Пророк Иса как человек и пророк в Евангелиях: Пророк Иса был послан в качестве пророка к Израильтянам. Он является пророком, который показал людям путь, предписанный им Аллахом для обретения благополучия в этом и Последующем мирах. Учение о Троице, которое было вложено в его уста христианскими священнослужителями, не было принесено им самим. Учение о Троице, принятое в качестве вероисповедной догмы, развивалось со II века под влиянием греческой философии и воззрений Платона, и было внедрено в христианство Павлом. Несмотря на доводы, выдвинутые Арием на Соборе в Изнике, эта догма не была принята, и, в результате решений Соборов 325 года в Изнике, 431 года в Эфесе и 451 года в Кадикёй было принято учение о двуединой человеческой и божественной природе пророка Исы.
Рождество пророка Исы: В Евангелиях применительно к Мессии Исе используются слова: "голос с небес сказал: "Се, сын Мой возлюбленный. Им я доволен", в другом месте "Единственный сын в руках Отца", а еще в одном месте "Ты - Сын Божий и Мессия". Согласно христианской вере Мессия Иса - это бог в человеческом облике. Аллах воплотился в Исе. Поклоняться ему, значит поклоняться Аллаху. Ибо, по сути, он и Отец - одно. Следует верить в то, что в пророке Исе объединены божественная и человеческая природы.
Известно, что такие верования о пророке Исе не были знакомы первым христианам, но были предписаны церковными Соборами позднее. Так, в 325 году на Соборе в Изнике был официально принят догмат о единосущности Отца и Сына, а также вера, что все на земле и небе создано сыном Аллаха Господом Исой. Согласно имеющимся в Евангелиях данным, Иса был рожден на свет Марийам. Об этом в Евангелиях говорится так: "Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде, нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого"{overlib linktext="1" text="Mф., 1: 18." title=""}.
До Рождества к досточтимой Марийам пришло известие о том, что у нее будет мальчик. И когда пришло время родов, на свет появился Иса. При внимательном рассмотрении становится заметным, что Иса никак не участвовал в беременности и родах досточтимой Марийи. Все это было сделано высшей силой, желавшей появления на свет Исы. А пророк Иса - это творение, созданное этой силой. Пророк Иса прошел через все процессы, имеющие место при формировании других живых созданий. С другой стороны, пророк Иса не является царем. На вопрос Пилата: "Ты - царь?" он ответил: "Я пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине, всякий, кто от истины, услышит мой голос".
Евангелие является одним из важных доказательств, свидетельствующих о том, что пророк Иса является пророком. С другой стороны, в Евангелиях имеются следующие выражения, относящиеся к Творцу: "Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый"{overlib linktext="2" text="Mк., 12:29." title=""}. "А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Господь"{overlib linktext="3" text="Mф., 23:8." title=""}. "О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, а только Отец один"{overlib linktext="4" text="Mф., 24:36." title=""}. "Бог Авраама и Исаака и Иакова прославил раба своего Иисуса"{overlib linktext="5" text="Деян., 3:13; 2:22; Об Иисусе, как рабе Божьем см.: Mф., 1:1; 19:17; Mк., 10:17-18; Ин., 17:1-3." title=""}. Эти предложения провозглашают существование и единственность Всевышнего Аллаха, и ясно показывают, что пророк Иса является лишь пророком Всевышнего Аллаха. С другой стороны, в момент распятия, что, кстати, непризнается Кораном{overlib linktext="6" text="ан-Ниса, 4/157-158." title=""}, слова пророка Исы, оказавшегося в очень тяжелом положении "Господи, Господи, отчего Ты покинул меня"{overlib linktext="7" text="Mф., 27:46." title=""} напоминают признание страданий, которые неизбежно выпадают на долю раба. В Евангелиях пророк Иса описал свое положение так: "Се, Отрок Мой, которого Я избрал, Возлюбленный Мой, к Которому благоволит душа Моя, положу на Него дух Мой и возвестит народам суд"{overlib linktext="8" text="Mф., 12: 17-18. " title=""}. "И когда вошел он в Иерусалим, весь город пришел в движение, спрашивая: Кто Сей? Народ говорил: Сей есть пророк Божий Иисус из Назарета"{overlib linktext="9" text="Mф., 21: 10-11. " title=""}.
"Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил раба своего Иисуса, которого вы предали, и от которого отреклись пред лицеем Пилата, когда он предлагал освободить его"{overlib linktext="10" text="Деян., 3: 13." title=""}. Эти евангелические тексты подчеркивают, что пророк Иса был пророком и божьим рабом.
Другой особенностью пророков является подтверждение ими предыдущих пророков. Подобная черта присуща и пророку Исе. "Вместе с этим признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов наших. Веруя всему написанному в Священном законе и пророческих книгах"{overlib linktext="11" text="Деян., 24: 14." title=""}. Из сказанного видны объяснения пророка Исы о том, что он является божьми слугой, что он верует во все то, что написано в пророческих книгах, что он пришел не для того, чтобы аннулировать законы, принесенные предыдущими пророками, но для того, чтобы исполнить их, чтобы утвердить справедливость, положив конец распространившейся среди людей неправедности.
Другим доказательством, подтверждающим, что пророк Иса был человеком, являются его отношения с сатаной. В Евангелиях дьявол обещал пророку Исе отдать все богатства мира взамен на его поклон сатане. "(Сатана) сказал: "все это дам тебе, если падши поклонишься мне"{overlib linktext="12" text="Mф.,4:9. " title=""}. В ответ пророк Иса сказал: "Отойди от меня, сатана; ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи"{overlib linktext="13" text="Mф., 4:10." title=""}. "Тогда оставил его дьявол, и вот - ангелы приступили и стали служить Ему"{overlib linktext="14" text="Mф., 4:11." title=""}. Когда ему задавались вопросы о благе и о том, каковы важнейшие заповеди, пророк Иса давал очень глубокомысленные ответы: "Почему спрашиваешь меня о благе? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в Жизнь, соблюди заповеди Его"{overlib linktext="15" text="Mф., 19/17. " title=""}.
На вопрос о важнейших заповедях, он отвечал: "не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать, и люби ближнего твоего, как самого себя"{overlib linktext="16" text="Mф., 19/18-19." title=""}. Время от времени пророку Исе приходилось останавливать тех, кто припадал к его ногам, желая возвеличить его: "я пал к ногам его, дабы поклониться ему, но он сказал мне: не делай сего! Я - служитель Господу, подобный тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово. Богу поклонись! Ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества"{overlib linktext="17" text="Откровение,19/ 10." title=""}. Эти евангелические выражения ясно говорят о важности поклонения Творцу, а не чему-либо, Им созданному. На вопросы о Конце света пророк Иса давал такой ответ: "О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, а только Отец один"{overlib linktext="18" text="Mф., 24/36. " title=""}. То, что пророк Иса утверждал, что только Аллаху ведомо знание о Часе конца, является свидетельством того, что он был лишь рабом божьим, и что только Аллах способен ведать обо всем на свете.
Как видно из приведенных нами выше различных разделов Евангелий, относительно пророка Исы проявляются два важных момента. Первый заключается в том, что пророк Иса исполнял ту же миссию, что и предшествовавшие ему пророки. В свете этого пророк Иса является пророком и человеком. Самым весомым аргументом в том, что он был пророком, является ниспослание ему откровения-вахйа. Второй момент заключается в том, что человеческие знания ограниченны и ничтожны по сравнению со знанием Всевышнего.
Кораническое учение о пророках: Согласно Корану, пророк не является ни царем{overlib linktext="19" text="Согласно иудаистским верованиям, пророк Давуд является царем. См.: II Сам., 2:4; 6/12,16; 7: 18." title=""}, ни грешником{overlib linktext="20" text="См.: II Сам., 11:2-5. аль-, Мумтахина, 60/4-6; аль-Kaлам, 68/4." title=""}, ни сыном Аллаха{overlib linktext="21" text="ат-Тауба, 9/30; Mф., 3:17. Mк., 1:1; Лк., 3:22; Ин., I:34." title=""}. Пророки - это люди и посланники Аллаха. Пророкам присущи две отличительные человеческие черты: 1 - они нуждаются в Творце и, 2 - они размышляют, беседуют, вступают во взаимоотношения и, когда приходит срок, - умирают.
Доказательством истинности пророка являются чудеса и Писание. Пророки, о которых сообщается в Коране, творили различные чудеса. Пророк Иса является одним из таких пророков. Так, пророк Адам, будучи первым человеком, появился на свет без отца, и никто никогда не пытался разыскать отца Адама. Пророк Иса тоже появился на свет без отца, и в этом смысле, с точки зрения творения, он подобен Адаму. Известно, что для исполнения пророческой миссии пророк Иса распространял Благую Весть (Евангелие) и своими словами пересказывал вдохновленное в его сердце божественное откровение. На собраниях, которые он проводил со своими апостолами, и в местах, которые он посещал, он проповедовал данную ему религию и стремился к тому, чтобы восславлялся Господь. Да и народ встречал его как пророка. Ему была дарована способность творить чудеса, благодаря чему он излечивал больных, также он ел, пил и проповедовал своим соплеменникам о Господе Боге. Поскольку он был не от мира сего, то возникли различные суждения о его личности. Провозглашая несоответствие верований, возникших в связи с пророком Исой и его матерью Евангелию, которое было дано Ииусу, Всевышний Аллах в Коране изложил самую достоверную информацию об этом деле.
В Священном Коране на примерах из жизни пророков, рассказывается об их борьбе. Повествования об этом проявляют такие прекрасные черты пророков, как мудрость, трудолюбие, героизм, жертвенность. Особенно подчеркивается тот факт, что им не были присущи какие-либо недостатки. Такие же характерные черты наблюдаются и у пророка Исы. Перечисленные выше качества, занимающие свое место в исламской доктрине о вере, свойственны всем пророкам. Особый акцент делается на том, что утверждения о пророке Исе, как о сыне божьем и боге, не существовали во времена самого пророка Исы.
Согласно учению Ислама, пророк Иса - пророк и человек. В отличие от остальных людей, Ему было дано откровение. Всевышний Аллах в Коране славит пророка Ису, сообщает, что в назидание людям привел Его мир без отца, а когда он вырос - послал его к Сыновьям Израиля в качестве пророка, и называет выдумками всякого рода вымыслы о нем. Айаты, относящиеся к этой теме, рассказывают о рождестве пророка Исы, об исполнении им пророческой миссии и его человеческой природе в том же порядке, в каком повествуется о Пророке Мухаммаде.
Рождество пророка Исы: Согласно исламу и Евангелиям, пророк Иса появился на свет без отца. Когда досточтимой Марийам было сообщено о том, что у нее будет ребенок, она возразила, сказав, как это может быть ребенок у женщины, которой не касался мужчина? На это Всевышний Аллах ответил таким образом: "Аллах так творит желаемое. Если Он хочет, чтобы нечто было, то просто говорит: "Будь", - и оно есть"{overlib linktext="22" text="Ал-и Имран, 3/47; Mарийам, 19/19-21." title=""}. О беременности досточтимой Марийам сообщается в следующем айате: "Пример вам - Марийа, дочь Имрана, хранившая целомудрие свое. Вдохнули Мы в нее нашего духа..."{overlib linktext="23" text="Tахрим, 66/12; аль-Анбийа, 21/91; Дух (рух): соответствует Джабарилу, Откровению-вахй и Силе (кувва), см.: Ахмад Челеби. Масихийа, II/43-47. " title=""}. В Священном Коране, где досточтимая Марийам предстает целомудренной, а пророк Иса - достойным почтения, отдано много места рассказу о рождестве пророка Исы. Всевышний Аллах, который сравнивает это событие с сотворением первочеловека пророка Адама, провозглашает, что такое весьма легко для Него.
Среди чудес, совершенных пророком Исой, есть и история о сотворении им птицы из глины. Он слепил птицу, дунул на нее, и она улетела. С позиции творения, птицам тоже присуща разнополость: есть самцы и самки. Вдуновение пророком Исой с позволения Аллаха, души в птицу - это то же самое, когда Творец посредством Джабраила вселяет "Дух". Однако ни один христианский богослов не называл пророка Ису отцом птиц. И даже неизвестно о существовании когда-либо подобного верования. Размышляющий об этом человек поймет, что вдуновение Джабраилом духа в Марийам является полным аналогом вдуновения Иисусом души в птиц, поскольку в обоих случаях при создании живого создания божественная эманация-таджалли остается одной и той же.
Пророк Иса как человек и пророк: Согласно данным религии Ислама, пророк Иса является рабом Аллаха и проркоом. "Мы ниспослали откровение тебе так же, как Нуху Мы их ниспослали, и вслед за ним - другим пророкам: Мы Ибрахиму ниспослали их, и Ислаилу, и Исхаку, и Йакубу, и всем (двенадцати) коленам, (а также) и Исе, и Ай'йюбу, и Йюнусу, Харуну, Сулейману, и дали Мы псалтырьДавцду"{overlib linktext="24" text="ан-Ниса, 4/163." title=""}. "О люди Книги! В религии своей излишествам не предавайтесь, и о Создателе своем не говорите ничего, кроме правды. Мессия Иса, сын Марийам, - пророк Господний..."{overlib linktext="25" text="ан-Ниса, 4/171." title=""}. В Священном Коране говорится о том, что пророку Исе было дано Евангелие, что он подтвердил Тору и что он был послан к Израильтянам. Всевышний Аллах повелел пророку Исе передать Израильтянам следующее послание: "Воистину, я - раб Аллаха. Он Откровение мне дал и утвердил пророком..."{overlib linktext="26" text="Mарийам, 19/30. " title=""}. "И сделал Он меня благословенным, везде где бы ни был я. И заповедал Он мне молитву и очистительную подать, пока живу я (на земле)"{overlib linktext="27" text="Mарийам, 19/31. " title=""}. "Воистину, Аллах - Господь мой и Господь ваш. Служите же Ему, ибо это - Верный Путь"{overlib linktext="28" text="Зухруф, 43/64. " title=""}.
{overlib linktext="@info@" text="Окончание см.: Журнал теологии Улудагского университет, том: 13, номер: 2, год: 2004, стр. 37-58. " title=""}