Ближе к смерти, Пророк пришел в мечеть и спросил у народа, имеются ли у них какие-либо требования к нему. Один из людей сказал, что Пророк Мухаммад должен ему три дирхама и Пророк Мухаммад сразу же заплатил ему. Вслед за этим у Аишы, супруги Пророка, спросили: “Что случилось с 7-ю (по некоторым хадисам 6 или 9) дирхамами, оставленными Пророком Мухаммадом?” Она принесла эти деньги и Пророк велел раздать по одному дирхаму 5-и бедным семьям из ансара, а остальные поделил между супругами.
Пророк Мухаммад покинул этот мир без долгов. Пришедший к власти после Пророка Мухаммада, халиф Абу Бакр в первую очередь начал выполнять неисполненные обещания и выплачывать долги, но исполнение некоторых обещаний были ему не силам. Джабир рассказал об одном обещании Пророка:
“Если прибудут налоги из Бахрейна, то он выплатит ему сумму в размере, которую определил показав три раза ладонью. Но к сожалению Пророк Мухаммад умер до того, как собрал все налоги. Абу Бакр послал во все стороны гонцов, которые обьявляли людям о том, что если Пророк Мухаммад кому-то что-то обещал или кому-то должен, то пусть он придет к нам. Я сразу пришел и рассказал об обещании Пророка, мне выплатили долг ”.
Разделить небольшое имущество Пророка не составляло особой трудности. После смерти, в наследство осталось только немного земли и дом, в котором он проживал.
Как рассказывал ибн Сад, никто не знает, что случилось с принадлежащими Пророку стадом верблюдов и стадом баранов. Также он говорил, что независимо от способа прибытия, еще при жизни Пророк Мухаммад выдал вольную всем своим рабам.
Относительно деления имущества Пророка имеются следующие сведения: стада животных, несколько принадлежностей и обувь достались семье Али; сабля, кольцо и бурки с плащом принадлежат государству.
После смерти Пророка Мухаммада, наследники во главе с Фатимой обратились к Абу Бакру с просьбой разделить наследство. Но Абу Бакр напомнил им слова Пророка:
“У нас не может быть наследников, все оставленные нами милостыня”. Поэтому все земли принадлежат государству. Но, Фатима настойчиво требовала свою долю из земель Хайбара, Федека и Бану Надира.
Нижеследующие слова тоже представляют собой взгляд Пророка о наследстве:
“Никто из моих наследников не имеет права на деление между собой ни одного динара. За исключением средств существавания моих жен и выплаты работников, все остальное является милостней”.
В результате, супруги Пророка Мухаммада после его смерти - как было и при жизни – будут иметь право на получение выделенного им размера выплаты. Под словом работники подразумеваются те, кто работает на принадлежащих лично самому Пророку землях, ведает его счетами и др.
Относительно комнат Пророк завещал на усмотрение самих жен. Там они будут проживать до конца жизни, а после смерти комнаты как и земли буду отданы в милостыню.
Мусульмане не должны использовать то, что досталось им даром, так как Пророк Мухаммад запретил всем друзьям и родственникам делить наследство; выделенные ему как часть захваченного в бою имущества, по праву фей и дарственное имущество оставил как милостыню для мусульман под управлением государства ; свою материальную и духовную силу никогда не использовал в целях увеличивания имущества для себя или семьи, а только для мусульман, чтобы они были счастливыми в этом и в том мире.
У Пророка имеется множество качеств, во главе которых без сомнения находится явление пророком и главой государства. У последнего пророка теперь до конца света не будет наследника в пророчестве. Поэтому невозможен переход его пророческих прав к другому или передачи по наследству. После него на пост главы государства займет лицо, которое изберет и будет преклоняться народ. Что касается прав Пророка как главы государства, то они перейдут к прибывшим после него руководителям. Мы рассмотрим здесь не полное количество этих прав, а с точки зрения мезхебов всего лишь материальные права.
Ханифиты, основываясь на учении Хулефа-и Рашиди утверждают что, в связи со смертью Пророка все принадлежащие ему и его родственникам части или доли автоматически отменяются. По их взгляду – Пророк имеет это право не как глава государства, а как пророк. Имам Шафии утверждает следующее: его доля после смерти перейдет к последующему главе государства; право на затраты для подарков гостей и послов государства должно перейти и к следующему правителю; главы государства как и Пророк, занимаясь общественными делами будут обладать этой долей в достаточном размере; доля от захвата добычи в бою и фейя после его смерти должна перейти к последователям не как личное имущество и право, а как средство для использования в общественных делах. Это ясно отображается и в его работе и в Маверди. Только вот, как видно из выражения Касани (у. 587 году), шафииты был сторонником мысли, что глава государства мог использовать эти права и в личных целях. Вместе с Имам Шафии были и другие, кто утверждал что глава государства имел полные права на эти доли в целях использования для общественных дел. Взгляд ханбелитов следующий – доля Пророка Мухаммада после его смерти напрямую переходит для общественных целей, государственных затрат и вложений.