Важнейшим элементом веры является поклонение Аллаху. Человек, в основе, создан для поклонения Аллаху. Как известно, одним из важнейших предписаний ислама является богослужение. В этом ряду образцом является богослужение, непосредственно осуществляемое самим Посланником Аллаха, Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует). Помимо обязательных поклонений (намазов) и предписаний, определяемых требованиями веры, Посланник Аллаха Мухаммад совершал и другие, дополнительные, необязательные намазы (нафиле намазы). И делал это по многу раз в день.
День у Посланника был разделен на три части. Одна часть была посвящена молитвам и богослужению, другая - общественным и личным делам, третья - семейным.
Одним из пяти условий ислама, а может быть и самым важным из них, является намаз (поклонение), определяемый условиями веры. Намаз включает в себя определенные внешние действия (поклоны и др.), а также настрой души на поклонение и благодарность Аллаху. Совершается поклонение Аллаху и высказывается просьба человека по отношению к нему. Пятикратный в день намаз был предписан в качестве обязательной меры богослужения для верующих при мирадже, за полтора года до хиджры (переселения Пророка Мухаммада из Мекки в Медину в силу гонений на него со стороны мекканских мушриков-язычников, не признававших веры Аллаха). Пятикратный намаз был признан в качестве обязательного предписания веры для мусульманина, достигшего совершеннолетия. Посланник Аллаха с особым усердием совершал намаз, которому он научил и свою общину. Он характеризовал его как свет очей и удовлетворение души.
В источниках сообщается о том, что Посланник Аллаха совершал еще и целый ряд других, дополнительных, намазов (поклонений). От этого у него даже отекали ноги. Но он продолжал поклоняться Аллаху как благодарный и верный Его служитель.
Наш Посланник совершал обязательные намазы перед своими сподвижниками, чтобы они видели своими глазами этот процесс поклонения и изучили его. Но в присущие ему отдельные необязательные намазы были посвящены не все.
Эти необязательные или дополнительные (нафиле) намазы, которые совершал Пророк Мухаммад днем и ночью, могут быть исследованы в трех группах:
а) дополнительные намазы, совершаемые ночью;
б) дополнительные намазы, совершаемые днем;
в) другие дополнительные (нафиле) намазы.
Рассмотрим кратко эти дополнительные (нафиле) намазы.
а) Дополнительные намазы, совершаемые ночью:
Свидетелями намазов, совершаемых Посланником Аллаха ночью, были его жены, некоторые из близких и сподвижников. Его супруга Аиша, вспоминая одну из таких привычных ночей, говорила так: "Он засыпал в начале ночи, поднимался на намаз к ее концу. Когда наступало утреннее время (время утреннего намаза), он совершал витр-намаз, затем возвращался в спальню".
Оставшийся на ночь у Посланника в качестве гостя Ибн Аббас рассказывает следующее: "Была середина ночи или чуть раньше или позже того. Посланник Аллаха поднялся с постели. Проведя руками по лицу, он разогнал сон. Затем прочитал последние айаты суры Ал-и Имран. Он совершил омовение водой из висевшего кувшина и приступил к намазу. Я тоже поднялся. Совершил омовение и встал от него справа на намаз. Он положил правую руку на мою голову и погладил меня. Затем он слегка взял меня за ухо. Затем Пророк совершил двенадцать ракатов намаза, каждый по два раката. В конце, совершив намаз в один ракат, он пошел спать. Когда муэдззин возвестил об утреннем намазе, он встал и совершил намаз в два кратких раката. После этого Пророк пошел в мечеть. И исполнил (к совершенному утреннему намазу его) обязательную часть".
Супруга Посланника Аиша рассказывает, что на последнем году жизни Посланник Аллаха начал молиться сидя. Когда до конца чтения Корана оставалось 30 или 40 айатов, он вставал и продолжал чтение, и так же (стоя) и молился.
Если принять во внимание поклоны и стояния на ногах во время богослужения (намаза), то можно сказать, что Пророк Ислама каждую ночь совершал богослужение продолжительностью более часа.
б) Дополнительные намазы, совершаемые днем:
Посланник Аллаха продолжал совершать дополнительные намазы в течение дня. Он совершал дополнительный намаз в четыре раката до обязательной части (до фарза) обеденного намаза и в два раката после него. После обязательной части (фарза) намаза аль-Иша (время от захода солнца до наступления ночи) он совершал дополнительный намаз в два раката. Говорится об еще большем значении сунны намаза в два раката, который совершался до обязательной части (фарза) утреннего намаза. Эти намазы, именуемые как повторенная сунна (муэккед сунна), совершаемые почти без пропусков, составляли большую часть дополнительных намазов. Другие намазы, не входящие в данную группу и именуемые как немуэккед (гайри муэккед) намазы, совершались в отдельных случаях при намазе аль-Аср и намазе аль-Ишра. Они совершались до их обязательной части и состояли из четырех ракатов.
Намаз, который совершался при входе в мечеть и состоял из двух ракатов (называемый тахийатул-масджид), тоже относился к числу дополнительных (нафиле) намазов. Говорится еще и о намазе, который Посланник Аллаха совершал в утренние часы.
в) Другие дополнительные (нафиле) намазы:
В дополнение к тому, что об этом сказано выше, посланник Аллаха совершал еще таравих намаз (молитва, читаемая во время рамадана после намаза аль-Магриб, включает 20 коленопреклонений. - Пер.) и некоторые другие дополнительные (нафиле) намазы, которые совершались по различному поводу. К примеру, молитва и намаз по поводу дождя. При солнечном затмении Пророк вместе с народом совершил общий намаз в два раката. При затмении луны также был совершен дополнительный намаз.
После возвращения с дороги было принято совершать намаз в два раката. Это тоже был дополнительный намаз. Он не входил в обязательное предписание веры, но считался добрым делом. Посланник Аллаха совершал этот намаз. Среди дополнительных намазов был еще тасбих намаз. Еще один намаз - это истихара намаз (просьба Аллаху в содействии делу). Есть хадисы о том, чтобы двумя ракатами сунны дополнять намаз аль-Магриб до шести (ракатов). Но хадисы, говорящие о необходимости намаза для раскаявшихся (салату эввабин), являются слабыми. Вместе с этим считается возможным основываться на подобных (слабых) хадисах в случаях, когда речь идет о добродетели.
Коран ниспослан не только для чтения. Он является Книгой жизни. Его Посланник Аллаха практиковал в жизни. В принципе, моралью Посланника Аллаха является Коран. Он совершал предписанное Кораном, избегал запретное им.
Обладая прекрасным голосом, Посланник Аллаха читал Коран и первым сам применял (практиковал) его предписания. Посланник читал Коран в различных формах и рекомендовал и впредь читать так. Одной из них является чтение Корана с остановками и пониманием (вниканием в него, его смысл). Умму Салама характеризует данный способ чтения Пророка следующим образом: "Его чтение было четким, оно было слово за словом, буква за буквой". Такое чтение не предписывалось, но оно было очень полезным. Даже не понимающий смысла Корана иностранец должен читать его так (Аллах призывает читать Коран с пониманием, вникая в его смыл. - Пер.). Такое чтение, кроме того, что оно есть уважительное отношение к Корану, оно еще и действует на душу сильнее, чем быстрое чтение.
Чтение Корана красивым голосом в полной мере соответствует ему. Абдуллах б. Мугаффал рассказывает: "Я слышал, как Пророк, сидя на своем верблюде, читал суру аль-Фатх (48-я сура) мягким чтением, совершая терджи". Терджи - это читать, проворачивая голос в горле, подобно тому, как это делают при чтении со сменой ладов (тонов) (это чтение можно характеризовать еще и как певучее чтение, для которого характерны элементы пения, в том числе связанные и с вариацией тонов. - Пер.), является разновидностью красивого чтения. Посланник Аллаха рекомендовал "украшать Коран своим голосом".
Еще одной формой чтения Корана является его глубокомысленное (проникновенное) чтение и такое же глубокомысленное его восприятие. Так читал и воспринимал Коран Посланник Аллаха. Абдуллах б. Месуд рассказывает: "Пророк сказал мне: "читай Коран, а мы послушаем". Я сказал ему: "Как это? Коран ниспосылается тебе. Как я тебе буду его читать?". Он сказал: "Да"... Я стал читать суру ан-Ниса (4-я сура). Дошел до 41-го айата. Он сказал: "Достаточно". И что я вижу? Из его глаз текут слезы".
Посланник Аллаха читал Коран про себя и вслух. Об этом рассказывает и его супруга Аиша.
Посланник Аллаха читал Коран каждый день понемногу. Он не ставил себе задачей прочесть Коран сразу, быстро, в один прием. Читал вдумчиво и внимательно.
Отношение к Корану не ограничивается его чтением, в том числе и чтением нараспев или прекрасным чтением. Коран является Книгой жизни для мусульманина. Потому входит в его жизнь прямо и непосредственно. Посланник Аллаха в одном из своих хадисов говорит следующее: "читай Коран, пока он сдерживает тебя от плохого. Если не сдерживает, то ты не можешь считаться читавшим Коран". А еще Посланник говорит: "Кто признал запретное Кораном за доброе, тот не уверовал в Коран (не признал его за свою веру, не поверил в него. - Пер.)". В данных хадисах, как это можно понять, основное значение заключается в том, чтобы практиковать Коран. Одного лишь чтения мало...
Посты. Как известно, пост в месяц рамадан является одним из условий ислама. Этот пост был провозглашен в качестве обязательного предписания веры через полтора года после хиджры, на десятом дне месяца шабан. Начиная с этой даты, Посланник Аллаха держал девять раз этот пост без перерыва. В источниках говорится о том, что Посланник Аллаха не ограничивался постом в рамадане. Он держал и другие, дополнительные, посты. Больше всего он держал пост в месяце шабан. В большинстве случаев он держал пост по понедельника и четвергам. В дополнение к этому он держал пост 13-го, 14-го и 15-го числа каждого месяца. Было рекомендовано держать пост и в месяц шавваль в день ашуры...
Закят является материальным поклонением (богослужением). Он был принят в качестве обязательного предписания веры на втором году хиджры. Закят представляет собой предписание веры, связанное с передачей определенной части своего добра (скажем, его одной сороковой) после определенного времени (к примеру, после года) передать, во имя Аллаха (по его предписаниям), группе мусульман, имеющих на это право.
Как известно, Пророк не скопил добра. По этой причине у него не было достаточного количества имущества, которое требовалось для закята.
Хадж (паломничество) представляет собой одновременно физическое и материальное поклонение. Хадж включает в себя пребывание на Арафате в положенное время (в месяцы хаджа) и обход Каабы в установленной для этого форме. Умра может совершаться в каждое время года. Она состоит из обхода вокруг Каабы и прогуливания между холмами Сафа и Марв (следует пройтись семь раз между ними).
Еще одно отличие между хаджем и умрой состоит в том, что при хадже приносится жертва Аллаху в виде жертвенного животного (его мясо отправляют в бедные страны).
Посланник Аллаха совершил, после хиджры, четыре раза умру (все в месяце зи-ль-када) и один раз хадж на десятом году хиджры.
Есть много молитв, которые Посланник Аллаха читал лично. Он читал молитвы, ложась в постель и поднимаясь; когда шел куда-нибудь и выходил откуда-нибудь. Пророк читал молитвы по разным причинам и в разное время. Данные молитвы Пророка следует использовать в своей личной практике. На молитву надо настроиться и повторять ее три раза. Молитву следует начинать с зикра (обращения к Аллаху в форме: Аллаху акбар! - Аллах великий!) или салат-у салама (в адрес Посланника: да благословит его Аллах и приветствует). В такой же форме ее следует и закончить. Это станет условием ее принятия.