В сборниках хадисов и книгах о жизнеописании Досточтимого Пророка о красоте его внешности и духовного облика сказано:Наш Досточтимый Пророк был чуть выше среднего роста. Когда он находился среди людей, его общительность и дружелюбие, казалось, приподнимали его на голову выше них. Он имел пропорциональное телосложение. Его лоб был высоким и широким, а брови - в форме полумесяца, и их редко можно было видеть нахмуренными. Его черные глаза обрамляли черные длинные ресницы. Временами на его благословенном лице проступали капельки пота, которые пахли подобно росе на лепестках роз.
Нос его был немного вытянутым, лицо - чуть округлым, а рост - чуть выше сренего. Зубы его были ровными и белыми, подобно жемчужным бусам. Так, что когда он говорил, можно было видеть блеск его передних зубов.
Он был широк в плечах, кости его ног и рук были крупны и широки, а руки и пальцы были длинными и мясистыми. Живот был подтянут и не выступал за линию груди, а на спине его,между лопатками, было розовое родимое пятно размером с куриное яйцо - "пророческая метка". Тело мягкое. Цвет кожи не белый и не смуглый. Она имела розоватый цвет и, казалось,
излучала жизнь.
Волосы его не были вьющимися, но не были и прямыми. Борода его была густой. Длина волос на голове его была чуть длиннее мочек уха или доходила до плеч. Он никогда не отпускал длинную бороду и остригал ее, если она становилась длиннее ширины ладони.
Когда он умирал, у него почти не было седых волос. Их былосовсем немного - и на голове, и в бороде его.
Тело его, независимо от того использует он благовония или нет, всегда приятно пахло. И каждый, кто прикасался к нему или здоровался за руку, мог чувствовать этот аромат. Его слух и зрение были на редкость остры, и он мог видеть и слышать с очень дальнего расстояния. Внешность и выражение лица еговсегда были приятными и пробуждали симпатию в каждом, кто смотрел на него. Он был прекраснейшим из людей, самым благословенным из них. И тот, кто хоть раз видел его, говорил: "Он был прекрасен, как луна на четырнадцатый день".
Внук Пророка Мухаммада досточтимый Хасан, на которого после его смерти была возложена священная миссия распространения религии истины, думая о тех, кто не видел при жизни последнего из пророков, говорил, обращаясь к Хинд б. Абу Хале: "Даже я, желая остаться сердцем привязанным к Нему, люблю слышать, когда кто-то рассказывает о его внешней и духовной красоте" (см.Тирмизи, аш-Шамаиль Мухаммадиййя, Бейрут 1985, стр.10). Очевидно, что знание о том, каким был его внешний облик и его жизненный путь, способствует возникновению духовной привязанности к нему, а благословенный образ его невольно возникает в воображении. И именно это приводят мутасаввифы как доказательство действительного существования духовной связи с великими духовными личностями (рабита).
Именно таким был Пророк Мухаммад - прекраснейшим в своем творении и природе, совершеннейшим в своем благонравии, он был причиной самого мироздания, милостью для всех миров, последним пророком, предводителем человечества, источником откровений, воплощением Священного Корана, предвестником Мира Вечности и, конечно, тем, с кого начинается каждая цепь, отправная точка каждого пути, на пути к истине и духовному совершенствованию. По этой причине, только он является источником всех знаний Корана и его толкования, только он знает истинный смысл хадисов, только он является началом акаида и, конечно, только он является родоначальником тасаввуфа.
Он был пророком, которого вознес Сам Всевышний Аллах, только его Он сделал руководством для всего человечества,только покорность и послушание ему Он приравнял покорности и послушанию Себе, только любовь к нему Он сделал равной любви к Самому Себе. Его нравом был Коран. Он был последним из пророков, предвестником Судного Дня. Он был сутью мироздания и печатью пророчества. Несмотря на все дарованные превилегии, ему не было равных в вере, нравственноси, поклонении, в отношениях с людьми; он был несравненной и выдающейся личностью, образцом для подражания всем и каждому. Ведь именно об этом говорит Всевышний Аллах, когда повелевает: "Посланник Аллаха - образцовый пример для вас, для тех, кто возлагает надежды на Аллаха, [верит в приход] Судного дня и поминает Аллаха многократно" (аль- Ахзаб, 33/21). "И ты, поистине, человек превосходного нрава" (аль-Калям, 68/4).
Во главе каравана То, что он был одарен "превосходным нравом" и являлся "образцом для подражания" всем и каждому, явилось причиной, что он встал во главе Исламского духовного воспитания и во главе воспитания тасаввуфа, который есть ни что иное,как адаб и аскетизм. Все его поступки, деяния и высказывания легли в основу тасаввуфа. Поэтому мы, признавая свою неспособность выразить это должным образом, попробуем, тем не менее, сказать свое слово о его благонравии, аскетизме и духовности с точки зрения повелений Священного Корана, а также его собственных высказываний.
Наших слов не хватит, если мы будем говорить о его красоте и совершенстве. Ведь он сам, признавая, что нрав его сделало совершенным воспитание Господа, говорил: "Нравом моим был Коран". И поэтому, все то, с чем он пришел к человечеству, он испытывал, в первую очередь, на себе самом.
О зрелости характера человека наилучшим образом могут судить, прежде всего, члены его семьи, ближайшие люди, которые его окружают. В пословице говорится: "Гора кажется небольшой только издалека". Так и в жизни порой случается, что открыть для себя какого-то человека, а точнее - величие его личности, бывает возможным лишь тогда, когда мы ближе знакомимся с ним самим и его жизнью. И наоборот, порой те, о ком мы иногда бываем высокого мнения, при более близком знакомстве оказываются вовсе не такими уж великими людьми. Посланник Аллаха был иным. Все, кто знал его близко, не смогли полностью описать совершенство его нравственности. Его жена досточтимая Хадиджа, благочестивые Аиша и Фатыма, его зять досточтимый Али, приемный сын Зейд и слуга Анас говорили о нем и его нраве лишь благое. Он был послан, чтобы завершить прекрасную нравственность» и вызывал восхищение каждого, кто как-то соприкасался с ним, потому что в его благом нраве и деликатном обхождении не было и тени притворства или наигранности, это была сама его жизнь. Его дружелюбие и внимательность становились причиной крепкой привязанности и самозабвенной любви. И разве не это есть суть всякого воспитания? Он был для сахабов и уммы подобно родному отцу. А его жены были подобны их матерям. Все те, кто последовал за ним, стали членами этой семьи, братьями. Ведь он хотел воспитать свою умму подобно тому, как дети воспитываются в тепле семейного очага. Это представление семьи существует и в тасаввуфе. Ведь суть его пророческой миссии "сделать людей совершенными в нравственности, дав им духовное воспитание" и является обязанностью тасаввуфа, то есть "духовное наставничество".
Духовная жизнь
Духовная жизнь тасаввуфа отражает духовную жизни Пророка Мухаммада. Известно, что еще до призыва к пророческой миссии он любил уединяться далеко в горах, в пещере Хира, и проводить там время в размышлениях, вдали от мирской суеты. Ведь ему предстояло встретиться с ангелом Джибрилем и получить через него божественные откровения, а для этого было необходимо пройти духовную и моральную подготовку. Это был период, на протяжении которого он разумом и сердцем готовил себя к великой миссии. Также в тасаввуфе - появились такие понятия, как "хальвет" - уединение и отдаление от всего мирского с целью духовного очищения и возвышения, "чиле" или "арбагыйн" - сорокадневное уединение, на протяжении которого мюрид воспитывает себя и свою душу, посвящая себя поклонению, избавляясь от того, что отвлекает его от Господа, вырабатывая в себе такие качества как терпение и покорность.
Несмотря на достигнутое им духовное совершенство, на полученное прощение всех прошлых и будущих грехов, на объявление его языком Корана Пророком, он не перестал усердствовать на пути к истине и возвышению духа, продолжая находиться на вершине покорности и послушания, проводя ночи в поклонении и дни в посте.
О том, что, помимо предписанного ему Господом, Посланник Аллаха посвящал себя и другим видам поклонения, как, например, дополнительным на мазам и постам, зикру и покаянию, и призывал к этому своих последователей, говорится во многих сборниках хадисов. Часто в ду'а к своему Господу он обращался так: "Я уверовал в Тебя и покорился Тебе, я положился на Тебя, я ищу Твоей защиты и помощи, я прибегаю к Твоей милости", проявляя в своих поклонениях кротость и искренность, а в своем стремлении к Господу - благоговейный трепет и вдохновение.
Уединения, которые были начаты до пророческой миссии и происходили в пещере Хира, были продолжены и после и охватывали последние дни священного месяца Рамадан, проходя в поклонении и духовном возвышении в обществе Джибриля и атмосфере Священного Корана.
Это время не прошло понапрасну, ведь еще до того, как стало известно, что Всевышний Аллах избрал Мухаммада для пророческой миссии, он был преисполнен величайшей любовью к Господу своему, именно поэтому он постоянно искал Его, стремился к Нему, и даже люди говорили: "Мухаммад влюбился в своего Господа". После ниспослания Священного Корана, это чувство еще более укрепилось в нем: "Если бы я мог выбрать помимо Аллаха себе друга, я бы взял в друзья Абу Бакра", "Я друг Аллаха, и я не говорю это ради похвальбы", "Человек с тем, кого он любит", и на протяжении всей своей жизни он оставался преданным лишь Господу своему и достойно сохранял эту верность. И, даже когда ему было предложено выбирать между жизнью земной и жизнью вечной, он без колебаний выбрал ту, где пребывает благоволенье Господа его, сказав: "Аллахумма рафик аль-а'ля (Лишь Ты, о Аллах, мой Высочайший Друг)", вознесясь к Нему душой.
Его духовное совершенство было непревзойденным в такой степени, что любовь к Аллаху всегда удерживала его в рамках дозволенного, установленного Им, делая его, в то же время, и самым богобоязненным из людей. Известно, что он говорил: "Я самый богобоязненный из всех вас". Но самым удивительным было то, что эта любовь и страх совмещались в одном сердце, и одно никогда не преобладало над другим. Чувство, которое в тасаввуфе называется "хайбат", делало Посланника Аллаха непревзойденным человеком.
Благодаря этому чувству, он производил на слушающих его и смотрящих на него незабываемое впечатление. Так, в одном из хадисов он сказал: "В сердце каждого, кто враждует со мной, будь он и на расстоянии месячного пути, будет вселен страх, и сила эта пребывает со мной везде и всюду". По словам досточтимого Али, те, кто знакомился с ним, питал к нему симпатию и, чем ближе становилось это знакомство, тем сильнее начинал любить его. Он производил настолько сильное впечатление на окружающих, что многих била дрожь от охватывающих их чувств, а он, успокаивая их, говорил: "Не бойся, я лишь сын простой женщины из Курайшитов, которая, как и все, питалась вяленым мясом".
Тот, кто смотрел на него, не мог насмотреться, нур, исходящий от его лица, та одухотворенность, что была запечатлена на нем, заставляли многих смириться с правдой, принять истину и со словами: "Человек с таким лицом не может быть лжецом" принимать Ислам. Тот, кто слушал его, не мог наслушаться его речей, уводящих в иной мир и возвышающих каждого, кто внемлет. Так, однажды один из асхабов по имени Абу Хурейра признался ему: "О Посланник Аллаха! - сказал он. - Когда мы слушаем твои проповеди, то забываем про все мирское, духовно возвышаемся. Все мирское перестает для нас существовать. Однако, когда мы уходим от тебя ивозвращаемся к семьям своим и делам своим, все меняется". На что Посланник Аллаха ответил: "О Абу Хурейра, если б вы сохраняли это упоение и восторг постоянно, то увидели бы, как с вами разговаривают ангелы" (Бухари, Нафака).
Находясь под воздействием его одухотворенности, слушающие его сахабы замирали, "будто на их головах сидели птицы, и они боялись их спугнуть".
В заключение хотелось бы привести пример из жизни Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), показывающий каким трепетом и сладостью были наполнены его поклонения, и который поможет понять, откуда пришли в тасаввуф такие понятия, как ваджд (духовное упоение) и джазба (божественное притяжение):
Передается, что однажды Посланник Аллаха, уединившись, устремился душой к Господу и пребывал в созерцании иных миров, когда к нему зашла Аиша. "Кто ты?" - спросил он её. "Аиша" - отвечала она. "Кто такая Айша?" - спросил он, будто совсем её не знает. "Дочь Сыддыка" - "Кто такой Сыддык?" - "Тесть Мухаммада" - "А кто Мухаммад?" И тогда Аиша поняла, что Посланник Аллаха пребывает в иных мирах и лучше его не беспокоить.
Посланник Аллаха желал, чтобы его сахабы жили в атмосфере духовности. Тот духовный подъем, упоение веры, любовь и вдохновение, которые они переживали, пребывая рядом с ним, они смогли передать и тем, кто не имел счастья видеть Досточтимого Пророка при жизни, и это духовное знание дошло до наших времен. Хотя невозможно передать состояние сердца и души словами и письмом, но они передавали его, соприкасаясь сердцами и душами. Ведь об этом говорится в хадисе: "Верующий для другого верующего подобен зеркалу", что указывает на то, что наилучшим образом все душевные переживания и чувства верующего могут быть выражены только в обществе ему подобных, где он может видеть таких же, как и он сам, и духовно совершенствоваться. Всевышний Аллах, возвещая о том, что духовные и нравственные качества Его Посланника будут и в дальнейшем проявляться в последующих поколениях, повелевал: "Так знайте же, что среди вас находится Посланник Аллаха" (аль-Худжурат, 49/7); "Но Аллах не станет наказывать их, когда ты находишься с ними" (аль-Анфаль, 8/33). В этом аяте объясняется, что Посланник Аллаха и после эпохи аср саадат постоянно находится среди нас духовно и метафизически.
Духовность Досточтимого Пророка и его сахабов, отраженная в аятах и хадисах, легла в основу тасаввуфа. Эта духовная жизнь, находя проявление в других сердцах и душах, передавалась от сердца к сердцу через общие переживания и состояния. Это жизнь, которую нельзя постичь умом, осмыслить, изучить или увидеть, это невидимая, внутренняя жизнь, постижимая чувствами и душой. И, так как она передается и приобретается с жизнью и опытом, её нередко называют "наследуемым знанием".
Жизнь Посланника Аллаха отличалась простотой, поэтому его образ жизни стал примером для человечества, подходящим каждому человеку во все времена. Он в своих поклонениях был далек от единоличия и разобщенности с уммой, в земных делах был неприхотлив и даже аскетичен, а во взаимоотношениях с людьми предпочитал уважительность и богобоязненность.
И даже, когда созданное им государство вышло за границы Аравийского полуострова, и в казну нескончаемым потоком потекли богатства завоеванных государств, он оставался таким же отстраненным от мирского. Иногда по нескольку дней и даже недель в его доме не было ничего из съестного, кроме воды и сушеных фиников. Не секрет, что не все из членов его семьи могли терпеть такое положение, и вскоре некоторые из его жен пожаловались ему на такую бедную жизнь, потребовав от него свою долю мирского. По этому поводу снизошел следующий аят, который настоятельно рекомендовал каждой из жен Досточтимого Пророка
остановить свой выбор на том, что дает им Аллах и Его Посланник: "О Пророк, скажи своим женам: "Если вы хотите этой жизни и ее благ, то придите: я одарю вас и отпущу с добром. А если вы жаждете [благоволения] Аллаха, Его Посланника и будущей жизни, то, воистину, Аллах уготовил тем из вас, кто творит добро, великое воздаяние" (аль-Ахзаб, 33/28-29).
С точки зрения Посланника Аллаха, зухд (аскетизм) не означал запрета мирских благ, которые Всевышний Аллах сделал дозволенными, также как не означал он бессмысленную трату имущества, он состоял в отсутствии привязанности к благам земной жизни. Он жил с верой и надеждой на то, что у Аллаха, чем в то, что в его собственных руках. Если его постигала неприятность или утрата, то воздаяние, которое он ожидал получить за это испытание, было для него дороже, чем то, что он потерял.
Дом, в котором он жил, и его быт отличались скромностью и простотой. Он не любил роскошь и излишества, броскость и пестроту. Когда его дочь Фатыма повесила в своем доме яркие шторы с рисунками, Посланник Аллаха не стал входить и ушел, объяснив это так: "не подобает нам находится в разукрашенном доме". Таким же образом он отнесся к тому, что досточтимая Аиша украсила их дом занавесями с зображениями, велев ей снять их.
Его постелью обычно служили плед или циновка, а вместо подушки он использовал набитый сухими листьями кусок кожи. По преданию от Ибн Мас'уда, когда однажды они навестили Посланника Аллаха, увидели его возлежащим на циновке, следы от которой отпечатались на его благословенном теле. На их предложение устроить для него более комфортную постель, он отвечал: "Что у меня общего с этой жизнью? Ведь я в этой жизни земной подобен страннику, который, остановившись отдохнуть под сенью дерева, встанет и продолжит свой путь".
Великие личности, воспитанные им, достигшие истинного довольства и аскетизма, праведники, получившие урок из его жизни, даже став завоевателями государств и их правителями, уже никогда не могли позволить себе больше, чем дирхем в день. Так как они знали, что тот, кто сумел укротить свои желания и страсти, ограничив себя одним дирхемом, всегда легко сможет найти время и желание на великие дела и служение другим. Ведь потребностям и желаниям человека нет конца. И если он сам не сможет ограничить их, никто не сможет сделать это для него. Именно поэтому Посланник Аллаха говорил о том, что достаточно человеку, что-бы поддерживать свое существование в этой бренной жизни: "Пристанище для ночлега, одежда, которая защитит его от холода и зноя и несколько кусков пищи, что придадут ему сил держаться на ногах". Возможно, из этого хадиса вытекает представление тасаввуфа о самом необходимом, как "один кусок пищи и одна хырка". Однако нужно понимать, что критерии, приводимые в этих хадисах для применения личностью в духовной жизни, рассчитаны на тех, кто живет обществе, знакомом с истинными ценностями Ислама. К тому же, Посланник Аллаха называет самое необходимое для существования не с точки зрения приобретения, а с точки зрения владения ими.
Посланник Аллаха был наделен такой духовной силой и превосходными качествами, таким аскетизмом, какими до него не обладал никто другой, поэтому он стал непревзойденным примером для подражания каждому.
Эти качества оставались неизменными и в первые годы его пророческой миссии, когда ему вместе с первыми мусульманами приходилось претерпевать трудности и гонения, и, когда, переселившись в Медину, он создал государство и стал призывать к вере и спасению всех, кто оказался под его руководством; эти совершенные качества помогли ему остаться у власти и быть непревзойденным и успешным лидером.