Справедливость Пророка Мухаммада

Editor


Справедливость Пророка Мухаммада

Всевышний Аллах в Священном Коране провозгласил о Пророке Мухаммаде следующее: "И нрав возвышенный тебе (дарован)"1  и "Был вам в Посланнике Аллаха  пример хороший тем, кто возложил свои надежды на Аллаха и на Последний День (Его Суда), и в поминании Аллаха проводит долгие часы" 2   В результате божественного попечительства еще до вверения пророческой миссии в его душу в качестве  основы были заложены все нюансы справедливости. Действительно: начиная еще с детских лет, Пророк Мухаммад держался в стороне от нравственных пороков джахилийского общества, в годы юношества он был против тирании и произвола, иными словами, выступал против несправедливости, и присоединился к созданному в этих целях обществу Хилфу-л-Фудуль. В противоречивых ситуациях, таких, как, например, урегулирование спора подле стен Каабы даже люди, живущие во тьме джахилийи, прибегали к его чувству справедливости. В доисламскую эпоху люди, являвшиеся его торговыми компаньонами или бывшие его спутниками в пути, свидетельствовали: "Он не только не присваивал себе ни гроша чужой доли, но не позволял  этого никому другому. В том, что касается справедливости, он не считался с доводами рассудка, памяти и души".3    

В Коране справедливость выражается словами "адл", "кист" и "мизан". В таких айатах, как: " Аллах повелевает  справедливость, благодеяние и щедрость к близким..."4, "Чтоб человек блюсти мог правосудье" 5, на верующих в качестве неукоснительно повелевается быть справедливыми и всегда следовать ей. Господь дал знать, что: "И ангелы Его, и те, кто озарен познаньем, и  справедливость с твердостью блюдет..."6, и напомнил "И  убивают тех, кто к справедливости зовет, ты возвести о наказании суровом."7.

Справедливость в словах: в 152-м айате суры аль-Анам Священный Коран предписывает: "Когда говорите вы, то блюдите справедливость, даже если это оборачивается  против близкого вам человека". Вместе с этим кораническим указанием общего характера Пророку было предписано: "О, Мухаммад! Следуй же и дальше по Прямому пути, как было велено тебе!"8.  Действительно, на протяжении всей своей жизни Пророк ни на йоту не отступил от правды и справедливости. В текст закона "ас-Сахифа" или "аль-Китаб", считающегося первой конституцией государства, основанного Благородным Посланником в Медине в первый год хиджры, он внес следующее фундаментальное положение: "Богобоязненные верующие непременно выступят против того из их среды, кто замышляет преступление или неправедное дело, и против того, кто поставил себе целью злодеяние, попрание чужого права или же замыслил столкнуть между собой верующих. И даже если сей злоумышленник окажется сыном одного из них, это не должно  избавить его от всеобщей кары". Кроме того, обратим внимание на следующий случай: однажды некая женщина из числа махзумитов совершила  кражу. Она принадлежала к знатному семейству, и  по этой причине курайшиты не ратовали за ее наказание. Они отправили к Пророку досточтимого Усаму в качестве посредника для улаживания этого дела, поскольку наш Пророк очень любил досточтимого Усаму. Но Посланник Аллаха сказал следующее: "Древние народы, племя Израилево, от культур которых сегодня не осталось ни следа, погибли потому, что судили неправедным судом,  подвергая суровому наказанию бедных, и оставляя безнаказанными влиятельных и  богатых людей. Если моя дочь Фатима совершила бы подробный проступок, то я непременно наказал бы и ее"9. Как видно из сказанного, Пророк привил создаваемому им социуму такую высокую степень правдивости и честности, что любой член этого общества считал своим долгом говорить правду и быть честным, даже если это оборачивалось против него самого или его детей.

Справедливость в правосудии: Господин Истины повелел в Священном Коране следующее: "Воистину, Аллах повелевает вам доверяться достойным доверия людям, и судить по справедливости, когда вы судите между людьми"10.

В доисламскую эпоху судебное делопроизводство у арабов не зиждилось на  надежных и здоровых основах. Отсутствие письменного юридического кодекса, который можно было бы взять за основу судебной практики, приводило к тому, что решение тех или иных проблем полностью ложилось на плечи судей. Однако принятое ими решение не являлось бесспорным и безоговорочным. Ибо сильные мира сего могли не повиноваться принятым в их отношении постановлениям судей. По этой причине виновными всегда признавались слабые. Ислам привнес кардинальные перемены в эту сферу жизни. Ислам утвердил принцип, согласно которому  судебный процесс переходил в ведение государства, а правым признавался не сильный, а тот, за кем была правда. Исполняя указание айата "Суди между ними на основе ниспосланного Аллахом",  Благородный Посланник принял на себя исполнение судопроизводства, в качестве судьи организовал систему юриспруденции, осуществлял судебную практику и  установил для своих преемников необходимые правила и методы проведения судебных разбирательств. Во времена  Пророка на одном земельном наделе, принадлежащем двум братьям, была построена хижина. Их наследники не сумели договориться о том, кому же из братьев принадлежит эта хижина. За решением проблемы они обратились к Посланнику Аллаха.  Посланник Аллаха поручил разбор тяжбы Хузайфе б. Йамину. Хузайфа б. Йамин самолично отправился к той хижине, осмотрел все на месте, провел расследование, собрал показания от разных людей,  обратился к свидетелям, и, наконец, представил принятое им решение Пророку на утверждение. Пророк, одобрив вынесенное Хузайфой решение, утвердил его. Таким образом, судья, относящийся к правовой системе, основанной Пророком Мухаммадом во имя торжества справедливости, творит суд, исходя из доказательств, вследствие чего принятое им решение ни коим образом не может превратить запретное в дозволенное. По этой же причине категорически запрещено ложное свидетельство и приведение необоснованных доказательств. Пророк сказал об участи человека, который, вводя судью в заблуждение, добивается судебного решения в свою пользу и присваивает чужое, такие слова: "Он - часть адского огня"11.

Image

Справедливость в торговых отношениях, взвешивании:  В 282-м айате суры аль-Бакара Господин Истины говорит о необходимости письменной фиксации долговых обязательств в присутствии свидетелей, в 152-м айате суры Ан'ам Он говорит о недопустимости приближения к имуществу сирот до достижения ими совершеннолетия, кроме как с наилучшими намерениями, о необходимости честного и правильного взвешивания, о том, что следует говорить правду, даже если это оборачивается против родственника, о том, что нужно исполнять должным образом завет Аллаха, то же самое говорится в 35-м айате суры Исра и 7-8-м айатах суры Рахман, где Он повелевает блюсти справедливость при взвешивании и мерить полной мерой. Благородный Посланник до малейших деталей перенес в жизнь общества законы о правилах торговли и подобных тому отношений, которые были даны в перечисленных выше, а также других, не упомянутых здесь, айатах. После переселения в Медину Пророк приложил свои силы для формирования самостоятельного торгово-экономического образования, действовавшего на основе механизмов исламской экономики, и держал его под  своим постоянным контролем. Известны его слова: "Обманщик - не из нас", которые Он сказал, когда изобличил торговца, пытавшегося сбыть партию провианта, в самой нижней части которой им были спрятаны влажные, а потому - тяжелые слои12.  Некоторые из практических мер, предпринятых Пророком для обеспечения справедливости и честности именно в сфере торговых отношений, можно перечислить в следующем порядке: не торговать тем, чем уже торгует другой мусульманин 13,  не распалять покупателя 14, не скупать за бесценок продукцию производителя до ее доставки на рынок15, блюсти честность в торговле, отдавать предпочтение продукции16, производя которую, человек добывает свой насущный хлеб, а также средствам, который человек зарабатывает собственным  трудом, не скрывать недостатки продаваемого товара17, не давать недостоверную информацию об имеющихся изъянах, культивировать чувство взаимной ответственности в торговле18, богатый торговец не должен пренебрегать  богобоязненностью и должен как следует исполнять свой религиозные, социальные и имущественные обязанности19, брать в долг только ради удовлетворения какой-либо необходимости и возвращать его в оговоренный срок20, давать отсрочку добропорядочному должнику, оказавшемуся в затруднительном положении21, недопустимость увеличения объема продаж посредством ложных заверений22, не сворачивать с дозволенного  пути23, тотчас оплачивать работу, сделанную человеком, какова бы ни была ее стоимость24, торговцы, не гнушающиеся обманом - грешны25, а честные купцы в Последующей жизни  окажутся рядом с пророками, праведниками и мучениками26, обмер и обвес являются причиной разрушения социальных систем27, запрет на спекуляцию28.

Справедливость в семье и окружении:Image Священный Коран требует от нас уважать родителей, призывает всегда относиться к ним по-доброму, переносить доставляемые ими неудобства, оказывать им поддержку, в особенности на закате их жизни, не обижать их словом, не бросать упреки в их адрес и не показывать им свое недовольство29, напоминает о необходимости одновременно со справедливостью и благодеянием "делиться с родственниками и творить добро"30. Пророк показал, что снискание довольства родителей является богоугодным делом и средством обретения рая. Подобно тому, как он словами: "Ты будешь считаться моей второй мамой" выразил почтение Умм Айман Барака - зависимой от него невольнице, он всегда отправлял подарки женщине  по имени Сувейба до самой ее смерти, когда узнал, что она в течение одной недели кормила его грудью в первые дни его жизни. Посещая могилу своей матери Амины, он плакал, вспоминая как она ласкала его в детстве. Он на протяжении всей жизни питал любовь и уважение к своей молочной маме Халиме и молочной сестре  Шайме и помогал им преодолевать жизненные трудности.  Он  почитал и всячески помогал жене своего дяди Абу Талиба Фатиме и Умм Руман (ра), - его теще со стороны досточтимой Аиши. Таким образом, он оставил своей умме в качестве бессмертного наследия справедливость в обхождении с родителями. Мухаммад с нежностью и милосердием обнимал, как своих внуков досточтимых Хасана и Хусейна, так и детей сподвижников, ставил себя на один уровень с ними, входил в их мир, развлекал и радовал их, воспитывал их, не обижая и не унижая. Очень интересен случай, который приводится в связи с досточтимой Фатимой и отражает степень любви Пророка к его детям: однажды Пророк Мухаммад, досточтимый Абу Бакр и досточтимый Омар отправились в пальмовый сад мединца Абу Айуба аль-Ансари. Его жена радостно встретила их словами: "Добро пожаловать, о Посланник Аллаха и его спутники". Чуть позже вернулся досточтимый Абу Айуб. Он тут же сорвал с деревьев финики, чтобы угостить  ими своих гостей, а затем заколол барашка и приготовил жаркое. Прежде чем приступить к трапезе, Благородный Посланник взял немного мяса, завернул его в лепешку и попросил Абу Айуба: "О, Абу Айуб, отнеси это прямо сейчас моей дочке Фатиме, ибо уже давно она не пробовала такого!". Досточтимый Абу Айуб  безотлагательно исполнил просьбу и доставил угощение Фатиме. (В истории об этом угощении есть еще один важный аспект). Справедливость и ответственность это взаимопроникающие понятия, так что справедливый человек непременно осознает и свою ответственность. В общем, Посланник Аллаха напоминал своим ближним о том, что придется держать ответ и за отдых в прохладной тени, и за съеденную пищу и выпитые напитки, и за дружбу с человеком, который почтил их таким приемом.  (Этот случай упоминается как одна из причин ниспослания 8-го айата суры Такасур, в которой говорится: "Тогда, в день тот вы спрошены будете обо всех благах, которые были даны вам")31

Наш  Пророк является также и замечательным образцом  жизни в хороших отношениях с соседями, примером в добрых делах, которые следует совершать в их отношении, он подвигает нас соучаствовать в их невзгодах и радостях, и призывает иметь такие отношения с соседями, которые наполняли бы чувством ответственности друг за друга. Об этом Он сказал такие слова: "Лучший из соседствующих с Аллахом тот, кто наилучшим образом обращался со своими соседями"32 .  Наш Пророк желает, чтобы в отношениях с окружением мы были радушными, сердобольными, чтобы приносили радостные вести33, были ласковы с детьми и почтительными к пожилым людям34. С этой точки зрения очень показателен следующий хадис: "Если юноша будет уважителен к старцу по причине его возраста, то Аллах непременно окружит его людьми, которые будут уважать его до достижения им  преклонных лет"35. С одной стороны наш Пророк характеризует как признак  веры, если мы желаем для нашего брата-му'мина то, что любимо и дорого для нас36, а с другой стороны он говорит: "Если некто в этом мире устранит  трудность, с которой столкнулся мусульманин, то и Аллах в День Воскрешения избавит его от тяготы. Тому, кто поможет человеку, оказавшемуся в затруднительном положении, Господин Истины дарует ему облегчение в этом мире и в Грядущей жизни. Кто скроет недостаток мусульманина, то и Аллах скроет его недостатки в этом мире и в Грядущей жизни...".37

Справедливость по отношению к немусульманам: В Священном Коране в 42-м айате суры Маида Господин Истины, говоря об отношениях с обладателями писания, призывает к справедливости, а в 7-м айате суры Мухтамина говорит о том, что не запрещается совершать добро и поступать по справедливости с немусульманами, которые не воюют с мусульманами и не  препятствуют  распространению Ислама.  Пророк, который был вынужден воевать ради обеспечения справедливости в международных отношениях, при случае с благодарностью вспоминал даже многобожника, который сделал для него что-то хорошее и приводил его в качестве яркого примера честности, как того требует справедливость. К примеру, одним из таких людей является Мут'им б. Адий, который, вооружив своих сыновей, поддержал прибывшего в Таиф Пророка, и помог ему войти в город. Когда в ходе сражения при Бадре обсуждалась участь пленных, Благородный Посланник заявил, что если бы он захотел себе пленных, а Мут'им был бы при этом жив, то из уважения к нему Пророк мог бы освободить их всех, не требуя выкупа. Также он не возражал против того, что сразу же после гибели Мут'има поэт по имени Хасан написал  о нем стихотворение-реквием. Вспомним здесь также, что в сражении у Бадра тело Мут'има было обнаружено среди убитых многобожников, сражавшихся против мусульман, и задумаемся о том, каким мерилом можно измерить необычайную честность - этот плод   безграничной справедливости Пророка.

مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللّٰهِۜ وَالَّذ۪ينَ مَعَهُٓ اَشِدَّٓاءُ عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَٓاءُ بَيْنَهُمْ تَرٰيهُمْ رُكَّعًا سُجَّدًا يَبْتَغُونَ فَضْلًا مِنَ اللّٰهِ وَرِضْوَانًاۘ س۪يمَاهُمْ ف۪ي وُجُوهِهِمْ مِنْ اَثَرِ السُّجُودِۜ ذٰلِكَ مَثَلُهُمْ فِي التَّوْرٰيةِۚۛ وَمَثَلُهُمْ فِي الْاِنْج۪يلِ۠ۛ كَزَرْعٍ اَخْرَجَ شَطْـَٔهُ۫ فَاٰزَرَهُ فَاسْتَغْلَظَ فَاسْتَوٰى عَلٰى سُوقِه۪ يُعْجِبُ الزُّرَّاعَ لِيَغ۪يظَ بِهِمُ الْكُفَّارَۜ وَعَدَ اللّٰهُ الَّذ۪ينَ اٰمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ مِنْهُمْ مَغْفِرَةً وَاَجْرًا عَظ۪يمًا ﴿29﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Мухаммад - Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверубщим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. так они предствалены в Торе. В Евангелии же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду.
(аль-Фатх, 48/29)