Человеческие качества Пророка Мухаммада

Editor

20 декабря 2012 г.

Человеческие качества Пророка Мухаммада

1- Его разговор и улыбка

Речь нашего Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) была приятной и печатляющей. Голос его был сильным и громким, слова он произносил отчетливо, так что окружающие могли запоминать сказанное. Обычно он повторял сказанное три раза, при этом голову держал высоко. Он никому не говорил бранных слов и никого не прерывал в разговоре. Пустословие отсутствовало в его речи.

У первой жены Пророка Хадиджы (радыйаллаху ‘анха) от первого мужа был сын по имени Хинд (радыйаллаху ‘анху). Он был хорошим оратором. Однажды Хасан (радыйаллаху ‘анху) спросил у Хинда о манере речи Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям). Тот ответил: "Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) находился в постоянном размышлении и предпочитал молчание. Без необходимости он не говорил. Но когда говорил, то каждое слово произносил отчетливо и чисто. Жестикулируя, он поднимал всю руку. Удивившись чему-либо, он разводил руками. Иногда рассказывая о чем-либо, он ударял в ладони. Шутя вовремя разговора, он опускал глаза. Редко смеялся, но часто улыбался".  Судя по некоторым рассказам, Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) никогда громко не смеялся.

Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), будучи в состоянии гнева или спокойствия, всегда говорил истину. При объяснении некоторых тем для полного понимания объяснял косвенно. Когда он хранил молчание, говорили его сподвижники.

2 – Его манера сидеть

Наряду с сидением опустившись на колени, наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) имел манеру сидеть, скрестив ноги (багдаш), а также подобрав колени к животу и обхватив ноги руками (курфуса). Он часто предпочитал эту манеру сидения. Так же он имел манеру сидеть, завернувшись в одежды и охватив спину и колени тканью или ремнем (ихтиба). Эта манера сидения была похожа на предыдущую.

Когда Пророк садился, он прикрывал ноги и колени мантией (джубба), руками приводил в порядок одежду. Чтобы не причинять неудобство своим сподвижникам, он не сидел среди них, вытянув ноги. Обычно он садился, обратившись лицом в сторону Каабы. Усаживая пришедших к нему гостей, он стелил им свой шерстяной плащ (аба). Иногда он усаживал гостя на свою подстилку. Он не сидел, накреняясь назад с заложенными за голову руками, и не позволял так сидеть своим сподвижникам.

3 –  Его походка

Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) ходил легко и быстро, будто спускался с возвышенности, при этом не смотрел ни вправо, ни влево. Он ходил небольшими, но частыми шагами, ногу ставил на землю всей ступней. Походка его была сильной, уверенной и сбалансированной. Ходил он быстро. По этой причине те, кто сопровождали его, отставали или с трудом поспевали за ним.

При ходьбе у него не было привычки смотреть по сторонам. Если нужно было посмотреть на что-либо или в какую-либо сторону, он  поворачивался всем телом.

4- Его манера еды

Ведя скромный образ жизни, Посланник Аллаха был непривередлив к пище и получал удовольствие от еды в обществе. Опускаясь на колени, он садился на обе ноги и приступал к еде с именем Аллаха.

- Я раб и как рабы я ем и пью, - говорил он.

Он не ел горячей пищи и говорил, что в ней нет блага:

- В горячей пище нет блага. Всевышний Аллах не кормит нас огнем. Поэтому охлаждайте свою еду.

Он всегда брал еду, находящуюся перед ним, тремя пальцами, редко помогая четвертым. Ему не нравилось, когда еду берут двумя пальцами. Иногда во время еды он прибегал к помощи ножа.

Однажды ‘Усман (радыйаллаху ‘анху) принес Посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) сладкое блюдо под названием "балуза". Отведав сладости, он спросил:

- Это что за блюдо и как оно готовится?

- Да будут искуплением для тебя моя мать и отец, о Посланник Аллаха! Раскаливаем на углях сковороду и растапливаем на ней масло с медом. Затем, помешивая, добавляем пшеничной муки, пока не загустеет. И получится сладость, которую вы видите перед собой, - сказал ‘Усман.

- Поистине прекрасное блюдо, - похвалил Пророк.

Посланник Аллаха питался хлебом, приготовленным из непросеянной ячменной муки. Ему нравилось есть огурцы со свежими финиками и солью.

Из фруктов ему нравились больше всего мягкие, свежие финики, дыня, арбуз и виноград. Арбуз он ел с сахаром и хлебом, иногда со свежими финиками. Дыню и арбуз он ел придерживая двумя руками. Финики ел правой рукой, собирая косточки в левую. Бывало, что он ел виноград, поднося ко рту всю гроздь. Часто едой ему служили финики и вода.

Когда случалось одновременно есть финики с молоком, он говорил:

- Это самая прекрасная еда.

Он очень любил мясо и мясные блюда. Ел тирит (хлебную похлебку) с тыквой. Любил тыкву и говорил:

- Это овощ брата моего Юнуса.

Он ел дичь, однако сам не охотился.  Когда он ел мясо, не наклонялся к нему, а подносил ко рту и откусывал зубами. Ему нравились бараньи ножки, вареная тыква, накрошенный хлеб с уксусом, финики "аджва (сорт фиников, произрастающих в Медине)". Остатки пищи он собирал пальцами и говорил при этом:

- В остатках еды еще большее благо.

Не почистив пальцы, он не вытирал руки об полотенце. В конце еды он благодарил Всевышнего Аллаха, дарующего все блага, и затем мыл руки. Пить воду старался в три приема. Каждый раз начиная с именем Аллаха (Бисмиллях) и заканчивая восхвалением Аллаха (Альхамдулиллях).

Когда он пил воду или молоко в присутствии людей, то передавал сосуд тому, кто находился справа от него, и желал, чтобы и дальше передавали таким образом. Он не дул и не выдыхал в сосуд, из которого пил. Делал вдох или выдох только после того, как отводил от себя сосуд. Будучи в чьем-либо доме он вел себя скромнее стыдливой девушки, не просил еды и ел только в том случае, если скатерть была накрыта. Он ел и пил то, чем угощали. Бывало, что и сам брал еду и питье.

Он никогда не набивал желудок сам и не приветствовал, когда это делали мусульмане. Он говорил:

-- Человек не наполнял более худшего сосуда, чем свой желудок. Достаточно съесть нескольких кусков, чтобы вновь обрести силу. Если же случилось, что человек поддался своим желаниям, ему следует одну треть желудка выделить для еды, еще одну треть для питья и оставшуюся одну треть для дыхания.

5 -  Его одежда

В одежде Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) не придерживался какого-либо определенного вида и одевал то, что имелось в наличии: будь то изар, рида, рубашка или джубба. Он одевался просто, любил зеленый цвет, но большей частью, носил одежду белого цвета.

Пользовался носками, которые прислал в подарок король Эфиопии Негус.

Иногда он надевал вышитый кафтан. Кафтан был из атласной ткани и очень подходил к его белой коже. Он не носил одежду, спускающуюся ниже щиколоток. Изар был еще короче. Платок поверх чалмы (тайласан) свободно опускался между плечами. У него было окрашенное шафраном покрывало, на котором он порой совершал намаз.

Согласно некоторым сообщениям, иногда Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) пользовался одеждой из йеменской ткани в красную полоску, которая называлась «хулле хамра». Обычно он носил одежду, связанную из козьей шерсти. После кончины Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям ) ‘Аиша (радыйаллаху ‘анха) показала народу одежду, которую он носил до последних минут жизни. Это была заплатанная накидка и длинная рубашка из грубой ткани ручной работы.

Наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) предпочитал одежду полезную для тела и удобную в ношении. Он наставлял, что одежда не должна быть предметом хвастовства. Поэтому он сам не носил роскошных одежд и запрещал это другим.

Наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) носил сандалии из коровьей кожи, которые крепились к ногам ремешками.

6 – Его любимые цвета и благовония

Посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) нравились белый, зеленый и желтый цвета и он говорил, что белый - это самый лучший цвет. Иногда он с головы до  ног облачался в желтый цвет. Красный цвет ему не нравился. Однажды Абдуллах бин ‘Умар (радыйаллаху ‘анху), надев одежду красного цвета, явился к Пророку (саллаллаху ‘алейхи ва саллям). Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) намекнул ему на то, что ему не нравится красный цвет, и тогда, вернувшись домой, Абдуллах сжег эту одежду. Узнав об этом Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) сказал ему:

- Ты поступил неправильно, уничтожив ту одежду. Ты мог бы отдать ее какой-либо женщине.

Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) любил благовония. Хороший запах был одной из трех вещей, любимых им в этом мире. Среди арабов популярным было благовоние под названием «сукк». Сподвижники  (радыйаллаху ‘анхум) говорили, что Пророк, проходя мимо, оставлял после себя приятный запах. В качестве благовоний он использовал мускус и амбру.

7 – Его постель и отдых

Постелью Посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) служили иногда набитый пальмовыми листьями кожаный матрас, иногда сложенная пополам накидка или кусок ткани, иногда циновка, а порой и вовсе простое ложе.

Кожаная подушка была набита пальмовыми волокнами.

Хавса (радыйаллаху ‘анха) рассказывала:

- Однажды для большего удобства Пророку (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) я свернула вчетверо кусок ткани, но он остался недоволен тем, что я так много забочусь о его отдыхе.

В другом хадисе ‘Аиша (радыйаллаху ‘анха) рассказывает:

- Однажды ко мне пришла женщина из ансаров. Она увидела постель Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), набитую пальмовыми волокнами. Спустя некоторое время она прислала матрас набитый шерстью. Увидев её, Досточтимый Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) спросил: "Что это?". "О Посланник Аллаха, приходила женщина из ансаров и, увидев твою постель, прислала это", - ответила я. Тогда Посланник Аллаха сказал следующее:

- О ‘Аиша, верни эту вещь. Если бы я захотел, Всевышний Аллах дал бы мне под мое подчинение горы серебра и золота.

Даже в то время, когда Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) стал правителем всей Аравии, в его доме не было ничего, кроме небольшой тахты и бурдюка для воды. Собираясь отдохнуть, он всегда ложился на правый бок, подкладывая правую руку под правую щеку. Когда отдыхал в пути, подкладывал под голову правую руку. Не любил во сне ложиться на живот и не разрешал этого своим сподвижникам, говоря: "Аллах не любит такое положение".

8 – Его чистоплотность  

Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) придавал большое значение чистоте. Однажды, повстречав неопрятного и грязного человека, он сделал ему резкое замечание: "Ты что совсем не моешься?"

Как-то к нему пришел человек в жалком облачении:

- У тебя совсем нет средств к существованию? – спросил он.

Услышав в ответ "Есть!" - произнес:

- Если ты получил милость Господа, то пусть следы этой милости будут заметны на тебе.

Некоторые люди, еще не избавившиеся от своих привычек идущих от времен джахилии (доисламского невежества), позволяли себе плевать на землю, совершали подобные действия, даже будучи в мечетях во время богослужений, не придавали значения необходимости поддерживать чистоту. Позволяли себе справлять нужду на улицах, дорогах и под деревьями. Наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) в крайней степени возмущался таким привычкам.

Увидев однажды подобное проявление нечистоплотности,  он рассердился до такой степени, что его благородное лицопобагровело. Поняв причину его гнева, женщина из числа ансаров тут же почистила это место, чем заслужила любовь Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям).

Нашему Пророку (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) не нравились резкие запахи, исходящие от таких овощей как редька, лук, чеснок и порей. Он высказывал пожелание, что-бы люди, вкусившие подобную пищу не приходили в мечеть и не доставляли неудобства окружающим.

На собраниях с присутствием Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) уделялось внимание комфорту членов общины, для чего возжигались камфара и другие благовония. Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) указывал на необходимость освежения мечетей благовониями в дни пятничной молитвы. Однажды в жаркий день в мечеть пришла группа из нескольких работников в своих рабочих одеждах. Мечеть была небольшая, и воздух в ней сразу наполнился посторонним запахом, на что Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва  саллям) сказал:

- Было бы лучше, если бы вы пришли помывшись.

В дальнейшем полное омовение тела в пятницу стало сунной. Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) не расставался ни в пути, ни в быту с такими туалетными принадлежностями как гребень, зеркало, мисвак (палочка для чистки зубов), розовое масло, сурьма, ножницы. Мечеть Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) постоянно содержалась в чистоте.

9 – Его привычки и ежедневные занятия

Имам Тирмизи в свой книге под названием "Шамаиль" приводит слова Праведного Али (радыйаллаху ‘анху) о том, что Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) разделял свой день на три части. Одна часть времени предназначалась для поклонения, другая часть посвящалась делам народа, а третья часть - личным делам.

Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) после полуночи или же после прохождения двух третей ночи вставал, чистил зубы мисваком, который был тут же возле подушки, и после омовения совершал ночную молитву (тахаджжуд), оставаясь некоторое время в молитвенном бдении. Затем он выходил на утреннюю молитву в мечеть.

После совершения утренней молитвы Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) ложился на молитвенный коврик и отдыхал до восхода солнца. После этого он приступал к проповеди и наставлению людей, которые собирались возле него. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) выслушивал пришедших к нему людей, включая даже сны, которые они ему пересказывали, занимаясь, таким образом, их мирскими и религиозными делами.

По рассказам, Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) до полудня совершал четыре или восемь ракатов молитвы ад-Духа, после чего возвращался домой и занимался домашними делами. Чинил одежду и обувь, доил домашних животных.

По завершении послеполуденной молитвы он навещал каждую из своих жен, справлялся о их делах, ночь же проводил у одной из них. Другие жены тоже собирались возле нее и оставались у нее до вечерней молитвы. После совершения вечерней молитвы Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) возвращался домой, а жены расходились по своим комнатам. После завершения вечерней молитвы он читал в своей комнате одну из сур Корана: аль-Исра, аз-Зумар, аль-Хадид, ат-Тагабун, аль-Джум’а.

Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) старался совершать омовение перед каждой молитвой. Однако бывало, что совершал несколько молитв с одним омовением, например, во время взятия Мекки.

Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) совершал молитвы сунна и нафиля большей частью дома, а фард  в мечети, сопровождая их чтением длинных сур.

وَالَّذ۪ينَ اٰمَنُوا بِاللّٰهِ وَرُسُلِه۪ٓ اُو۬لٰٓئِكَ هُمُ الصِّدّ۪يقُونَۗ وَالشُّهَدَٓاءُ عِنْدَ رَبِّهِمْۜ لَهُمْ اَجْرُهُمْ وَنُورُهُمْۜ وَالَّذ۪ينَ كَفَرُوا وَكَذَّبُوا بِاٰيَاتِنَٓا اُو۬لٰٓئِكَ اَصْحَابُ الْجَح۪يمِ۟ ﴿19﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Уверовавшие в Аллаха и Его посланников - это правдивейшие люди. А павшие мученики находятся возле своего Господа, им уготованы их награда и их свет. А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, являются обитателями Ада.
(аль-Хадид, 57/19)