Пророк Мухаммад перед ложным мышлением и практикой

Editor


Пророк Мухаммад перед ложным мышлением и практикой

Его существование не зависит от расовых и национальных особенностей, что можно видеть на примере обществ с различными расовыми и нциональными параметрами. Если сосредоточиться на религиозной сфере, то можно констатировать, что ложное сознание существует как у иудеев и христиан, так и у мусульман. Ложное сознание сформировалось задолго до мусульманства. Оно имело место в культуре народов, откуда перешло и к мусульманам. Отсутствие должного объективного знания по таким принципиальным вопросам, как божественное (Бог), скрытое, предопределяемое (как предвидение будущего) и смерть, когда люди стали просить помощи у усопших лиц и др., со своей стороны способствовали формированию неадекватного мышления и знания на его основе, что в итоге и привело к ложному знанию (в характеристике его как хурафа). Как уже отмечено, это ложное знание было принято за объективное и стало практиковаться на его месте или вместо него.

Неадекватные и ложные учения (теории), взгляды, представления и понятия (которые в целом можно характеризовать, как отмечено, и как хурафа) существуют по сей день. Это тем более удивительно, что современное мышление опирается на научное знание. К примеру, в естествознании и технической науке объективное (научное) мышление является единственным способом мышления. И эта позиция является общепризнанной в современном общественном сознании. Научное мышление все в большей мере вторгается и в сферу общественной (социальной) науки. Ни один социальный проект или программу невозможно реализовать вне метода объективного (научного) познания. Именно в этой познавательной среде существует неадекватное и ложное мышление в религии (вере). Это наносит вред и обществу, и человеку и самой религии (вере). Ибо вместо объективного знания людям преподносятся ложные взгляды и представления. А так как это делается еще и от имени религии, то они закрепляются в ложную традицию. Эта традиция со временем вытесняет веру от Аллаха и занимает ее место... Так формируется цепь ложного религиозного сознания, отрывающаяся от Слова Всевышнего и уводящая человека от него в область мистического и иррационального сознания, что, в своем итоге, и предстает как ложное мышление... И это, как отмечено, не знает границ во времени и культуре. По этой причине ложное сознание присутствует сегодня, как отмечено, во всех формах религиозного сознания. Для нас важно отметить, что оно не знает никаких границ и присутстсвует, как замечено, в вере у иудев, христиан и мусульман.

Неадекватные и ложные взгляды существовали, уже в доисламскую эпоху. С ниспослание новой веры началась борьба с ложными представлениями, что наложило свой отпечаток и на всю деятельность Пророка Мухаммада. А поскольку неадекватные и ложные взгляды и представления существуют и поныне, пытаясь вытеснить объективное знание и занять его место, постольку и опыт борьбы Пророка с ними остается и сегодня важным средством их преодоления.

В Коране и хадисах (сунне) многократно подчеркивается мысль о том, что поклонение, кроме Аллаха, другому богу и обращение к нему с просьбой о помощи является заблуждением на пути веры, отступлением от него. Это - типичная форма ложного сознания и ложной практики, которые Аллах отвергает и запрещает и за которые Он еще и строго наказывает.

Посланник Аллаха со всей последовательностью и в полном соответствии с Кораном боролся против ложных взглядов и представлений. К примеру он осуждал прорицательство в вере, которое стремилось предсказать будущее или претендовало на то, чтобы сообщить некое знание о вещах, относительно которых Аллах не дал этого знания. Он осуждал также гадание, широко распространенные среди людей во всем мире и осуждаемое Кораном. К слову будет сказать, в фольклоре эта тема (предсказание будущего и стремление получить знание о вещах, о которых Аллах ничего не сообщает) разрабатывается широко и многопланово. В таком случае не надо забывать об особенностях веры и фольклора. Вера от Аллаха представляет собой учение, основанное на объективном познании, в то время как фольклор относится к устному народному художественному творчеству. А художественное творчество, в том числе и как фольклор, имеет право на вымысел, отлет от реальности и фантазию. Потому фольклор не может ориентировать объективное познание в узком его смысле. Но как вид искусства в нем содержатся идеи, призывающие человека к размышлениям о себе и мире...

Если рассмотреть вопрос в исторической плоскости, то следует подчеркнуть широкую распространность гадания у доисламских арабов. Так, они гадали по птицам. И в зависимости от вида птиц, издаваемых ими звуков и характера полета делали вывод об успехе или неуспехе дела. В другом случае они гадали на камнях, горохе, бобах... Посланник Аллаха запретил все эти формы гадания.

Посланник запретил обращаться к прорицателям (которые делали это от имени веры) за предсказаниями, которые они делали, используя стакан с водой, обращаясь к Солнцу, беря в руки кристалл (хрусталь) и т. д. Глядя на телосложение ребенка они пытались предсказать его будущее. Всё это тоже было запрещено.

...Муавийа б. Хакем ас-Сулеми, один из сподвижников Посланника, обратился к Посланнику и сказал: "Мы совершали целый ряд вещей в эпоху невежества (докораническую эпоху). Шли к прорицателям...". На это Посланник сказал: "К прорицателям не ходите". Когда он сказал: "Мы пребывали в безуспешности", Посланник Аллаха сказал так, что они думали, что это так. Но им не следовало бы доверять этому мнению и отказываться от дела, на которое они были направлены.

Пророку был задан вопрос о прорицателях (кахинах). "Они ничего собой не представляют", - ответил он. Связав это с требованиями веры, Пророк сказал так: "Те, которые поступают подобным образом, будут считаться отрицающими то, что было ниспослано им. И сорок дней их намаз не будет приниматься".

Посланник Аллаха подчеркивал отсутствие в исламе понятия (воззрения) и феномена (явления) дурного знака (предзнаменования), (знака несчастия). Кто верит в это, может докатиться до ширка, который является непрощаемым Аллахом грехом (если не покаяться и не отойти от него вовремя). А тем, кто рассматривал звуки, издаваемые птицами, или характер их полета как знак для несчастий или видел этот знак в определенных явлениях и вещах, - всем им Посланник рекомендовал комментировать события в лучшую сторону. Магию (колдовство) и ношение различных амулетов (талисманов) Посланник Аллаха характеризовал как отступление от принципа единобожия (монотеизма) в вере.

Доисламские арабы поклонялись Солнцу, Луне, небесным телам. Одновременно они поклонялись и таким духовным сущностям, как ангелы, джинны и шайтан. Наряду с этим и в вопросе о знании об этих объектах они были в ложном мнении. К примеру, они верили в то, что дождь посылают звезды. Посланник Аллаха характеризовал это мнение как мнение невежественных людей (невежественное мнение). Арабы принимали Солнце за ангела, а шайтанов воспринимали как занимающих пространство идолов. В явлении смещения звезды или ее падения они видели знамение события, связанного с рождением в данном районе великой личности или с ее смертью. А еще оно могло быть знамением, указывающим на несчастия и бедствия. Посланник Аллаха объявил все эти знания ложными, не соответствующими объективному положению вещей. Один из примеров по данному вопросу таков. Однажды ночью, когда Посланник Аллаха, беседовал со своими сподвижниками, "упала звезда" и осветила вокруг. Посланник Аллаха обратился к людям вокруг себя и спросил у них о том, что говорили по этому поводу в доисламские времена. Ему ответили так: "Говорили так: "Этой ночью родился великий человек, великий человек умер". В ответ на это Посланник Аллаха сказал: "Звезда не падает ни для указания на смерть человека, ни для того, чтобы возвестить о его появлении на свет".

Арабы верили в мифическое существо по имени Гюи. Он мог обретать разные цвета и входить в разные формы. Когда он встречался с людьми, он сбивал их с пути и уничтожал их. Одним ударом сабли он убивал людей, а вторым воскрешал их... Посланник Аллаха сказал, что "Гюи нет". Он категорически заявил, что воззрения подобного рода являются заблуждением (они не несут с собой никакой истины, представляя собой пример ложного сознания). По отношению к подобного рода измышлениям и для избавления от них, их навязчивости, Посланник Аллаха рекомендовал произносить басмалу (Во имя Аллаха, милостивого, милосердного) и читать азан (призыв к молитве).

Посланник Аллаха отделил от форм ложного сознания воззрения  арабов на Каабу и Мекку как на священные места.

Непосредственно в предисламский период у арабов были широко распространены такие формы неадекватного и ложного сознания и практики, как изгнание духов, колдовство, гадание и гадание по звездам и др., которые практиковались вместе с идолопоклонничеством. Магию и колдовство Посланник Аллаха посчитал за большой грех. А в одном из своих рассуждений он назвал их сразу после ширка (придания Аллаху партнеров или приравнивания Ему кого-то из людей по тем или иным качествам). Практикующие магию и колдовство утрачивают веру, наряду с этим для них предусматривается наказание.

Переговоры, которые вел Посланник Аллаха с делагациями, прибывавшими в большом количестве в Медину в 9-10-ом гг. хиджры, имеют важное значение в плане ознакомления с исламом и его распространения. Наряду с этим они имеют большое значение и в плане избавления арабов от неадекватных и ложных представлений доисламской эры, носителями которых они были в той или иной степени. Пророк стремился избавить людей от этих представлений, опираясь на Коран... Делегация из рода Эсед спросила у Пророка в отношении предсказания событий, опираясь на такие явления (и выводя из них смысл), как род (вид) птиц, издаваемые ими звуки, характер их полета и др. Еще один пример был связан с предсказанием событий путем придания "смысла" расположению камушков (которые до этого были обозначены) после их перемешивания в кулаке. А еще у Пророка спрашивали, как отмечено выше, о предсказаниях прорицателей (ясновидцев)... Посланник всё это осудил и запретил...

В качестве заключения:
Как известно, в Коране и хадисах придается исключительно важное значение уму (разуму), чтению, мышлению, знанию. Посланник Аллаха - в жизни и деятельности, в рассуждениях и на практике - опирался на объективное знание, которое ниспосылалось ему в качестве коранического содержания. Это вынуждало его бороться против неадекватного и ложного знания, которое было характерным для арабов в доисламскую эпоху. В этом плане деятельность Посланника Аллаха в деле передачи и распространения Корана была одновременно и борьбой за провозглашемое Кораном объективное (научное) знание.


وَالَّذ۪ينَ اٰمَنُوا بِاللّٰهِ وَرُسُلِه۪ٓ اُو۬لٰٓئِكَ هُمُ الصِّدّ۪يقُونَۗ وَالشُّهَدَٓاءُ عِنْدَ رَبِّهِمْۜ لَهُمْ اَجْرُهُمْ وَنُورُهُمْۜ وَالَّذ۪ينَ كَفَرُوا وَكَذَّبُوا بِاٰيَاتِنَٓا اُو۬لٰٓئِكَ اَصْحَابُ الْجَح۪يمِ۟ ﴿19﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Уверовавшие в Аллаха и Его посланников - это правдивейшие люди. А павшие мученики находятся возле своего Господа, им уготованы их награда и их свет. А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, являются обитателями Ада.
(аль-Хадид, 57/19)