"То, что внушением тебе открыли Мы из этой Книги, есть истина, что подтверждает истинность того, что до нее ниспослано (другим пророкам). Аллах - касательно служителей Своих - поистине, все знает и все видит" (Фатыр, 35/31).
"И не вверяется тебе ничто, что до тебя другим пророкам не вверялось" (Фуссилат, 41/ 43).
Первыми, к кому обратился Ислам и воззвал Пророк, были многобожники Мекки. Позднее они столкнулись с христианами и иудеями, которые известны под собирательным понятием "Ахл-аль-Китаб", т.е. "обладатели Писания". В действительности, очень трудно вести речь о каком-либо общем знаменателе между исламским учением и культурным состоянием тогдашних многобожников в плоскости нравственных норм.
Между тем, какие бы искажения, изменения и подмены не претерпели христианство и иудаизм с течением времени, все же они, будучи религиями, основанными на откровении, имеют в себе много общих с Исламом ценностей. Очень много раз Коран, демонстрируя симпатию, приглашал обратить внимание на этот общий знаменатель и моменты соответствия, говорил с ними и приглашал их к переосмыслению.
Очень важным подтверждением и доказательством этих моментов соответствия является диалог, который произошел между Джафар-и Таййаром и королем Эфиопии Негусом. В глазах мусульман, живших в самые первые годы Исламского призыва, Негус выглядел необычайно уважаемой персоной, и о нем добрым словом и одобрением отзывался сам Пророк. В ответ на информацию, которую ему поведали мусульмане, Негус указал на линию, начерченную им на земле тростью, и сказал: "Лишь такова разница между нами и вами". Он проявил по отношению к этим людям, нашедшим у него политическое убежище, большую заинтересованность и уважение.
И если существовали такие точки соприкосновения с Обладателями Писания, то с многобожниками не было ничего общего в том, что касается права на жизнь, которое в общем значении является универсальным правом. Известно, что Ислам оказал серьезнейшее противодействие убийству новорожденных девочек посредством закапывания их в землю живьем. {mospagebreak title=Общая историческая почва/Единство культуры.}
Общая историческая почва/ Единство культуры.
Поскольку у Ислама вообще не было предмета для разговора относительно ценностного восприятия ширка, данную тему обходили стороной. Ибо согласно изложенного, древнее понимание ширка, за время своего существования развивалось на почве перманентного противостояния, вызванного рефлексом защиты неизменности своего статуса.
В период, когда господствующей культурой и системой было невежество - джахилийа, существующее истолкование ширка и многобожники одновременно пребывали в состоянии параноидальной истерии, выражавшейся в актах самосуда и обструкции, лишающей других права на жизнь. Что касается миропонимания, для которого не существует понятия "другой" и его непримиримости, то противостоять ему следует только разъясняя существование "другого". Именно таким и был характер обращения Ислама к первым его собеседникам.
Ислам, начиная с первых дней, обращался и говорил с христианами и иудеями, используя для этой цели универсальный эпитет "Обладатели Писания". Он обращался к ним с таким собирательным именем, поскольку и сам проповедовал комплекс давно известных и устоявшихся ценностей и традиций. Кстати, разговор с многобожниками и лицемерами поначалу тоже велся посредством собирательных имен, поскольку многобожие и лицемерие сформировались из поведения, определявшегося их реакцией, подвергаясь оспариванию с течением времени и по мере становления очевидными их ценностей и раскрытия различий, но в этом случае не говорилось ничего об общей культуре и ценностях.
Сколько бы усилий не прилагал Ислам для установления диалога, ссылаясь при этом на общую борьбу пророков за просвещение на арене общечеловеческой истории, он не смог создать сколько-нибудь систематической основы для взаимодействия с кем бы то ни было, кроме тех, кто уже являлся обладателем данного культурного наследия, то есть с "Обладателями Писания".
Свобода вероисповедания является одной из фундаментальных особенностей исламского учения. Вместе с охраной всех праесте с охраной всех прав. связанных обенностей исламского учения. зличий, разговор с ними велся посредством анонимных имен, но в, относящихся к этой сверхчувствительной области, правом человека является также возможность выражать свою веру и мысли.
Пророк, с одной стороны донося до своих собеседников истину, с другой стороны разъяснял ясную позицию Ислама по отношению к альтернативам, которые они непременно бы провозгласили, исходя из свободы волеизъявления. Непрерывная и последовательная защита пророками, которые на протяжении всей истории проповедовали одно и то же учение, универсальных нравственных ценностей, являющихся общечеловеческим достоянием, является важной точкой соприкосновения между ними. Это является важнейшей взаимной ценностью и непреходящим общекультурным знаменателем для каждого, кто нашел себе место на этой исторической почве, и идентифицировал себя таким образом. Коран часто обращается к этой теме и постоянно приглашает своих читателей к размышлению. В особенности уважительное описание традиции Ибрахима, как примера возникновения нового опыта очищения, возрождения и просветления является чрезвычайно ясным и категоричным. Ка'да, т.е. сидение во время намаза, возносимые в это время молитвы за Пророка Мухаммада и пророка Ибрахима, а также за членов их семей, за их родственников, последователей и сторонников представляют собой как укрепление общей культурной основы, так и демонстрацию живого чувства верности традиции. В серьезности поклонения перед ликом Творца, в демонстрации уважения, любви и верности во время многократного повторяемой молитвы и бесконечных поминаний в формате ежедневной пятикратной молитвы, происходит душевный подъем и обновляется заключенный завет.
Одной из самых отличительных сторон Ислама является то, что он очень твердо и однозначно выразил свое признание, уважение и любовь к другим Писаниям и пророкам. В этом отношении у представителей других религий нет каких-либо позитивных ценностей, которым они могли бы научить мусульман и склонить к верованию в них. Ибо мусульманин является мусульманином постольку, поскольку, уверовав в Коран и последнего Пророка Мухаммада, которым ему следует повиноваться, он, тем самым, верует в Тору, Псалмы, Евангелие, в Моисея, Иисуса, а также в другие Писания и пророков, и почитает их. Будь иначе, то и речи не может быть об Исламе и о мусульманстве. Хорошо, в таком случае кто, кому, и о каких ценностях, в которые следует верить, может поведать?
Ни один человек из тех, кто говорит о себе, как о мусульманине не может отвергать ни одну из упомянутых книг, ни одного из пророков и не может проявлять какое-либо неуважение и непочтительность по отношению к ним.
В Священном Коране, являющемся манифестом человеческих добродетелей и достоинств, Пророку Мухаммаду, - образцовой личности, - даются именно такие, относящиеся к общим ценностям и культурному единству, наставления и распоряжения.
{mospagebreak title=Снисходительность/ Терпимость/ Компромисс и Социальный договор.}
Снисходительность/ Терпимость/ Компромисс и Социальный договор.
"Увы, вы - все те же, кто любит их, они же вас не любят. Вы веруете в Книгу Бога в целом..." (Ал-и Имран, 3/119).
Мир, раздвигающий свои границы вместе с развитием средств коммуникации, в силу удивительного парадокса, одновременно сужает свои собственные площади. Начинают проявляться различия, возникающие по мере увеличения количества связей и сношений с окружением. Состояния, возникающие в ответ на эти различия, воздействуют на все вокруг по формуле действие-противодействие.
Умение снижать негативный эффект и напряженность, неизбежно порождаемые существующими различиями, равно как и мысль о том, что различия являются средством раскрытия в человеческом разуме новых горизонтов, ведущих к еще большему благу и совершенству возможны, только если быть способным подойти к различиям со всеохватной любовью и раскрытой душой. Вот в этом случае мы не будем воспринимать различия, как причину разделения и распада, которую нужно уничтожить, но увидим их как восприятие жизни людьми, наделенными разными характерами и способностями, и как образ существования.
В сущности, присущая каждому неповторимая уникальность, совершенно отличающая нас друг от друга, представляет собою подлинный закон творения. Если взглянуть с позиции такого сознания, то не различия, а, напротив, наша однотипность и схожесть могут оказаться неприемлемыми. Ибо каждое создание само по себе неповторимо и уникально. Оно является ни на кого непохожим чудесным творением и произведением Всевышнего Творца. Оно - божественный выдох и вдох.
Ненависть и непримиримость, которую человек питает по отношению к незнакомым ему вещам и явлениям представляет собой первобытную сторону его личности, которую следует воспитывать и окультуривать. По существу, пророки приходили для того, чтобы привести в цивилизованный вид присущие людям первобытные дикие начала. Для этого Ислам и Пророк этой религии своими многочисленными конкретными высказываниями и поступками явили пример человечеству и оставили прекрасное наследие. Кто знает, возможно, смысл выражения "различия и отличия, присущие умме, являются средством расширения горизонтов и глубины постижения, благодатью, способствующей развитию и прогрессу" заключается в обретении такого горизонта и выраженной научным языком гибкости мысли в истолковании Ислама. Различия - не источник потенциальных правонарушений, они являются источником потенциальной мощи. Согласие и противостояние/ поляризация являются нюансами культуры. Она в изрядной степени пропитывается ими. Ибо идеи рождаются и начинают свое развитие из мира представлений, в котором вырастают различия и недоверие. Самое большее, что может породить монотонность неизменности, тождественности и однотипности - это лень, апатия и застой, подозрительность, страх и тирания.
Недопустимо вмешиваться в жизнь людей и каким-либо образом оправдывать тиранию, вызванную цветом их кожи, их верованиями, манерой одеваться, их личными предпочтениями, к которым они пришли по своей свободной воле. Фундаментальные права, по факту рождения присущие человеку, не терпят какого-либо вмешательства и причинения вреда.
В Эпоху благоденствия Пророка на почве опирающегося на справедливость права, был создан социальный договор, который каждый определял по своему усмотрению, и общественная система в отношении которой каждый чувствовал доверие. Социальное образование, идейное устройство которого определялось Кораном, возлагало ответственность, наравне со всеми, также и на Пророка. Была сформирован социо-политический и социо-культурный организм, который не способствовал насилию и давлению на кого бы то ни было с целью его замены. Это был такой организм, в котором каждый его член ответственно признавал неприкосновенность чужой жизни.
Существует великое множество примеров мудрости посланничества и бесконечной снисходительности Пророка, представлявшего собой милость ко всему человечеству. Но самым красивым его описанием и характеристикой является следующее вечное заявление Всевышнего Творца: "Быть может, ты себя до смерти доведешь, (отправивишись в небытие) по их следам, от горя, что они не поверят в эту Книгу" (аль- Кахф, 18/ 6), "Тебе, (снедаемому горем), быть может хочется убить себя за то, что (увещаниям твоим не внемля) никак не веруют они" (аш-Шуара, 26/3). Таким образом, Досточтимый Пророк сообразно с условиями своего времени, познакомил человечество с многочисленными добродетелями в том, что касалось налаживания социальных отношений с иудеями, христианами и последователями других верований.
Если задаться поиском в этом мире исторических примеров, демонстрирующих гармоничное и слаженное мирное сосуществование различных религий и их последователей, в отношении которых никогда не проводилась политика с целью ассимиляции, то нельзя найти ни одного такого места, кроме как территорий, на которых существовала власть Ислама и мусульман. Ислам никогда не ограничивал разнообразие представлений и верований, и не имел намерения выработать мотивы для их ассимиляции, усматривая в них опасность. В этом смысле Ислам, последовательно и неуклонно признающий существование "другого/иного", предлагает миру, переполненному различиями, серьезнейший шанс.
В Священном Коране, являющемся манифестом человеческих добродетелей и достоинств, образцовой личности Пророку, даются следующие наставления и распоряжения, относящиеся к снисхождению, согласию и социальной гармонии:
Я вверяю вниманию читателей и их пониманию смыслы айатов, сообщающих, (в частности - Пророку, а, в общем - всем остальным) о необходимости достойного поведения и умения вести беседу, что напрямую связано с терпимостью, мирным сосуществованием и общественным согласием, которые, в свою очередь, и определяют пределы исламской проповеди и призыва. {mospagebreak title=Понятие "быть сторонником" и социо-культурная среда.}
Понятие "быть сторонником" и социо-культурная среда.
"Как ( может быть такой союз), когда они, если одержат верх над вами, не соблюдают к вам, не чтят ни кровныз уз родства, ни договорных обязательств?Они устами к вам благоволят, сердца же их отказывают (в этом), и большинство из низ распутны" (ат-Тауба, 9/8).
"Они не чтут ни родственные связи, ни договорных обязательств по отношению к уверовавшим в Бога, и преступили все пределы, установленные Им)" (ат-Тауба, 9/10).
"Для вас прекрасный есть пример в пророке Ибрахиме и тем, кто следовал за ним. Когда народу своему они сказали: "Мы покидем вас и то, чему вы молитесь, помимо Аллаха. Мы отвергаем вас (и вашу веру). Вражда и ненависть навечно (стеною) лягут между нами, пока в единного Аллаха вы не уверите (душой)". Но не слова, что Ибрахим отцу сказал: " яо твоем прощении молиться буду, но не владею я ничем перед Аллахом для тебя". О наш Господь! Мы лишь тебе себя вверяем, и с покаянием к Тебе идем, к Тебе лежит и наше возвращенье" (аль-Мумтахына, 60/4).
Адекватное восприятие и истолкование среды, в присущем этому понятию узком и широком смыслах, возможно только при выработке правильной позиции по отношению к живущим в ней людям с социо-культурного, социально-экономического и социо-политического угла зрения. Вот в таком случае люди, разделяющие одну и ту же среду, могут наладить диалог, могут развивать его и определить дистанцию друг между другом, а также могут осознанно продолжать свои взаимоотношения в русле культурных связей.
Условия, при которых "Другой" чувствует себя в безопасности, обеспечивают отличающимся друг от друга участникам диалога возможность в четкой, ясной и честной форме определить дистанцию друг между другим и свое положение. Далекие от двуличия, культурные, достойные доверия и обладающие индивидуальностью личности формируются в таких благодатных обществах. Даже речь людей, выросших в таких социумах, осмысленна. Ни поведение людей, которые не могут легко себя идентифицировать и описать, ни отношение к ним окружающих, не могут развиваться в естественной реальной плоскости, ибо неизвестно, насколько такое поведение, отражающееся на внешнем мире, является продуктом их собственной воли и предпочтений, и насколько - результатом влияния обстановки, в которой он находится.
Если необходимо изложить самую суть, то квинтэссенцией послания, принесенного Пророком, является система ценностей, основанная на раскрытии человеческого достоинства путем провозглашения свободы его воли и мышления, суждений и убеждений. Содержание произнесенного им первого и последнего слова, образ действий, который он хотел утвердить в начале своей миссии и конце ее остаются одинаковыми. Короче говоря, его дела совпадают с его словами, первое и последнее его слова - неизменны. В то время как первый поступок повелевает читать, напоминая о возрождении и деятельной активности, то последний поступок нашептывает о смерти, возвращении и расчете. В то время как первое повеление громогласно приказывает открыто заявлять о собственной сущности и не поддаваться давлению окружающих, последнее повеление увещевает, что следует доверяться господину всего сущего Аллаху и не обожествлять никого, кроме Него.
От лидера, формирующего мировоззрение, убеждения и способ мышления, от вождя, который столь категорически и четко определил свое место и положение, просто нельзя ожидать слабости и податливости. Конечно, ожидается, что образцовая личность, лидер, делающий упор на самосознании и достоинстве человека, будет терпимым и снисходительным.
Он считает легальными, допустимыми или даже священными, как войну, так и мир. Его война действительно будет войной, а его мир - настоящим миром. Пророк, который для каждого отворил врата бескрайней милости и который принес мир и благополучие, одновременно является пророком войны. Ибо не каждый способен понять проповедь и наставление. Доброго слова мало для превращения злодея в человека.
Без повода он не начнет войну, но, воюя и разрушая, он не будет вести лицемерные разговоры о мире и покое. Этот пророк совершенно открыто заявил о том, как следует воевать: "Желая войны, не стремитесь схлестнуться с врагом. Но если не удалось вам избежать столкновения, то сражайтесь, как должно сражаться человеку. Не отступайте, поворачиваясь к врагу спиной".
Стремясь объять все человечество, Пророк не должен был забывать об одной стороне. О том, что он - слуга своей веры и представлений, а также поборник справедливости. Он и был приверженцем абсолютной справедливости, приверженцем кротких и обманутых. Ибо словами "У каждого народа есть свой посланец. Когда приходит к ним их посланцы, дела меж ними разрешаются по справедливости, и нет им обиды" Всевышний Творец объявил, что он вменил пророкам в обязанность быть поборниками истины и справедливости. В свою очередь, Пророк словами "Не обретет покоя общество, которое не способно соблюсти права слабых и немощных!" открыто обозначил свое место и позицию.
В Священном Коране, являющемся манифестом человеческих добродетелей и достоинств, образцовой личности Пророку, даются следующие наставления и распоряжения, относящиеся к социальному позиционированию и социо-культурной среде:
Я вверяю вниманию и пониманию читателей смыслы айатов, сообщающих, (в частности - Пророку, а, в общем - всем остальным) о необходимости достойного поведения и умения вести беседу, что напрямую связано с такими понятиями, как "быть сторонником" и "социо-культурная среда", которые, в свою очередь, и определяют пределы исламской проповеди и призыва.