Сунна как основа исламского учения о нравственности

Editor

17 мая 2010 г.

Сунна как основа исламского учения о нравственности

Одной из самых важных причин сегодняшней анархии и депрессии, без всякого сомнения, является дегенерация морали (нравственности). Так, даже посланники посылались к народам с разложившейся моралью. И Посланник Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), говорил, что "он послан для того, чтобы завершить моральные благодеяния" (Муватта, "Хуснуль Хулук" 8; Ахмед б. Ханбел. Mюснед, II, 381).

Одной из самых важных причин сегодняшней анархии и депрессии, без всякого сомнения, является дегенерация морали (нравственности). Так, даже посланники посылались к народам с рaзложившейся моралью. И Посланник Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), говорил, что "он послан для того, чтобы завершить моральные благодеяния" (Муватта, "Хуснуль Хулук" 8; Ахмед б. Ханбел. Mюснед, II, 381). Из Корана узнаем, что несмотря на усилия посланников, народы, которые не cмогли избавиться от безнравственности, были подвергнуты тяжелому божественному наказанию.

Исламская мораль ставит своей задачей формирование  справедливой и правдивой личности, которая определяется с учетом своей особенности как "мусульманская личность" и единственным руководителем данной морали является Посланник Аллаха. Никто не станет отрицать важной роли, которую играет в процессе формирования "мусульманской личности" сунна Пророка. Реальной действительностью является тот факт, что мусульманские народы, несмотря на  расовые, культурные, географические и другие различия являются носителями общих и единых, в своей основе, нравственных ценностей. В их представлениях и действиях (поступках), различении дозволенного и запретного, привычках и традициях, в подходе к событиям и их оценке, одежде, даже развлечениях есть очевидная близость и совпадение. Подобно тому, как это было в прошлом, так и сегодня можно говорить о некой единой, гомогенной системе, которая имеет место в культуре мусульман. Если даже сегодня, несмотря на давление господствующей культуры, которая, буквально, стирает и сметает с лица земли местную культуру, мусульманские народы смогли удержать определенные черты своей национальной самобытности, то это связано, прежде всего и главным образом, с религией ислама, в которой важную роль играет деятельность Посланника Аллаха Мухаммада, изложенная в хадисах (сунне). Сунна имеет важное значение для формирования единой культуры и образа жизни различных рас и народов, прежде всего, благодаря зафиксированному и представленному в ней живому примеру Посланника Аллаха. Сунна включает в себя примеры из всего спектра жизни Пророка, начиная от государственного управления и вплоть до его отношений в семье и личной жизни. Живой пример всегда действует более сильнее и убедительнее, чем абстрактные положения теории. Мусульмане, следуя в этом вопросе и предписаниям Корана (который говорит о том, что в Посланнике Аллаха люди имеют прекрасный пример), старались воспользоваться примером Пророка, подражать ему. Так сунна и в период разложения общества стала важным средством, поддерживающим социальную и культурную самобытность мусульман.

Нравственные принципы, привнесенные в жизнь Посланником Аллаха.

Принципы человеческого характера и личности, на которые указал Пророк Мухаммад около четырнадцати веков тому назад, и в наше время не потеряли значения всеобщих человеческих ценностей. Основные из них можно сформулировать в следующих положениях: 

1. Основы морали, проповедуемой Пророком Мухаммадом, составляли чувство веры в высокую Силу, которая создает, поддерживат жизнь и убивает. Впрочем, эта вера составляет основу и самого ислама. Самым важным в этой вере является осознание того, что "Аллах видит всё совершаемое мною, слышит всё сказанное, знает обо всем том, что проходит в моем сознании". Знать о том, что каждый твой шаг находится под контролем Аллаха, безусловно, влияет на совершаемые действия и поступки, дисциплинирует поведение человека. Пророк говорил так: "Аллах предписывает служить ему так, как если бы ты видел Его" и "ты не видишь Аллаха, но Он видит тебя" (Бухари, Иман, 37, Тафсир 31/2; Иман, 5; Несаи, Иман 5; Ибн Мадже, Mукаддима, 9). Эта вера формирует механизм самоконтроля, который действует изнутри. Он охватывает всю сферу человеческой деятельности, проникая и в те ее области, которые могут остаться вне поля зрения государственного контроля (полиции). Совесть поддерживается внутренней моральной ответственностью. Соединяясь с волей человека, она формирует нравственно-взвешанную позицию личности. Такой человек воздержится от того, чтобы нанести урон себе или окружающим.

2. Одной из проблем, которой Пророк Ислама придавал особо важное значение, было превратить человека в фокус ценностей. Он видит цель (смысл) человеческого бытия, осознает, что мир со всем своим содержимым создан для человека, говорит о том, что и посланники посланы для спокойствия и счастья человека. И все его старания направлены на это. На то, чтобы поддержать покой, защиту и счастье человека.

Он говорил о том, что Всевышний Аллах "хвалил человека даже перед ангелами", видя в нем существо, более высокое, чем они  (Муслим, Хадж, 436; Несаи, Адабуль Кудат, 37; Хадж, 194; Ибн Мадже, Меджасид, 19). Он является Посланником, который говорил: "Клянусь Аллахом, перед Аллахом уважение к человеку (почтение к нему) больше даже, чем уважение к Почтенной Каабе" (Ибн Мадже, Фитен, 2). А еще он говорил так: "Относиться к другому свысока (с унижением) - достаточно для греха (для того, чтобы совершить грех)" (Муслим, Бирр, 32; Тирмизи, Бирр, 18; Абу Давуд, Адаб, 35; Ибн Мадже, Зухд, 26); "Аллаху легче принять разрушение мира, чем убийство верующего без права" (Тирмизи, Диет, 7; Несаи, Тахрим, 2; Ибн Мадже, Дийат, 1); чтобы быть мусульманином, "достаточно пожелать другому того, чего ты желаешь самому себе" (Тирмизи, Зухд, 2; Ибн Мадже, Зухд, 19, 24). Он принимал "в качестве милостыни обращение к людям с улыбающимся лицом" (Бухари, Джихад, 128, Мезалим, 24; Тирмизи, Бирр, 36, Иман, 6). "Вы не сможете войти в рай без веры. А веру не сможете обрести до тех пор, пока не возлюбите друг друга" (Муслим, Иман, 93; Абу Давуд, Адаб, 142; Тирмизи, Истизан, 1; Ибн Мадже, Мукаддима, 9, Адаб, 11). Он принимал за уверовавших людей (муминов) тех, "которые обходились хорошо с теми, которых они любили и которые любили их, а также с самими собой" (Ахмед б. Ханбел, Мюснед, V. 335). "Он не считал за уверовавших (муминов) тех, которые бранились со всеми, проклинали людей и сделали для себя привычным делом плохое слово и поступки"  (Тирмизи, Бирр, 48). Он вегда старался выдвинуть на первый план мысль о том, что всё, совершающееся в мире, должно быть на пользу человеку.

Быть во всем старательным и по мере - это было в его характере. По этой причине он призывал к тому, "чтобы соблюдать меру в любви и ненависти и не переходить границ" (Тирмизи, Бирр, 60). Он говорил о том, что "безмерная любовь может сделать человека слепым и глухим" (Абу Давуд, Адаб, 125), а "безмерная вражда может сделать человека клеветником" (Бухари, Иман, 24, Джизье, 17, Мезалим, 17; Муслим, Иман, 106; Тирмизи, Иман, 14; Абу Давуд, Сунна, 16).

3. Одной из тем, в которой Посланник Аллаха был особенно щепетильным, была тема правдивости людей, защита ими права и справедливости. Присягая на верность со своими сподвижниками, он говорил им так (выдвигал перед ними такое условие): "Где бы вы ни были, вы всегда будете говорить правду" (Бухари, Ахкам, 43; Муслим, Имарет, 41; Муватта, Джихад, 1; Несаи, Биат, 1; Ибн Мадже, Джихад, 41). Он не считал "тех, которые обманывают людей, за тех, которые от него (то есть являются носителями его веры)"  (Муслим, Иман, 164; Абу Давуд, Бую, 50;  Ибн Мадже, Тиджарат, 36). "Он считал мусульманами только тех людей, которые уверены в своих руках и своем языке (которые отдают себе отчет в том, что они говорят и делают. - Пер.)" (Бухари, Иман, 4, 5; Рикак, 26; Муслим, Иман, 64; Абу Давуд, Джихад, 2; Тирмизи, Кыямет, 52; Иман, 12). "Он не признавал за уверовавших (муминов) людей, в которых не были уверены соседи из-за их способности на плохое" (Бухари, Адаб, 29; Муслим, Иман, 73; Тирмизи, Кыямет, 60).

Он говорил: "Вера состоит из того, чтобы быть правдивым и искренним по отношению к Аллаху, его Книге, Посланнику, руководителям и всем людям" (Бухари, Илим, 43; Мевакыт, 3; Закят, 2; Бую, 68; Шурут, 18; Ахкам, 43; Муслим, Иман, 95-99; Абу Давуд, Адаб, 67).  

Посланник Аллаха никогда не использовал все - дозволенные и недозволенные - пути для достижения своих целей. Он использовал все только дозволенные или законные пути. Подобно тому, как сама цель должна была быть законной (дозволенной по вере и шариату), такими же законными должны быть и пути, ведущие к ней. Есть такой пример. Семьдесят человек из близких друзей Пророка были посланы в сторону Неджид для просвещения людей. В Бир Ма'уне они попали в засаду. Все были убиты. В живых, раненным, остался один лишь Амир б. Умейие ад-Дамри. Возвращаясь, он встретил на дороге двух мужчин. Несмотря на то, что они были из того рода, который совершил нападение, они ничего не знали о нем. Выбрав момент, ад-Дамри убил их. Посланник Аллаха осудил это как неверный шаг. Он переживал это как самую большую горечь в своей жизни. "Ты должен оплатить это!". Таким было решение Пророка и он немедля дал соответствующее распоряжение.

4. Одним из основных элементов нравственной системы, утвержденой Пророком Мухаммадом, является семья. Семья является самой основной организацией в человеческих отношениях, которая позволяет держать народы на ногах. Одновременно она является источником высших ценностей для человека. Такие добродетели, как труд, самопожертвование (самоотречение), бескорыстие, любовь, поддержка, добровольная бескорыстная помощь, ответственность, домашний очаг и др., - все это возможно лишь в среде теплой семьи.

Сегодня в мире наблюдается падение числа совершаемых браков и возрастание разводов. Они увеличились до 20%-ов. Эти показатели  нехарактерны для Турции.  Бракосочетание остается на достаточно высоком уровне. А разводы составляют всего лишь 4 на десять тысяч браков. Разве в этом нет заслуги Посланника Аллаха, его заботы о семье?

Для полноценного счастья требуются не только материальные, но и духовные и нравственные условия. В целом должна сложиться соответствующая среда для этого. Злобу (зависть) и ненависть между людьми следует превратить в любовь и дружбу между ними. Надо исключить из совести людей ненасытность и выгоду. Их совесть надо мерить совестью Посланника Аллаха. Ее надо сделать образцом современной морали... Его бесконечная любовь стала как бы прибежищем для людей... Жена Абу Суфийана Хинди испытывала вражду (злобу, ненависть) к Пророку. "Ты самый ненавистный человек на земле для меня", - говорила она. Казалось, что она может успокоить свое это чувство, только убив и уничтожив человека. Надо было видеть Пророка, который привел ее в состояние, когда она была вынуждена сказать: "Теперь я готова отдать всё за тебя! Ты самый любимый мною человек на свете!" (Бухари, Ахкам, 14; Эйман, 3; Менакыбуль Ансар, 23; Муслим, Акдые, 8-9).

Подытожим. ...Не копающийся в недостатках людей, не говорящий им ничего плохого, не думающий о мести (Бухари, Менакыб, 23; Адаб, 80; Худуд, 10, 43; Муслим, Федаил, 77; Муватта, Хуснуль Хулук, 1; Абу Давуд, Адаб, 4), не поворачивающий обратно ничью просьбу, не возвращающий обратно никакого подарка и принимающий все приглашения, не проклинающий никого, просящий каждому (от Аллаха) благое, постоянно дающий (делящийся своим добром), ни разу не сказавший "нет"... Таков Посланник Аллаха Мухаммад (да благословит его и приветствует Аллаха). Такова его нравственность. Сегодня, как никогда, у всего человечества есть необходимость в высоких нравственных качествах, имеющихся у Пророка Мухаммада.


وَالَّذ۪ينَ اٰمَنُوا بِاللّٰهِ وَرُسُلِه۪ٓ اُو۬لٰٓئِكَ هُمُ الصِّدّ۪يقُونَۗ وَالشُّهَدَٓاءُ عِنْدَ رَبِّهِمْۜ لَهُمْ اَجْرُهُمْ وَنُورُهُمْۜ وَالَّذ۪ينَ كَفَرُوا وَكَذَّبُوا بِاٰيَاتِنَٓا اُو۬لٰٓئِكَ اَصْحَابُ الْجَح۪يمِ۟ ﴿19﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Уверовавшие в Аллаха и Его посланников - это правдивейшие люди. А павшие мученики находятся возле своего Господа, им уготованы их награда и их свет. А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, являются обитателями Ада.
(аль-Хадид, 57/19)