Все мы на одном корабле

Editor


Все мы на одном корабле

Проблемы окружающей среды в наши дни приобрели размеры глобальной угрозы для всех живых существ и для природы. В результате этого, во всем мире стали нарастать признаки проявления ответсвенности по данному вопросу. Следующий этап в проблеме решения вопросов окружающей среды состоит из распространения и усиления данного сознания среди населения всей планеты и после этого, действие каждой отдельной личности в рамках этого сознания. Здесь, необходимо подчеркнуть, что послание Корана вносит вклад в сознание отвественности по проблеме охраны окружающей среды.

В Коране имеют место различные указы и наставления относительно "равновесия". Если нарушение природного равновесия послужило причиной возникновения проблем окружающей среды, то будет неправильно рассматривать данный вопрос только с точки зрения Корана. Для этого необходимо принимать во внимание равновесие и соответствие вселенной и принимать это как основной базис жизни. Только 7 и 8 айаты суры Рахман состоят из множества советов по данному вопросу. В них говорится, что Аллах возвысил небо и установил равновесие во вселенной, и чтобы не преступали границы дозволенного при нарушении правил соответствия. Вернее, человек будет стараться понять вещественный мир и его законы; но, если при условии соблюдения определенных мер он имеет право вмешиваться, то в обязательном порядке должен следить за соблюдением природного равновесия. Вообще-то для того, чтоб понять равновесие и тайны равновесия нужно знать законы природы.

Айаты: "Bоистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению. Мы повелеваем только один раз и повеление исполняется в мгновение ока" (аль-Камар 54/49-50); "Мы простерли землю, поместили на ней незыблемые горы и взрастили на ней в меру всякие вещи" (Хиджр, 15/19); "Нет таких вещей, хранилищ которых не было бы у Нас, и ниспосылаем Мы их только в известной мере" (Хиджр, 15/21) дают нам понять, что породителем всей вселенной является Аллах. Данные айаты заключают в себе божьи послания, которые внушают нам сознание окружающей среды и ответственности за сохранение окружающей среды.

Если призадуматься над значением слова расстройство, которое проходит в почти пятидесяти местах Корана и охарактеризовано как "неповиновение, уничтожение, убийство, нехватка, нанесение вреда, безоснованное присвоение вещей, кощунство и богохулие", то возможно понять, что именно принимал Коран как расстройство и загрязненность. Данные айаты показывают связь между ослаблением нравственных ценностей человека и нарушением природного равновесия.

В сохранении природы самый сильный контроль самосознания это совесть человека. Человек должен осознать, что проделанное им является согрешением перед Аллахом, виной перед правоведением, стыдом перед людьми и посяганием на их права. Вместе с этим, отождествлять данный вопрос только с самосознанием личности и санкцией контроля недостаточно. Вторым шагом в осуществлении вышеназванной цели является установление государственных и социальных организаций в данной сфере и глубокой системы контроля.

При выражении ответственности за окружающую среду первым на ум приходит природная среда, а у человека имеется и социальная среда. Природная среда необходима человеку для более спокойной и счастливой жизни, а социальная среда необходима для сохранения этого порядка в определенной норме и по мере необходимости имеет первоочередность.

Теперь давайте прислушаемся к словам Пророка Мухаммада о сохранении обоих признаков этой среды: "Вера - это боле шестидесяти отделений. Одно из этих отделений удаляет от человека стесняющие его вещи. В этом смысле, убрать камень посередине дороги является условием веры" (Бухари, "Иман", 3; Муслим, "Иман", 58). "Если кто из вас заметит непристойное поведение или что-нибудь неправильное, пусть исправит это рукой (имеется ввиду физическая сила). Если для исправления не хватит силы руки, пусть исправит речью. Если и на это не хватает силы, то пусть держит в душе ненависть на это. Последнее, самая слабая форма веры" (Муслим, "Иман", 78; Абу Давуд, "Салат", 232). В данных хадисах привлекает внимание то, что восприятие ответственности преподносится в рамках сознательности веры, что является очень важным для выделения связи между понятием жизни мусульманина и верой.

Да, мы несем полную ответственность за окружающую среду. Для здорового, счастливого и спокойного образа жизни человека нужно охранять естественную природу, но этого ни в коем случае не хватит. Наряду с этим, а может даже и важнее, необходимо сохранение социальной среды. Обязательно нужно прислушиваться к словам "Кто ложится спать сытым, когда его сосед голоден, тот не из нас" (Хаким, Мустадрак, II, 12). Что мы делаем или должны делать для сохранения социальной среды? Мы должны вместе с вопросами окружающей среды уделять достойное внимание и этому вопросу.

Здесь надо прислушаться к следующему сравнению Пророка и напомнить друг другу ответственность, связанную с социальной средой: "Представьте в своем воображении людей на одном корабле, часть из которых находится на нижней части, а другая часть на верхней части. Пассажиры нижней части корабля в целях решения проблемы воды решили проломить дыру на корабле. Если пассажиры верхней часи корабля не будут препятствовать этому, то все вместе пойдут ко дну; если же не допустят подобного, то все вместе спасутся" (Бухари, "Ширкат", 6). Все мы на одном корабле вселенной. Нельзя оставаться равнодушным при совершении попыток утопить этот корабль. И не только это, также обязательно необходимо вносить посильный вклад в дело усиления единства общества, улучшения социального порядка и окружающей среды.


وَالَّذ۪ينَ اٰمَنُوا بِاللّٰهِ وَرُسُلِه۪ٓ اُو۬لٰٓئِكَ هُمُ الصِّدّ۪يقُونَۗ وَالشُّهَدَٓاءُ عِنْدَ رَبِّهِمْۜ لَهُمْ اَجْرُهُمْ وَنُورُهُمْۜ وَالَّذ۪ينَ كَفَرُوا وَكَذَّبُوا بِاٰيَاتِنَٓا اُو۬لٰٓئِكَ اَصْحَابُ الْجَح۪يمِ۟ ﴿19﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Уверовавшие в Аллаха и Его посланников - это правдивейшие люди. А павшие мученики находятся возле своего Господа, им уготованы их награда и их свет. А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, являются обитателями Ада.
(аль-Хадид, 57/19)