С античного периода все знают, что религии и философы обратили внимание на тему женщина и отношения между женщинами и мужчинами. Всем известно что философы во главе с Аристотелем обычно недооценивали женщин и преподносили такие предложения, с которыми невозможно было согласиться. Вполне естественно что наиболее яростными противниками этих предложний были сами женщины.
Отношение к теме женщин в семави (религии созданные Аллахом) и бешери (религии созданные человеками) религиях совершенно различные друг от друга и временами противоречивые. Отношение Ислама, пришедщего после богатого опыта и накопления в истории человечества, и Пророка можно понять и вычислить объём их революции в этом вопросе, рассмотрев принципы Ислама по данному вопросу и непосредственное отношение Пророка Мухаммада и других мусульман к женщинам.
С религией Ислама женщина получила уважение, важность и социальный статус. Ислам дал женщинам гарантии гражданских, социальных, экономических и юридических прав. Возвысив статус матерей, жен и дочерей Ислам придал им равные с мужчинами права. Ислам не несет ответственности за второстепенное положение женщин в обществах Востока, которые не имеют никаких прав личности и остаются в невежестве. Подобное положение женщин и отношение к ним как к людям второго класса происходит из-за ряда политических, экономических, внутренних и психологических условий. После Пророка Мухаммада влияние политических, культурных и социальных условий объединившись с традиционным патриархальным суждением в семье права женщин заметно уменьшились. Впоследствии данная традиция по отношению к женщинам отразилась и в толкованиях по фыкху.
В период Мухаммада статус женщин в семье или обществе, анализ ролей и оценка сущности отношений между женщинами и мужчинами ясно показывают нам отношение Ислама к женщине. Ислам воспринимает женщину на равных правах с мужчинами и создает портрет - женщина равной с мужчиной относительно творения, права и ответственности. И рисует одинаковую зависимость обоих полов друг от друга. В Коране говорится “они – одежда вам, а вы – одежда им” (Бакара, 2/187). В другом айате написано “Мужи и девы, что уверовали в Бога – друзья и покровители друг другу” (Аттауба, 9/71). Пророк в Прощальной хутбе затронув тему отношений между мужчинами и женщина сказал: “Эй люди! У женщин есть права над вами, и у вас тоже есть права над женщинами”. То есть, в Исламе женщина имеет одинаковую степень с мужчиной и находится на равном положении в отношении личных, правовых и социальных прав. Они имеют множество частных права, среди которых религиозные обряды, наследство, умножение торговой и частной собственности. Права и положение женщин находились под охраной закона, основной целью были работы для полного осознания и правильного восприятия мужчинами всех прав женщин.
Несмотря на указание в Коране, что мужчины и женщины – в результате явления человеком - обладают одинаковыми религиозными и правовыми привилегиями и правами невозможно с уверенностью утверждать о полном равенстве мужчин и женщин (Худжурат, 49/13). Женщины в отличии от мужчин имеют совершенно разную биологическую, физическую и психологическую структуру. Ислам определил назначение каждого пола учитывая отличительные функции и различительные роли каждого пола в отдельности. Ислам в непротиворечивщих творению, угодных для этого положений установил равноправие между обоими полами и также установил различия в противоречащих природе положений.
Основание в различии обязанностей - это результат в различии полов созданных природой, данное различие способствовало предопределению разных норм по таким воросам как наследство и бракосочетание. Наличие разных норм для мужчин и женщин по таким вопросам как наследство, заключение брака и развод послужили веской причиной в создании такого образа женщины мусульманки как склоняющей перед мужчиной, человека второй степени. Одним из факторов питающих данное суждение явилась норма определения размера наследства – женщина получала половину размера наследства мужчины. Но, по нормам права Ислама мужчина обязан: обеспечивать все нужды семьи, зарабатывать средства существования для всех членов семьи; оказывать помощь ближним следуя степени родственности; вносить посильный вклад в сумму, выплачиваемую кем-либо из родственников при несчастных случаях; выплачивать мехир и многие другие экономические обязанности. Исходя из этого нормы материальных обязанностей женщин намного уменьшились, чем обязанности мужчин. Поэтому можна понять то, что сын получает большую долю наследства чем дочь. В вследствии ответственности мужчин за все материальные обязанности семьи и родственников становится ясной норма наибольшей доли в наследстве.
По нормам Ислама права развода принадлежит мужчине, в отношении женщины мужчина обладает наиболее широким спектром прав при разводе. Данная норма была установлена из-за поручения всех экономических обязанностней при разводе мужчине и чтоб предотварить самопроизвольство мужчины в этом вопросе. С другой стороны если женщина несчастлива и желание развода упирается в отказ мужа, то она имеет право обратиться за помощью к судье. Также заплатив определенную сумму (мухалеа) женщина имеет право требовать развод. В период Пророка Мухаммада женщины имели право слова при заключении брака и при разводе. Например Пророк решительно опроверг желание Али (муж дочери Пророка Фатимы) жениться во второй раз и поддерживая дочь сказал: “Или разводись с Фатимой или не женишься во второй раз”.
Коран принимает биологические разницы, но не определяет данное положение как неравенство. Только вот в некоторых мусульманских странах опираясь на эту биологическую разницу между мужчиной и женщиной было основано неравенство между полами и способствовало поддержки “безприкословному авторитету мужчины”. В результате невосприятия Корана и хадиса как единое целое явилось причиной появления фиктивных хадисов относительно почитания женщиной мужчины и представления женщин как неполноценных и безправных созданий. Но наоборот, во время Пророка Мухаммада статус женщины в семье и обществе –это выражение утонченного отношения Пророка Мухаммада к женщинам и чуткое отношение к правам женщин. Пророк Мухаммад очень хорошо относился к женщинам немусульманкам, оказал помощь женщине которая прибыла из Мекки в Медину и объявила, что она немусульманка. С другой стороны отпустил на свободу одну женщину и её мужа которые будучи немусульманами сообщили необходимые Исламской армии сведения. Также он заботился о больных мусульманках и даже наносил визиты к ним в дома.
Становится ясно, что несмотря на наличие разделения определенных ролей в общем спектре очень резкого предопределения ролей не существует. Эти роли в некоторых обществах неуравновешано разделены один во вред другого. Но в период Св. Мухаммеда женщины были активными в религиозной и социальной жизни. Некоторые женщины занимали место возле мужчин в политике, войне и науке. Пророк Мухаммад исполнил прошение женщин о помиловании арестованных по политическим соображениям, даже известно что иногда при решении некоторых политических вопросов действовал по указке своих жен. Одним из примеров активности мусульманок в социальной жизни является желание многих сахабов мужчин видеть Аише на месте их лидера. Аише наряду с качеством знатока хадиса заслужила известность в сфере давать фетву, фераиз, истории, несеп, поэзии, медицине и астрономии.
Также в рабочей сфере разделение границ работ были выделены не так резко как в современном Исламском обществе. Например жена Пророка Мухаммада занималась кожевенным делом и тратила доходы на милостыню. Пророк Мухаммад помогал женам в домашних делах, ставил заплату на свою одежду, ремонтировал туфли. Значит, в Исламе женщина одновременно имеет свободную личность перед мужчиной и экономическую независимость. В одном хадисе сказано, что женщины не являются имуществом мужчин, они люди имеющие одиноковые с ними права. Источником сведений об обношении и суждениях Пророк Мухаммад о женщинах является случай – занятие в долг у Хавле бинт Амры и стремление послать Дубаа бинт Зубейре мясо зарезанного барана.
Из всего этого следует вывод, что женщины в период Пророка Мухаммада имели собственную личность и в разумном виде защищали свои права. Нужно сказать что портрет пассивной мусульманки образовался со временем, при применении на практике мусульманином и клише созданого западными странами. Такие мысли о мусульманской женщине к сожалению формировались в течении времени и они противоречили с практиктическим положением периода Пророка Мухаммада. Можно сказать что патриархальные культуры читали в Коране суждения о женщинах с целью подпитать свои предубеждения. Наличие у мужчины большего числа обязанностей и прав послужило причиной утверждения у мужчин прав над женщинами. В одном из аятов написано: “Жены имеют такие же права как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму, но мужья выше их по положению”. (Бакара, 2/228). Но это не значит, что женщина в семье и обществе находится на втором плане или теряет свои индувидуальные особенности. В Исламе важно не принадлежность полов, а положение раба перед Аллахом. Айат: “Воистину, самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный” (Худжурат, 49/13) ставит точку в данной теме.
Библиография
Айдын, Мехмед Акиф, “Аиле” (Семья), DЭA (Исламская Энциклопедия Управления по делам религии), т. II, Стамбул, 1989.
Айдын, Мехмед Акиф, “Кадын” (Женщина), DЭA, т. XXIV,Стамбул, 2001
Болелли, Нусреттин, Положение Женщин в Науке Хадис, Стамбул, 1998.
Джейлан, Джанан, Интеллектуальная и Политическая Личность Аише, Стамбул, 2002.
Этоз, Абдулькадир, “Положение и Важность Женщины в Исламе”, Семья и Воспитание Детей в Исламе, Стамбул, 1996.
Хамидуллах, Мухаммед, Пророк Ислама: жизнь и произведения, пер. Салих Туг, т. II, Стамбул, 1969.
Хейкель, М. Хусейн, Пророк Мухаммед Мустафа, Стамбул, 1948.
Озтюрк, Левент, Женщины в сфере медицины периода Пророка, Стамбул, 2001.
Рахман, Афзалур, “Пророк Мухаммад”, Энциклопедия Жытия Святых, пер. Хакан Байрак, т.2, Стамбул, 1990.
Саваш, Рыза. “Одна из гостей-женщин Пророка - Кайле бинт Махрама”, Журнал Факультета Теологии Мармаринского Университета, XII, (1999), Стамбул, стр. 39-46.
Саваш, Рыза, Женщина в период Пророка Мухаммада, Стамбул, 2004.
www.hayrettinkaraman.net