторять их в нужных местах и этим достигнуть свыше одного вывода и практического результата из одного хадиса. Произведение Бухари имееют множество преобладаний по различным качествам и привлекает внимание кругов исламских ученых и всех мусульман. Исследований относительно этого произведения Бухари достигло количества свыше двухсот.
Муслим б. Хаджжадж аль-Кушайри родился в 200-ых годах жиджры в Нишапуре и был представителем известного арабского племени Кушайр.
Сведений о детстве Муслима почти не существует. Он тоже, как и Бухари, посвятил жизнь изучению хадисов. Путешествуя по таким научным центрам того времени, как Хиджаз, Египет, Иран, Сирия, Мессопотамия и Туркестан занимался образованием.
Муслим за несколько лет до смерти познакомился с Бухари и высоко оценил его научную деятельность. В 261 (874) году Муслим умер.
Имам Муслим был хозяинов многочисленных исследований по хадису, самой известной среди которых является вторая книга аль-Кутуб ас-ситта под названием аль Джами ас-сахих. Работа сотоит из составленных по темам 4000 хадисов, которые он выбрал из числа 300.000 хадисов. Муслим указывал, что выбрал хадисы о надежности которых единогласно подтверждали все ученые. Муслим, указывая различные предания одного и того же хадиса в одном месте показал пример высокой внимательности и трудолюбия. Сахих Муслима по системе расположения текста ститается превосходнее Сахиха Бухари. В книги также имеется глава предисловие с объяснениями автора о некоторых критериях, которым он следовал при отборе хадисов.
Абу Иса Мухаммад б. Иса б. Савра родился в 209 (827) году хиджры в Тирмизе.
Местом образования Тирмизи были научные центры Аравии, Мезопотамии, Ирана и Хорасана. Также он встречался с такими мастерами своего дела как Бухари, Муслим и Абу Давуд. В 279 (892) году хиджры Тирмизи навечно закрыл глаза на этот мир в Тирмизе.
Тирмизи был известен как обладатель очень сильной памяти и работ по некоторым свойствам науки хадисов. Известное как Сунан ат-Тирмизи, работа аль-Джами ас-Сахих, единогласно была включена в аль-Кутуб ас-Ситта.
Тирмизи составил содержание книги по темам фикха и включил в текст 4000 хадисов. Тирмизи тщательно проанализировал предания, пытался установить степень надежности каждого хадиса и обращал внимание на значение и вывод, которое дали хадису знатоки фыкха. Почти после каждого хадиса уделил место личному анализу и оценке данного хадиса.
Тирмизи в отношении своего труда сказал: "В доме где находится это произведение можно сказать, что там находится Пророк с речами".
Абу Давуд Мухаммад б. Сулейман б. Исхак б. аль Азди ас-Сиджистани родился в 202 году хиджры в Сиджистане.
После начального образования, странствия в науку продолжил посетив Нишапур, Куфа, Хорасан, Аравийский полуостров, Мессопотамию, Иран, Сирию и Египет. Умер в 275 (888) году хиджры в Басре.
Среди многочисленных работ Абу Давуда самой известной является книга о хадисах принадлежащих к фикх ас-сунан. Его произведение является первым примером стиля сунан литературы хадиса и включает 4800 хадисов, которые в течении двадцати лет выбрал среди 500.000 хадисов.
Абу Давуд сказал: "для умного человека хватит и четыре хадиса из всех" и произнес в следующем порядке: "деяния должны обсуждаться по намерению", "избавление от ненужного зависит от силы веры человека", "то что просит для себя, но то же самое не просит для единоверца мусульманина, тот не может быть настоящим верующим", " дозваленное религией (халал) и недозваленное (харам) ясно и точно известно".
Абу Давуд выделил место самым сильным хадисам относительно любой темы и рядом с ними указал противоположные предания о хадисах. Он не брал во внимание хадисы единогласно отвергнутые учеными хадиса и используя слабые хадисы, которые ученые фикха приводили как аргумент, обязательно указывал их недостатки. Для хадисов, которые знал как правдоподобные и надежные, не приводил никакого пояснения.
Сунан со временем стали использовать представители всех религиозных групп (мазхаб).
Абу Абдуррахман Ахмад б. Шуайб ан-Насаи (известен как и Насаи) родился в 214 (829) году хиджры в местечке Наса.
После начального образования на родине продолжил изучение науки хадиса в Балхе, Ираке, Дамаске и Египте. Несаи покинул этот бренный мир в 303 (915) году хиджры.
Насаи был одним из известных ученых хадиса своего времени и в произведении под названием "Китаб ас-сунан аль-кабир" в большинстве уделил место хадисам по фыкху. В данной книге он вкратце изъяснил только правильные хадисы и назвал аль-Муджтаба. Данная книга стиля сунан содержит около 5700 хадисов и при всеобщем одобрении была включена в аль-Кутуб ас-ситта.
Известно, что работа под названием "Сунан ан-Насаи аль-Муджтаба" среди сунан меньше остальных заключает в себе слабые хадисы. Насаи известен как очень внимательный и щепительный критик авторов преданий и при отборе хадисов проявил неимоверную внимательность и старание. Особенностью его работы является повтор хадисов в совершенно неизмененном виде и обязательный указ небольшие разницы в словах.
Абу Абдаллах Мухаммад б. Йезид б. Абдаллах Ибн Маджа аль-Казвини родился в 209 году хиджры в Казвине.
Как и свои современники он тоже посетил Иран, Мессопотамию, Аравию, Сирию и Египет с целью обучению наукам. Ибн Маджа умер в 273 (886) году хиджры.
Cреди его произведений по тафсиру, хадисам и истории самой известной является шестая книга аль-Кутуб ас-ситта, под названием Сунан.
Сунан включает 4000 хадисов и очень ценна с точки зрения составительного порядка содержания, не имеет повторений и коротка по содержанию. Но наряду с этим, в результате наличия в тексте нескольких слабых хадисов есть люди, которые считают шестой книгой Муватту Имам Малика или Сунан Дарими. Но большинство, шестой книгой, признают Сунан Ибн Маджа.
Почти все включенные в книги хадисы были правильными (надежными). Авторы наряду с тем, что старались в своих исследованиях уделить место только правильным хадисам, не утверждали что собрал воедино все надежные хадисы. Точно известно, что правильные хадисы имеются и вне аль-Кутуб ас-ситта.
Бухари был первым кто решил написать книгу, заключающую в себе только правильные хадисы. Остальные последовали его пути.
В результате тщательного анализа книг хадисов и источников ученые заключили, что исследования Бухари и Муслима находятся на первом месте, а работы Абу Давуда, Тирмизи и Насаи на втором месте. Но превосходство Бухари и Муслима признано в общем смысле, потому что при анализе каждого хадиса по отдельности возможно появление совершенно различных мнений. Превосходство Сахих аль-Бухари или присуждение последней ступени Сунану Ибн Маджа не является проходным балом для каждого отдельного хадиса.
Содержание аль-Кутуб ас-ситта составлено по принципу наличия в одном месте хадисов, имеющих отношение к определенной теме. Вместе с этим, авторы при составлении руководствовались особыми для себя принципами.
В аль-Кутуб ас-ситта один хадис встречается иногда в одной только книге, иногда в нескольких из шести книг, а иногда во всех шести и повторяется один или несколько раз.
Все трое авторов проживали в III-ем веке и все, за исключением Насаи (у. 303/915) были учениками Бухари. Вернее все они современники и между многими существовали отношения в виде "учитель-ученик".
У всех авторов аль-Кутуб ас-ситта имеются работы относительно переводов хадисов авторов преданий, которые заимствовали у них хадисы. Они, непосредственно сами критиковали и контролировали авторов преданий.
Авторы аль-Кутуб ас-ситта в свое время не получали никакой поддержки и помощи со стороны щедрых и любезных халифов и никогда не ожидали подобного.
При сборе в одном месте, особенностей каждой книги аль-Кутуб ас-ситта, и учитывая материал и способы образуется целое собрание сочинений хадисов. Шесть книг дополняют друг друга в следующем порядке и исследователи обратившись к этим работам найдут ответы на интересующие их вопросы: по знаниям фикха - Сахих аль-Бухари; мало та'ликата (краткие записи на краях страниц, критика или анализ текста) - Сахих Муслима; множество сведений о преданиях хадисов - Джами ат-Тирмизи; только хадисы по фыкху - Сунан Абу Давуда; безупречное составление хадисов по теме фыкха - Сунан Ибн Маджа. Произведение Насаи одновременно имеет несколько особенностей.
Никто из авторов аль-Кутуб ас-ситта не подражали какой-либо группе фыкха.
Значение аль-Кутуб ас-ситта в науке хадисов:
аль-Кутуб ас-ситта является вторым из основных источников Ислама и состоит из материала о сунне и правильных хадисов. Со дня создания и вплоть до наших дней заслуживает большой интерес знатоков хадиса и сохраняет неизменное место в науке хадисов. Признанная известность данного произведения исходит от цели авторов, которые стремились собрать и использовать только достоверные хадисы.
С другой стороны, если собрать в одно место особенности каждой книги из аль-Кутуб ас-ситта, то с точки зрения материала и стиля, полностью имеет качества собраний сочинений хадиса. Вместе с этим, по виду содержания и стиля составления текста они дополняют друг друга. Поэтому в данной работе можно найти почти все ответы на вопросы о сунне Пророка. Источником сведений о жизни Пророка, его слов и внедренний в жизнь, в большинстве являются эти книги.
Серьезное отношение к науке и тщательная старательность авторов позволила этой книге заслужить уважение в научных кругах. В отношении каждой из этих книг были произведены различные исследования. Только относительно работ Бухари имеется более двухсот исследований.
При создании данных ценных шести книг хадиса были использованы ранее осуществленные работы по исследованию хадисов. Вместе с этим, они заключают в себе материал золотого века науки хадис и представляют собой оригинальный источник для исследователей хадиса во все времена. В этом виде, данные шесть книг достигли самой высокой степени в науке хадис и в результате различных качеств заслужили уважение и признание всеми учеными и знатоками Ислама.
Авторы аль-Кутуб ас-ситта создав это бесценное произведение внесли неизмеримый вклад в науку хадиса и время от времени все исламские ученые упоминали о них с большим уважением. Они, данным бесценным произведением способствовали признанию их научной личности.
Чакан, Исмаил Лютфи, Anahatlarэyla Hadis (Хадис в основном виде), Стамбул 1999.
Чакан, Исмаил Лютфи, Hadis Edebiyâtı (Литература Хадис), Стамбул 2003.
Kандемир, Йашар "Kütüb-i Sitte" (Кутуб-и Ситте) , Türkiye Diyânet Vakfı İslâm Ansiklopedisi, т. XXVII
Кочйигит, Талат, Hadis Târihi (История Хадиса), Анкара 1977.
Жыаерфу, Атаукси (Jıaerfu, Atauxi) Kütüb-i Sitte Müelliflerinin Müştereken Hadis Aldıkları Hocalar (Общие Учителя Хадиса Авторов аль-Кутуб ас-ситта), Стамбул 1998 (неопубликованная диссертационная работа.)