Пророчество как основа веры. Религия - это совокупность этических и социальных принципов, которые посредством пророков Аллаха преподносятся людям для того, чтобы они могли достичь благополучия в мирской жизни, счастья и милости в загробной жизни. Начиная с пророка Адама, Создатель Вселенной Аллах в разные времена и в различных регионах, для различных обществ посылал через своих пророков одни и те же фундаментальные начала...
(провозглашавшие существование Аллаха, Его единственность/тавхид, пророчество и неизбежность воздаяния за содеянное и задуманное) для того, чтобы люди могли привести в порядок свою мирскую жизнь. Пророчество как основа веры.
Религия - это совокупность этических и социальных принципов, которые посредством пророков Аллаха преподносятся людям для того, чтобы они могли достичь благополучия в мирской жизни, счастья и милости в загробной жизни. Начиная с пророка Адама, Создатель Вселенной Аллах в разные времена и в различных регионах, для различных обществ посылал через своих пророков одни и те же фундаментальные начала (провозглашавшие существование Аллаха, Его единственность/тавхид, пророчество и неизбежность воздаяния за содеянное и задуманное) для того, чтобы люди могли привести в порядок свою мирскую жизнь. Иными словами, фундаментальные начала веры (усуль-уд-дин) едины, общие элементы верования в божество, проповедуемые всеми пророками - одни и те же. Основы религии стабильны, они не знают перемен, различия же в практическом воплощении и поклонении могут иметь место только в связи с различиями между пророками, которые посылались в разные эпохи и в различные регионы.
В свете этого пророки, доводившие до людей постулаты веры, нормы поведения и морали, которые они получали от Аллаха с целью обеспечения как индивидуального, так и общественного спокойствия, выступают как направляемые к людям послы. Постулаты веры являются теоретической частью религии, которая описывает существование Всевышнего Создателя и его единственность. Что касается норм поведения и морали, то они основываются на данной теоретической части и внедряются в практику пророками.
Для чего посылались пророки?
Ведя речь о посылании Аллахом пророков для того, чтобы люди могли в правильным и достойным образом обустроить свои, связанные с мирской и посмертной жизнью дела, мы используем два термина: пророчество (ан-нубувва) и послание (аль-рисала). Следует обратить внимание на разницу между понятиями послание, посланник (аль-расуль) и пророчество, пророк (ан-наби). Дело в том, что каждый посланник одновременно является и пророком, но не каждый пророк является посланником; в общем-то, слово "посланник" более специфично по смыслу, нежели слово "пророк". Послание включает в себя правила, связанные с поведением сознательного человека в мирской жизни, оно устанавливает дозволенное и запретное; охватывает такие вопросы, как намаз, пост-ураза, хадж и другие подобных тому акты. Если мы будем помнить, что пророки обычно посылаются тогда, когда в обществе ухудшаются межчеловеческие отношения, то есть в период нравственного кризиса, то мы увидим, что посланние формируется из информации о благополучной и безопасной жизни, в которой между людьми царят единство и солидарность и которая обретается благодаря излечению пороков с высокой нравственностью. Обратив внимание на айат: "Люди были одной общиной, и Аллах отправил пророков добрыми вестниками и предостерегаюшими увещателями, ниспослал с ними Писвние с истиной, чтобы рассудить людей в том, в чем они разошлись..." (аль-Бакара, 2/213), мы выясняем, что, во-первых, все Божественные книги, обозначаются термином "писание", а во-вторых, узнаем причину их ниспослания. Продолжение данного айата объясняет также и причину того, что человечество, - являвшееся единым целым в самом начале, - разделилось и впало в разногласия, несмотря на приход пророков: "Но разошлись во мнениях относительно этого только те, кому было даровано Писание, после того, как к ним явились ясные знамения по причине зависти и несраведливого отношения друг к другу" (аль-Бакара, 2/213).
Пророки - это самые умные люди своей эпохи и обладатели наилучшей морали, и, исходя из этой особенности, они ставят целью очищение человека, сотворенного в наилучшем облике (ат-Тин, 95/4), от искажающих эту его прекрасную сущность предрассудков и вымыслов. Они вооружают человека правильными знаниями. Речь идет не только о состояниях, которые, можно постичь с помощью человеческого разума, но таких о вещах, которые находятся вне возможностей рационального постижения.
Люди нуждаются в пророках.
Люди могут обрести мирское и потустороннее счастье, следуя сказанному и сделанному пророками. В этом и заключается смысл того, что пророки являются образцовыми людьми. Пророки представляют собой наилучший пример для общества и в определении того, что является дозволенным и запретным в мирской жизни, а также в том, как следует воплощать на практике принципы и добродетели нравственности. Поскольку пророки посылаются в качестве вестников, несущих предостережение и радостное сообщение, то у людей просто не остается какой-либо уважительной причины, позволяющей им игнорировать Всевышнего Создателя (ан-Ниса, 4/465). И мы должны знать это, если хотим, чтобы наша жизнь в этом мире была благополучной, спокойной и безопасной. Что касается обретения счастья в загробной жизни, то пророки являются теми, кто приносил радостную весть о рае и добром воздаянии для верующих и совершающих добрые дела, но предостерегал адом и наказанием неверующих и творящих злодеяния людей. Пророки объясняли людям, какие деяния приводят человека в рай, а какие в ад.
Последний Пророк: Пророк Мухаммад.
Ислам является последней манифестацией божественного глагола, а Пророк Мухаммад - последним пророком. Основами истинной веры являются вера в Аллаха, Его ангелов, Его пророков, Его книги, в загробную жизнь и предопределение. Наипервейшей общей позицией во всех религиях божественного происхождения является принцип тавхида, то есть вера в существование и единственность Аллаха. Сура "аль-Ихлас" знакомит нас с представлением об Аллахе, которое существует в Исламе - последней божественной религии. Здесь провозглашается доктрина о существовании и единственности Аллаха, которое мы называем "тавхид-и улухийат". Кроме этого, существует такая доктрина, как "тавхид-и рубубийат". Слово "рабб" имеет значение "воспитатель", "заботливый хранитель", "дающий пропитание". Если говорить обобщенно, то понятие "таухид-и рубубийат", которое описывает процесс, охватывающий все человечество и вселенную, включает в себя все человечество и все мироздание. Иными словами, Его заботливая опека и защита касается не только мусульманам, а охватывает всех людей. Смысл передачи всем пророкам начиная от пророка Адама до Пророка Мухаммада одних и тех же фундаментальных принципов.
Аллах подчеркнул, что Он внушил Пророку Мухаммаду те же истины, что и ранее были ниспосланы пророку Нуху (Ною), пророку Ибрахиму (Аврааму), пророку Мусе (Моисею) и пророку Исе (Иисусу); айат "исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно нее" (аш-Шура, 42/13) в этом смысле означает: "мы не делаем различий между Его пророками" (аль-Баккара, 2/285). Это обязывает относиться ко всем без исключения пророкам с почтением и уважением; ибо со времен пророка Адама все пророки боролись за счастье и благополучие людей, они - образцовые и наилучшие люди.
Тождественность фундаментальных принципов требует проявления идентичности также и в структуре вероубеждений, провозглашаемых в рамках каждого посланничества. Это находит свое отражение во фразе "единообразие божественных посланий". Однако акцент на сходстве вовсе не означает идентичности и равенства всех манифестаций Истины. К тому же каждый пророк, усваивая важные и сущностные части предшествовавших ему методов и путей, и соединяя их с приносимыми им самим новыми элементами, выражал все это посредством нового языка и новой индивидуальности. Ислам, являющийся самым последним примером такого синтеза, в этом смысле представляет собой последний способ и метод, вобравший в себя суть всех практических методик, дошедших до нас со времен пророка Адама, а само слово "ислам" является, поэтому, наиболее общим названием религии вообще. И, наконец, "воистину, религией у Аллаха является ислам" (Ал-и Имран, 3/19) и "Мухаммад - Посланник Аллаха и печать пророков (или последний из пророков)" (аль-Ахзаб, 33/40).