Фиктивные хадисы

Editor


Фиктивные хадисы

Передавать хадисы в измененном виде, проявлять высокую хвалу симпатизирующим людям, одна из слабостей человеческой природы. Целью подобного поведения в основном являются материальные и моральные выгоды, что представляет собой еще один из видов человеческой слабости. Подобное свойство ставит людей в положение выдумщика и имеет большие влияние на появление и развитие выдуманных хадисов. Высокая личность Пророка Мухаммада и поддержка Всевышнего позволили и асхабам, и последующим поколениям потомков воспринимать Пророка как высшее существо. Большое количество слов и действий Пророка было выдумано не только корыстолюбивыми людьми, но и необразованными людьми, которые желали служить Исламу и поэтому пытались делать сноску на высокую личность Пророка.

Несмотря на решительные предупреждения Пророка, некоторые люди не переставали выдумавать хадисы на его имя. Наличие тысяч лживых и наговорных хадисов в выдуманных книгах являются наглядным доказательством. Даже при таком положении дел находились такие, кто отрицал наличие выдуманных хадисов.

В терминологии хадиса выдуманные от лица Пророка лживые хадисы выделяются выражением "аль-хадис аль-мавду‘, которое означает "выдуманное, лживое".

Некоторые выражения указанные как принадлежащие асхабам и последующим исламским ученым тоже относятся к слову мавду‘. Только в случаях применения на практике слово мавду‘ имеются ввиду выдуманные от имени Пророка слова. В отношении, чаще всего для выражения выдуманных слов от имени кого-либо, используется выражение "это выдумано от имени того-то".

Деятельность и причины выдумки хадисов.

Начало движения выдуманных хадисов и положение сахабов:

Определение периода начала движения выдуманных хадисов способствовал появлению разногласий среди некоторых ученых хадиса. Ибн Хазм (456/1063) говорил что процесс выдумывание хадисов имеет начало в связи с событием - при жизни Пророка одно из племен в окрестносте Медины посетил один человек, представив себя как назначенный Пророком служитель и первые выдуманные хадисы связаны с положением данного обманщика. Но были и сторонники взгляда, что это всего лишь ложь относительно Пророка и начало выдуманных хадисов приходится на более поздний срок. Вместе с этим они сомневались, что если признают эту версию то поставят асхаб в подозрительное положение. Только вот, анализируя авторов выдуманных хадисов видим наличие многочисленных врагов Ислама, так и имея ввиду что и при жизни Пророка Мухаммада имелось немало людей, которые были ему врагами, называли лжецом, колдуном, сочинителем и др. разными оскорблениями то всегда надо учитывать что выдумав слова они очень легко приписывали их Пророку.

Необходимо подчеркнуть, что при жизни Пророка кроме этого отдельного случая подобное больше не повторялось. Без сомнения важной причиной являлась предположение что Пророк непосредственно сам будет контролировать эти сноски. Также, он испытывал сомнение и боязнь о некоторых событиях, совершенных смутьянами еще до их появления.

О появлении выдуманных хадисов в периоды Абу Бакра (632-634) и Омара (634-643) кроме подозрений и предположений точных сведений не имеется. Вместе с этим надо учитывать возможность о создании хадисов, угодных цели смутьянов и вероотступников во ремя изменения религии. И даже подобные предположения, за исключением асхабов, возможны в отношении многих людей.

При жизни Пророка появления события, которое бы привлекало внимание народа и служило причиной для разногласий, не наблюдалось. После его смерти хоть и появились разногласия, они не были способны разрушить единства мусульман и в короткий срок исчезли. Правда вполне допустима мысль что, хадисы связанные с проблемой исполнения обязанности имама появились благодаря противникам первых трех халифов. Только вот, при учитывании появления важных разделений и группировок в более поздний срок, то сразу становится явной слабость этого предположения.

Семенем первых серьезных разногласий в Исламе было утверждение Абдаллах б. Саба (40/660) о незаслуженном получении места халифа Османом. С целью способствовать возникновению бунта среди народа он начал обходить все места, начиная от Хиджаза и продолжал в направлении Басры, Дамаска и др. городов.

Вместе с событием убийства Османа, которое именуется как "вспых бунта" появились различные секты. В результате разногласий относительно данного события Али (40/660) и Муавия (60/679) в Сыффине скрестили мечи. Вслед за происшедщим там событием "случай судейства" возникли две большие секты. Одна из них это - Хаваридж, радикалы которые считали его отступником и кафиром. Другая - "гулат аш- шиа" приверженцы Али, которые утверждали что Аллах избрал его халифом и недостойно отзывавшиеся Абу Бакре и Османе.

Опять таки к концу века сахаби появились фальшивые секты - кадерие, мурджие, джехмийе и мушеббихе.

Известный как конец века сахаби, период подчинения, это время возникновения оппозиционных партий и сект, появления множества невнимательных и неискренних учеников хадиса. Движение выдуманных хадисов начилось и развилось в такое вот кризисное время и под различным влиянием. Многие из асхабов не увидели этого всестороннего движения фальшивости. Вместе с этим, ввиду наставления Пророка по данному вопросу, очень внимательно и осторожно относились против возможной деятельности изменения хадисов.

Причины создания фиктивных хадисов:

Защиты группы, секты и племени;

Фальшивые секты изменение хадисов осуществляли в двух видах;

Утверждали о фиктивности и опровергали отношение к Пророку хадисов, которые не отвечали их требованиям и были неугодны для их дел.

Для поддержки своих взглядов перед противниками постоянно нуждались в религиозных текстах и в целях наличия доказательств выдумав хадисы возводили цепь передачиков хадисов (иснад) к Пророку.

Вот так различные секты старались испортить хадисы и прошли довольно таки большое расстояние в деле поддержки своих целей бесспорными словами Пророка.

Представителей политических группировок, сект калама и фикха занимавшихся выдумыванием хадисов, для поддержки своих взглядов можно поместить под данным заголовком. Также к ним относятся националисты - выдумщики хадиса.

Враги Ислама в целях навредить Исламу специально выдумывали и распространяли фальшивые хадисы.

Желание служить Исламу:

Выдуманные слова под названием хадис имели цель поощрять мусульман в деле служения добру, благих намерений и избежания неугодного религии поведения и занимали довольно большое место среди выдуманных новостей. Авторами этих нигде не зарегистрированных хадисов являлись отшельники, суфии и в большинстве те, кто старался уподобиться им. Они считали что, занимаются угодным Аллаху делом. Этими фиктивными хадисами было приготовленно множество формул обрядов религии, совершение которых практически невозможно. Почти в каждом их этих выдуманных хадисов встречается следующая общая фраза: " Кто в такой-то день совершит столько-то намаза и при каждом ракате столько-то раз прочитает такую-то суру то ему в загробном мире преподнесут такие-то блага..."

Многие из выдуманных для стимулирования новостей были насчет намаза и поста. Кроме этого ясно было видно что, в движении фальшивости, которая охватывала и другие виды обрядов религии особое значение и важность придавали фадаил аль-Кур'ан (достоинства Корана). Скорее всего, наличие недовольствовавшихся существующими хадисами подтолкуло их к выдумыванию отдельных хадисов относительно каждой суры Корана.

В целях личной выгоды:

Под этим заголовком будет рассмотрено положение тех, кто не видел нечего зазорного в использовании высших идей для своих низких целей. Для удовлетворения мирских желаний некоторые корыстолюбивые люди выдумывая хадисы в угоду богатым и управителям имели от этого высокий доход. Также были такие, кто используя духовный мир людей, с целью заслужить положение всемиуважаемого ученого выдумывал хадисы. У подобного желания известности имелись совершенно различные признаки. Были даже такие, кто выдумав ответ на вопрос дополнял его выдуманным хадисом.

Некоторые темы выдуманных хадисов

Ученые хадиса чтоб отделить правильный хадис от выдуманного проделали объемную и тяжелую работу, детально исследовали по отдельности каждый хадис и помещали в положенную главу. В результате этой работы выдуманные хадисы были собраны воедино в отдельной книге. Представленные как хадис эти широкомасштабные выдумки, критики провели через отдельный анализ с целью чтоб читатели могли легко их узнать и постарались определить в отношении каких тем имеется много выдуманных хадисов.

Воспользовавшись работами ученых хадиса по данному вопросу можно определить в отношении каких тем имеется множество выдуманных хадисов:

  • Хадисы о намазах, которые советуют совершать в определенные дни и ночи месяца или недели.
  • Хадисы о достоинствах месяца раджаб и дней поста этого месяца.
  • Хадисы о предсказываниях некоторых событий в определенные времена.
  • Хадисы о появлении признаков светопредставления в определенные месяца.
  • Хадисы о порицании турков, абиссинийцев и жителей Судана.
  • Хадисы с осуждением или восхвалением при упоминании имен Абу Ханифы и Имама Шафии.
  • Хадисы о жизни Хызыра и Ильяса.
  • Хадисы о мазхабах (религиозные группы) Мурджийа, Джахмийа, Кадариййа, Аш'ариййа.
  • Хадисы о восхвалении или порицании государств и городов: Искандариййа (Александрия), Димйат, Басра, Багдад, Казвин, Иордания, Абадан, Джидда, Аскалан, Нусайбин, Антакья, Хорасан, Марв, Бухара, Самарканд, Тус, Херат, Кайраван и Марокко.
  • Хадисы в отношении могил пророков и других высоких личностей не являются правдаподобными.
  • Хадисы о достоинствах дны ашуры - использовать сурьму, наряжаться или печалиться, совершать намаз, кормить и варить суп ашура.
  • Хадисы относительно некоторых продуктов - чечевица, рис, бобы, баклажаны, апельсины, виноград, лук-порей, арбуз, грецкие орехи, сыр и халва; цветы - роза, нарцисс, фиалка и др. растения.
  • Хадисы о достоинствах мяса и запрете на употребление еды на улице и использовании ножа при нарезании мяса.
  • Хадисы, которые включают слово "Хумайра" - одно из имен Аише и начинаются словом "О, Хумайра".
  • Хадисы с утверждением о различных наставлениях Пророка Мухаммада Алию, которые начинаются словами "О, Али вот это имеет три признака".

Многие из хадисов о сурах Корана выдуманны. По словам Суюти правильные хадисы имеются только о сурах: Фатиха, Бакара, Али Имран, Ниса, Маида, Анам, Араф, Тауба, Кехф, Ясин, Духан, Мюлк, Зелзеле, Наср, Кафирун, Ихлас и Муввизетейн.

  • Многие хадисы об ослаблении и укреплении веры неправильные.
  • Не имеется достоверного хадиса о достоинстве придания имени Мухаммад или Ахмад ребенку.
  • Все хадисы об порицании и осуждении ребенка выдуманы.
  • Хадисы восхваляющие одиночество (о ненадобности заключения брака).
  • Хадисы о достоинствах колец с камнем из агата это неправильные хадисы.
  • Признаки выдуманных хадисов и пути их определения
  • Признание выдумщика хадиса.
  • Бессмысленность в содержании или значении вестей.
  • Наличие надежных книг хадиса.
  • Событие, которое должно было иметь большое количество свидетелей увидел или узнал только один человек.
  • Противоречие с Кораном и правдоподобной сунной.
  • Несовместимость с умом, чувством и наблюдением.
  • Противоречивость с историческими событиями
وَالَّذ۪ينَ اٰمَنُوا بِاللّٰهِ وَرُسُلِه۪ٓ اُو۬لٰٓئِكَ هُمُ الصِّدّ۪يقُونَۗ وَالشُّهَدَٓاءُ عِنْدَ رَبِّهِمْۜ لَهُمْ اَجْرُهُمْ وَنُورُهُمْۜ وَالَّذ۪ينَ كَفَرُوا وَكَذَّبُوا بِاٰيَاتِنَٓا اُو۬لٰٓئِكَ اَصْحَابُ الْجَح۪يمِ۟ ﴿19﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Уверовавшие в Аллаха и Его посланников - это правдивейшие люди. А павшие мученики находятся возле своего Господа, им уготованы их награда и их свет. А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, являются обитателями Ада.
(аль-Хадид, 57/19)