Его описание в Священном Коране
Вот некоторые из айатов Священного Корана, указывающие на высокие качества и черты, характеризующие нашего Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), Посланника милости Всевышнего Создателя к мирам:
1 - Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам!
Всевышний Аллах украсил Своего Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) великолепием милосердия. Его сущность является милостью для всех творений. Милостью для верующих, потому что счастья в этом мире и в мире ином достигнут те, кто уверовал в него и следовал его пути. Милостью для неверующих (кяфиров), потому что с его приходом неверующие были ограждены от божественной кары, которая постигала в этом мире те грешные народы, которые жили до них; их наказание было отсрочено до Судного Дня.
2 - О Пророк, воистину, Мы послали свидетелем, благовестником и предостерегающим увещевателем. И призывающим к Аллаху с Его дозволения, освещающим светочем!
3 - Несомненно, к вам явился Посланник из вашей среды; тяжко для него то, что вы страдаете. Он заботится о вас, сострадателен и милосерден он к верующим!
В этих айатах Всевышний Аллах проявил благосклонность к нашему Пророку (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), наделив его свойственными только Ему эпитетами “Сострадательный (Ар-Рауф)” и “Милосердный (Ар-Рахим)”. Сострадательность и забота Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) - это страдания и тяготы, которые он переносил,
наставляя их на истинный путь, дабы были они счастливы в этом мире и в мире ином.
4 - Он – Тот, Кто отправил к неграмотным людям Посланника из их среды. Он читает им Его айаты, очищает их и обучает их Книге и мудрости, хотя прежде они пребывали в явном заблуждении.
Согласно этому айату миссия нашего Пророка представлена четырьмя основными обязанностями:
а. Читать людям айаты Аллаха.
б. Привести людей к благу через духовное очищение.
в. Учить Божественной Книге.
г. Показывать Божественную Мудрость.
5 - Йа-Син. Клянусь мудрым Кораном! Воистину, ты – один из посланников. На прямом пути.
6 - Воистину, Аллах оказал милость верующим, когда отправил к ним Посланника из них самих…
Всевышний Аллах, зная, что рабы Его не смогут подобающим образом следовать Его повелениям, направил к ним посланником своего любимца, которого одарил состраданием и милосердием. Повиновение и подчинение которому, посчитал равноценным повиновению и подчинению Себе и повелел:
7 - Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху…
Всевышний Аллах условием любви к Себе определилпослушание и следование Пророку (саллаллаху ‘алейхи ва саллям):
8 - Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи. Аллах- Прощающий, Милосердный”
Несомненно, быть послушным ему значит заслужить любовь Аллаха. Потому что Аллах одарил его высочайшей нравственностью.
9 - И воистину, твой нрав превосходен.
Поскольку Всевышний Аллах расширил его сердце Иманом и Исламом, раскрыл его светом послания, наполнил его знанием и мудростью:
10 - Разве Мы не раскрыли для тебя грудь твою? И не сняли с тебя ношу твою, которая отягощала спину твою? И не возвысили для тебя славу твою?
Слово “ноша” в этом аяте ученые комментируют как тяготы времен джахилии или как ношу пророческой миссии до возвещения Корана.
Ааят “И не возвысили для тебя славу твою?” подразумевает возвышение его имени с приданием пророческой миссии и упоминанием его имени вместе с именем Аллаха
в слове шахады (свидетельство веры).
Всевышний Аллах украсил его самыми прекраснымичертами и достоинствами, сделал его образцом подражания для остальных людей:
11 - Несомненно, в Посланнике Аллаха есть прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний День и часто поминает Аллаха.11
12 - Не равняйте обращение к Посланнику среди вас с тем, как вы обращаетесь друг к другу.
(Т.е. не говорите о Мухаммад! Говорите О Посланник Аллаха! О Пророк
Аллаха).
Всевышний Аллах, обращаясь ко всем пророкам, называл их по именам, но к Пророку Мухаммаду (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) обращался: “О Посланник!”, “О Про-
рок!”, что свидетельствует об особой божественной почести к нему.
Одной из особых почестей Всевышнего Аллаха являются два божественных обещания, касающиеся его уммы:
13 - Аллах не станет подвергать их наказанию, пока ты находишься среди них, и Аллах не станет подвергать их наказанию, пока они молят о прощении.
По этому поводу Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям)
сказал следующее:
- Всевышний Аллах дал мне два заверения, касающиеся моей уммы. Первое - кара Всевышнего Аллаха не коснется моей уммы, пока я нахожусь среди них, и второе – кара Всевышнего Аллаха не коснется их, пока они просят о прощении. После моего ухода и до Судного Дня я оставляю вам истигфар (мольбу к Аллаху о прощении).
В этом же и смысл аята: “Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам”.
Наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) сказал: “Я являюсь причиной безопасности и источником надежды для моих сподвижников. После моего ухода мои сподвижники столкнутся с опасностями, которые были им обещаны”.
Пророк наш является для своих сподвижников источником надежды и безопасности. Ведь он защищал их от смут, раздоров, разногласий и заблуждений. А его Сунна будет
продолжать служить его умме, обеспечивая ей безопасность и питая надеждой.
14 - По милости Аллаха ты был мягок к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно рассеялись бы из окружения твоего.16
Б – Описание с Его Собственных Слов
Наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), будучи милостью для миров и причиной создания всего сущего, удостоился божественной милости. Послушаем это из его уст:
1 - Я являюсь первым из пророков от сотворения и последним из посланных.
2 - Нашего пророка спросили:
- О посланник Аллаха, когда тебе было дано пророче-
ство? В ответ он сказал следующее:
- Когда Адам еще был между духом и телом.
Его пророческая миссия охватывает все человечество:
3 - Я послан пророком и для красных, и для черных.
Одним из сокровенных смыслов его послания является совершенствование нравственности человечества:
4 - Я послан, чтобы восполнить прекрасную нравственность.
Нравственные устои Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), являются не приобретенными, а данными ему Аллахом. Таким его создал Всевышний и таким его воспитал. Это является свойством пророков, об этом наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) говорит:
5 - Я воспитан Господом моим и прекрасно мое воспитание.
Сострадание и милосердие его обхватывает всех. Ему принадлежат следующие слова:
6 - Я не послан как проклинающий. Я послан лишь как призывающий к Истинному и как милость Его. О Аллах! Направь народ мой на истинный путь, ибо несведующие они.
7 - Аллах избрал Исмаила из потомков Ибрахима, сынов Кинана из потомков Исмаила, сынов Курейша из потомков Кинана, сынов Хашима из потомков Курайша, а из потомков Хашима – меня.
8 - Говорю не ради похвалы, но я наилучший из предшествующих и последующих сынов Адама.
9 - Джибриль (‘алейхиссалям), придя ко мне, сказал: “Обойдя всю землю из конца в конец, я не встретил коголибо достойнее Мухаммада, и семью более достойную, чем Бани Хашим”.
10 - Со времен Адама (‘алейхиссалям) в моем роду все были законнорожденные. В моем прошлом нет какого-либо бесчестья.
11 - Воистину я послан пророком единобожия, терпимости и облегчения.
12 - Моя жизнь является для вас милостью и благом. Беседуя со мной, вы получите мой ответ. Смерть моя явится для вас милостью и благом. После смерти деяния ваши будут показаны мне, и если вы совершили благие дела - я воздам хвалу Аллаху, если вы совершили плохие дела - я буду просить Аллаха о вашем помиловании.
Наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) об особенностях, которыми он отличается от других пророков, говорил:
13 - Мне даны пять вещей, которые не были даны ни одному из предшествующих пророков:
а - Вселять страх в сердца врагов и удостаиваться победы над ними, если они и находятся на расстоянии месяца пути.
б - Вся земля для меня является местом поклонения, а земля - чистой для сухого омовения (тайаммум). Поэтому любой из моей уммы, где бы ни застало его время намаза, пусть совершит его тотчас в этом месте.
в - Мне и моей умме военные трофеи стали дозволен-ными (халяль), тогда как ни кому из пророков и ни одной умме прежде это не было дозволено.
г - Я посланник ко всему человечеству, тогда как прежние являлись пророками только одного народа и племени.
д - Мне дано право шафаат (прошение о помиловании). В подтверждение последней особенности Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) сказал так:
14 - У каждого пророка есть исключительная молитва, которая обязательно будет принята. Я храню эту молитву для шафаата за мою умму в Судный День, инша Аллах.