Свобода вероисповедования в практике Пророка Мухаммада

Editor


Свобода вероисповедования в практике Пророка Мухаммада

В Коране есть много айатов, включающих в себя такие понятия, как разуметь, пользоваться умом, думать, рассуждать. Мысль, которая содержится в этих айатах и выражается приведенными понятиями, сводится к тому, чтобы человек, свободный от давления на него, мог бы сам, опираясь на свой ум (разум) и его возможности, оценить содержание айата (айатов) и вынести свое суждение по нему, прийти самому к содержащейся в нем истине. Но прока мало в том, чтобы кораническая мысль оставалась только мыслью. Основное заключается в том, чтобы затем сделать еще шаг в направлении ее реализации в практической деятельности человека.

Наряду со свободой мышления, которую представляет человеку ислам как его право, он накладывает на него еще и ответственность. Речь идет о том, что мышление в исламе должно быть не разрушительным и деструктивным по отношению к вере, - Аллах наказывает за такое мышление, - а позитивным и конструктивным, - Аллах воздает за это мышление. К примеру, в Коране говорится: "Мужи и девы, что уверовали в Бога, - друзья и покровители друг другу. Они к добру друга друга побуждают, удерживают от дурного, молитву совершают по часам, и очистительную милостыню правят, и повинуются Аллаху и Посланнику Его. К ним будет милостив Аллах, могуч и мудр Он (безмерно)" (ат-Тауба, 9/71). Если в обществе нет свободы выражения (самовыражения), то эта рекомендация (совет, предписание, требование) не может быть реализована в полной мере и должным образом. Люди не смогут ни предписывать доброе, ни воздерживаться от плохого.

Свобода мысли и ее выражение одновременно обеспечивают и свободу веры и религии. Это связано с тем, что религия и вера идут из совести человека. Потому никакая сила и никакое насилие, кроме тех, которые имеют собственный или внутренний источник, не могут их сдержать. "Не разрешил в религии Он принужденья, разнится ясно истина от заблужденья..." (аль-Бакара, 2/256). Этот айат со всей отчетлитвостью указывает на позицию Аллаха в данном вопросе. Аллах направляет человека на свой путь без всякого применения силы, используя одну лишь веру в Него, то есть понимание человеком того, что путь, указанный Аллахом, является единственно истинным путем. Наряду с этим Аллаха дает человеку право выбора на веру в Него. То есть человек делает выбор в пользу веры не под давлением Аллаха, а по своей собственной и свободной воле (см. аль-Инсан, 76/3 и др.). Если он находит аргументы "недостаточными", то Аллах дает ему право остаться в стороне от веры... Заметим, что это право человеку дает Аллах как его творец. К сожалению, находятся люди, которые не понимают этого. Это те, которые пытаются силой привлекать человека к вере, которые используют насилие для принятия религии, ее насаждения...  

Ниспослания Аллаха идут через Посланника Мухаммада, в функции которого входить передача их людям. Посланник не может вносить в них ничего от себя, а должен донести их такими, какими они были даны (ниспосланы) ему. По этой причине Посланник не несет ответственности за действия людей, связанные с их отношениям к ниспосланиям. Оценка действий людей в этом вопросе относится целиком к Аллаху. Обо всем этом Коран говорит со всей определенностью:

''А потому ты должен дать предупрежденье им, тебе дано предупреждать, а не вершить над ними" (аль-Гашия, 88/21-22),

"Но если (зная это) отвратятся,- (что ж!), над ними стражем Мы тебя (О, Мухаммад!)не посылали, и на тебе - лишь передача (откровений)" (аш-Шюра, 42/48).

"Мы ниспослали в истине Писание тебе для наставления людей. И тот, кто следует прямым путем, благодеяет для души своей, но тот, кто в заблуждение впадает, к погибели ее ведет. И ты (О Мухаммад!) за них не поручитель" (аз-Зумар, 39/41).

"Скажи: исходит истина  от Бога твоего: кто хочет, тот уверует в Него..."  (аль-Кахф, 18/29).

"Ведь на посланнике - лишь ясно передать (Ниспосланное Откровенье)" (ан-Нур, 24/54).

"Скажи: О, род людской! Пришла к вам Истина от вашего Владыки! И кто идет прямым путем, душе на благо путь сей выбрал. Кто сбился с этого пути, тот сбился на ее погибель. И я за вас - не поручитель!" (Йунус, 10/108)

Эти айаты говорят, что называется, сами за себя. Они со всей определенностью и четкостью проявляют проблему свободы веры в исламе. Эта свобода не приемлет насилия и целиком и полностью основывается на свободной воле человека. Такова позиция Аллаха, о чем и говорит Коран... Речь идет именно о свободе воли и мысли. Если ее ограничить или положить на нее запреты, то теряет весь смысл понимание земной жизни как места экзамена человека. В таком случае утрачивает свое значение и Судный День, на котором выносится решение о человеке по его делам в земной жизни, на основании которых, в свою очередь, выносится решение о его последующей судьбе - судьбе в будущей жизни. Она связана, как известно, с двумя направлениями - раем и адом... Всё это теряет смысл, если в вере появляется насилие и человек утрачивает свободу, дарованную ему изначально Творцом...

Деятельность Посланника Аллаха Мухаммада в вопросах религии и совести основывалась на принципах, о которых говорилось выше. На этих принципах основывалась не только деятельность Пророка непосредственно, но также и деятельность последующих халифов, его сподвижников. Эти принципы стали предписанием и руководством и для всей последующей в истории  государственности мусульман. В этой связи важно подчеркнуть, что руководители мусульманских государств никогда не стремились к тому, чтобы обратить в ислам немусульман, то есть людей другой веры. Немусульманам в этом вопросе была предоставлена полная свобода. Живя в исламском государстве, они могли по своей собственной воле выбирать веру для себя, могли придерживаться своих религиозных воззрений. По этой причине в исламских странах в течение всей истории существовали религиозные меньшинства. Это, пожалуй, является самым убедительным аргументом в вопросе о том, что мусульмане строго придерживались положения Корана о недопустимости насилия в вере.

Еще раз можно подчеркнуть, что позиция мусульман в отношении к немусульманам, основанная на свободе выбора веры каждым по своим убеждениям, вдохновлялась Кораном и практикующим его Пророком Мухаммадом. Творец, создавший человека, запретил всякое насилие по отношению к нему в вопросах веры. Он сделал это коренным принципом веры для мусульман. В этой же связи, указывая на функции Посланника, Аллах еще раз подчеркнул ненасильственный и добровольный, добровольно-свободный, характер веры. Посланник Аллаха действовал со всей строгостью в этом вопросе, соблюдая все предписания коранического учения по нему. Как могут после этого мусульмане сойти с этой почвы?! Они стояли на ней во всей истории. Стоят и сегодня. Для этого достаточно обратиться  к самой этой истории, ее сегодняшнему дню и современной практике мусульман в целом...

После того как Посланник Аллаха передал людям его слова (ниспослание), он уже не вмешивался в их дела по вопросам религии. Он оставил их наедине со своей совестью. Это было уже их собственным делом, решением и выбором. По отношению к тем, кто, не вняв словам Пророка, предпочел разделять старые взгляды, он не проявил никакого негативного отношения. Он оставался в уважении к их выбору и позиции.

Свобода веры и совести, которые были признаны за немусульманами в мусульманском государстве, включали в себя такие основные формы, как свобода веры, свобода Книги (Писания), свобода поклонения и учебы (образования). Самое же важное заключалось в том, что религия ислама дала возможность немусульманам защитить и сохранить свою веру. После переселения Пророка из Мекки в Медину (в силу гонений на него со стороны мекканских язычников, не жалавших расставаться со своими идолами и не принимавших веры Аллаха. - пер.) была сформулировано Мединское Соглашение, 25-ый пункт которой был специально посвящен этому вопросу. В нем говорилось так:

 "Иудеи Бани Авф вместе с мусульманами образуют единую общину. Вера иудеев остается за иудеями, вера правоверных остается за правоверными. Это относится как к ним самим непосредственно, так и к их доверенным лицам".

Еще одним источником по данной теме, с включением деталей, является практика Пророка в отношениях с христианами Наджрана. Их делегацию, которая посетила Пророка в Медине, он пригласил в ислам (принять ислам). Они не приняли приглашения. Стороны подписали Соглашение о джизийи (подушная подать с немусульманина - пер.) и налогооблажении. Содержание Соглашения в интересующей нас части следующее:

 "Наджранцы, их добро (имущество), жизни, религиозная жизнь и деятельность, как по отношению к присутствующим, так и отсутствующим, семьи, храмы и всё, что относится к их состоянию, независимо от того, является ли оно малым или большим, и подчиненные им, - находятся под защитой Аллаха и покровительством Посланника Аллаха Мухаммада. Ни один епископ не будет освобожден от занимаемой религиозной должности в своем районе и переведен в другое место, ни один священник не будет освобожден от своей должности в церкви и переведен в другое место, ни один монах не будет переведен из своего монастыря в другое место...".

Вскоре после заключения данного соглашения между Пророком и народом Наджрана, глава делегации и его религиозные члены вернулись обратно и объявили о принятии ими ислама. Большую роль в этом вопросе сыграло проявленное по отношению к ним Посланником Аллаха благорасположение (терпимость) и предоставление им свободы в вопросах веры.

Подобно тому, как это было сделаано по отношению к наджранцам, Посланник Аллаха предоставил широкую свободу и народу Йемена в вопросах веры. В Предписании, которое направил Посланник Аллаха местному управляющему Муазу б. Джабалю, он обращается к йеменскому народу в следующей форме:

"Я направлен для того, чтобы знанием и добрым словом пригласить вас, Муаз б. Джабали, на путь Аллаха. Он станет принимать то, на что согласен Аллах, и отвергать то, на что Он несогласен. Кто из вас примет единого Аллаха и Мухаммада в качестве его служителя и посланника и войдет со всей преданностью в ислам, этот человек обретет все права мусульман и примет на себя их ответственность. А кто, в обмен на джизийю, пожелает остаться в своей старой (прежней) религии, он останется в ней. В этом случае этот человек находится под защитой Аллаха, его Посланника и правоверных. Ему будет сохранена жизнь, он не будет пленен, на него не будет возложена ответственность выше его сил и не будет оказано давления с тем, чтобы он оставил свою религию".

Свобода богослужений и совершения духовных церемоний (по предписаниям веры) включает в себя и защиту церкви, синагоги и других подобных им храмов. Делегация христиан из Наджрана, посетившая Посланника Аллаха в Медине и выразившая желание осуществить богослужение, была приглашена им в Мединскую мечеть. Они отслужили свое богослужение в священном для мусульман месте, то есть там, где осуществляли богослужение они сами. В Соглашении, которое было заключено Пророком Мухаммадом с наджранскими христианами, имелся, как это отмечено выше, и пункт о неприкосновенности их храмов. Из текста Соглашения следует вывод и о предоставлении немусульманам свободы в таких вопросах, как возможность изучения основ своей религии, обучения ей детей и др. В итоге можно утверждать о том, что немусульманам была предоставлена свобода во всей системе веры. Эта свобода вероисповедания и свобода совести включала в себя свободу богослужения и поклонения, свободу религиозной жизни во всех ее проявлениях и всей ее полноте, свободу распространения (пропаганды) своей веры, свободу ее преподавания и обучения ей. Нарушение любого из этих проявлений (пунктов) свободы следует рассматривать как урон, понесенный ею в целом. Ибо свобода неотторжима от своих составляющих. Именно по этой причине Посланник Аллаха гарантировал немусульманам всю свободу в сфере религии. По этой причине он заявил, что ни один епископ, священник или монах не будет даже переведен в другое место (это вопрос он считал внутренним вопросом самих носителей данной религии).

Немусульмане, как следствие свободы вероисповедания и свободы совести, были свободны и в правовых вопросах. В таких вопросах, как семья, долги (кредиты), наследство, личные права и др, им была дана полная свобода. В вопросах судебного разрешения своих споров (конфликтов), организации общественных судов они имели возможность действовать в соответствии со своими представлениями, опять же вытекающими из принципа свободы вероисповедания и свободы совести. Это говорит о том, свобода веры для немусульман не была одним лишь словом. Она была поддержана и системой права. Она нашла свое продолжение и закрепление в ней. Именно в этой форме, то есть в форме правовых предписаний, она стала стороной (процессом) реальной жизни.

Эта свобода веры, признанная Пророком Мухаммадом за немусульманами, нашла свое непосредственное отражение в его практике, что, впрочем, совершенно естественно. К примеру, можно сослаться на наказание иудея Курайзы, которое имело место в в сражении аль-Хандак. Договорившись с мушриками, он пошел на измену по отношению к мусульманам. Посланник наказал его не по исламским предписаниям, а по закону самих иудеев. И этот прецедент стал основой отношения к немусульманам во всей последующей исламской истории.


وَالَّذ۪ينَ اٰمَنُوا بِاللّٰهِ وَرُسُلِه۪ٓ اُو۬لٰٓئِكَ هُمُ الصِّدّ۪يقُونَۗ وَالشُّهَدَٓاءُ عِنْدَ رَبِّهِمْۜ لَهُمْ اَجْرُهُمْ وَنُورُهُمْۜ وَالَّذ۪ينَ كَفَرُوا وَكَذَّبُوا بِاٰيَاتِنَٓا اُو۬لٰٓئِكَ اَصْحَابُ الْجَح۪يمِ۟ ﴿19﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Уверовавшие в Аллаха и Его посланников - это правдивейшие люди. А павшие мученики находятся возле своего Господа, им уготованы их награда и их свет. А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, являются обитателями Ада.
(аль-Хадид, 57/19)