Имена и качества Пророка Мухаммада

Editor

17 мая 2010 г.

Имена и качества Пророка Мухаммада

 

Image

В результате очень тесной связи классической литературы с религиозной культурой, наряду с такими видами, связанными с Пророком Мухаммадом, как маулид (день рождения Пророка), сира (жизнеописание Пророка), хилйа (каноническое искусство, содержащее словесный портрет Пророка), мираджнамэ (рассказ о ночном путешествии Пророка на небо), хиджра ан-Наби (переселение Пророка и его последователей из Мекки в Медину), шафаатнамэ (книги о заступничестве Пророка), арбаун (сорок хадисов, охватывающие самые важные аспекты религии) существует и асма ан-Наби. По стилю оно похоже на стихи асма аль-хусна, в котором собраны имена Всемогущего Аллаха. Отражение отдельных имен любителя Аллаха и всех правоверных - Пророка Мухаммада - в произведениях прозаического или стихотворного стиля приобрело традиционный характер.

Сила его веры и особенно один из хадисов Пророка побудил поэтов подвергнуть письму асма ан-Наби. В этом хадисе указывается что, к дому того, кто пишет, читает и имеет в доме таблички с именами и качествами Пророка, не приблизится болезнь, беда, несчастье, недуги, сглаз, зависть, заговоры и колдовство, пожар и разрушение; на протяжении всего времени, пока исм шарифы (благородные имена) будут находится в доме, жителей того дома не постигнет бедность, отравление и скорбь. В результате этого хадиса хилйа аш-Шариф и асма ан-Наби на протяжении веков являются неизменным украшением в домах мусульман.

Имена Пророка, указывающиеся в Коране и хадисах вместе с именами, достоинствами, качествами и прозвищами, которые имеют место в исламской культуре послужили темой для многих прозаических произведений. Самое известное из этих произведений принадлежит перу Сулеймана Джезули. Оно включает объяснение значений двести одного имени Пророка Мухаммада и в шестнадцатом веке книга была истолкована на турецком языке ученым по имени Кара Давуд Измити. Толкование под названием Тавфик Муваккыф аль-Хайрат ли Нейл аль-Баракат фи Хидмати Манба ас-Саада, среди народа известно под более коротким названием  - Далаили Хайрат Шерхи или Кара Давут. Здесь, относительно записи известных двести одного имени Пророка существует мнение, что в некоторых произведениях отражают тысячу или две тысячи двадцать имен Пророка. Потому что, руководствуясь суждением об указе количества имен человека его благородство, из всех достоинств Пророка составили восхваляющие его имена.

Из свыше тысячи имен Пророка этого вида одна часть указывается в Коране, хадисах,  в священных книгах и в записях, появившихся до него; одна часть одинаково общая с аль-асма аль-хусна или именами других пророков, а остальные применялись исключительно для отражения личности Пророка Мухаммада в религиозной культуре и литературе. Имена Пророка можно перечислить в следующем порядке:

Image

1.Имена в Коране:  Ахмaд, Эмин, Бешир, Бурхан, Хатем, Даи, Рауф, Рахим, Расул ар-Рахме, Сирадж, Мунир, ас-Сират аль-Мустаким, Та-Ха, Йа-Син, Ха-Мим, Абд, аль-Урва аль-Вуска, Кадем ас-Сидк, Мухаммед, Муддессир, Музземмил, Мустафа, Муджтаба, ан-Наби аль-Умми, Назир, Ниметаллах, Хади.

2.Имена в других книгах и записях: в Евангелие - Ахмед, Бараклит (или Фараклит), Ханбата, Рух аль-Хак, Рух аль-Кудс, Сахиб аль-Кадиб, Сахиб ан-На'лейн; в Библии - Ахйэд, Бидбид, Дахук, Мутевеккил, Мухтар; в Забуре - Иклил, Джаббар, Хамйата, Хатхат, Каййим, Муким ас-Сунна; в сухуфах (откровения божье ниспошленным другим пророкам) - Эхунах, Табтаб, Мушеффих, Аджир, Хатем, Мазмаз, Мунхаминна.

3. Имена, указанные в хадисах: Ахмед, Ахйад, Амин, Имам аль-Муттакин, Хашир, Хабибаллах, Ракиб аль-Бурак, Расул ар-Рахма, Расул ар-Раха, Расул аль-Мелахим, Сеййид аль-Мурсалин, Сеййид аль-Валад аль-Адам, Сабик, Шафф, Шафи, Мушаффа, Сахиб аль-Хатем, Та-Ха, Захир, Акиб, Абдаллах, Каид аль-Курр аль-Мухаджджалин, Кушам, Махи, Мухаммед, Муддессир, Музземмил, Муктефи, Мукаффа, Наби ат-Тавба, Наби ар-Рахма, Наби аль-Малхама, Йа-син.

4.Общие с асма аль-хусна имена: Авваль, Ахир, Джаббар, Хаамид, Хамиид, Хак, Хабир, Рауф, Рахим, Шаахид, Шахиид, Шакур, Садик, Азиз, Азим, Афувв, Алим, Фаттах, Куддус, Кави, Зу аль-Кувва, Карим, Акрам, Мубашшир, Мубин, Махмуд, Му'мин, Мухаймин, Нур, Вали, Мавла, Хади, Йа-Син. В поэзии диван местами указывается в на это свойство.

5.Общие имена Пророка Мухаммада с другими пророками и передовыми религиозными деятелямитакие имена Пророка Мухаммада как Ахмед, Мухаммед, Акиб, Хашир, Мукаффа, Наби аль-Малхама относятся только к нему, вернее это его личные имена. Однако такие имена как, Расулаллах, Набиаллах, Абдаллах, Шахид, Мубашшир, Назир, Наби ар-Рахма и Наби ат-Тавба были присвоены и другим пророкам. Между тем имя Адама Сафиаллах, Ибрахима Халилаллах, Мусы Калималлах, Исы Рух аль-Кудс, Али Муртаза и Муджтаба, Имама Газзали Худжа аль-Ислам одновременно были именами Пророка.

6.Выражения, применяемые только к Пророку Мухаммаду: выражения, имеющие место в религиозных и литературных текстах, такие как Фахри Каинат, Фахри Адем, Мефхари Алем, Аб аль-Му'минин, Хайр аль-Мурсалин, Кани Шафаат, Махбуби Хак, Муини Бешер, Расул ас-Сакалейн, Сеййид ас-Садат, Сеййид аль-Мурселин и Султан аль-Анбийа напрямую показывают только личность Пророка. По этой причине считаем, что применяемые в нашей культуре и литературе выражения, свойственные лишь Пророку нужно принимать как личное имя и в орфографии писать с большой буквы.

7.Имена литературного характера, свойственные Пророку Мухаммаду: в литературных произведениях, особенно в касыдах в честь Пророка, для него применяли мотивы наподобие - султан, луна, солнце, море, жемчуг, роза, соловей, кипарис, луч, света и лекарь. Эти сравнения и перефразированные в теркибент, зачастую употреблялись как отдельное имя. Некоторые из них это - Махи Бурджи Фазаил, Бадри Джуда, Махи Мунир, Садри Бадри Каинат, Аинеи Эзел, Мирати Худа, Джевхери Зат, Дурреи Бейза, Дурреи Йетим, Шемси Кавнейн, Шемси Субхан, Афитаби Эвджи Дин, Неййири Азам, Сехаби Рахмат, Табиби Маризи Исйан, Манбаи Аби Хайат, Низам аль-Алемин, Рухи Азам, Сер Чешмеи Карам, Серви Бостани Дин, Шахеншахт Асфийа и Укде Гуша.

8.За исключением всех вышеперечисленных имен Пророка Мухаммада:  

имена присвоенные Пророку по причине различных времен, мест и обществ составляют собой отдельную категорию. Поэтому Пророку имя Ахмед дали до рождения, имя Мухаммад при жизни и имя Махмуд после смерти. Согласно сведениям из Ка'б аль-Ахбара Пророк Мухаммад известен под следующими именами: в вечном раю - Абд аль-Керим, в вечном аду - Абд аль-Джаббар, на языке ангелов - Абд аль-Хамид, в умах поэтов - Абд аль-Маджид, среди пророков - Абд аль-Ваххаб, среди джиннов - Абд ар-Рахим, среди дьяволов - Абд аль-Каххар, среди гор - Абд аль-Халлак, среди морей - Абд аль-Кадир, среди рыб - Абд аль-Куддус, среди насекомых - Абд аль-Мугис, среди диких животных - Абд ар-Раззак, среди хищных животных - Абд ас-Салам, среди четвероногих животных - Абд аль-Му'мин, среди птиц - Абд аль-Гаффар.

Как стало видно из всего вышеперичесленного, у Пророка Мухаммада имеются сотни религиозных и литературных имен, которые поясняют его материальное и духовное преимущество и также неизмеримо глубокую любовь Аллаха и мусульман. Наряду с прозаическими произведениями о сущности этих имен и достоинств, в нашей литературе имеются отдельные, независимые стихотворения, исключительно по этой теме. Эти стихотворения занимают место среди стихов о Пророке и включены в стиль асма ан-Наби. Но из-за наличия считанных образцов, они не очень известны.

Примерные образцы

В Мавлиде Сулеймана Челеби (812/1409) видно, что в молитвенной главе асма аль-хусна и в главе восхвалений Пророка в восьми бейтах приводятся сорок имен асма ан-Наби.

Эти бейты не являются отдельными стихами или отдельной главой и отражают типические особенности стиля асма ан-Наби:

  1. Ол Сирадж у ол Бешхир у ол Незир
    Ол Имам у ол Хумам у ол Мунир
  2. Ол Керим у ол Керхим у ол Халим
    Ол Шефи у ол Мути у ол Селим
  3. Ол мелихул ведж у ол каиби сафа
    Муртаза ву Муджтеба ву Мустафа
  4. Амир у Нахи Кариб у хем Муджиб
    Хафыз у Ваиз Шекур у хем Ракиб
  5. Хади ву Мехди ву Мухтар у Хали
    Олдур ол ким севди яратды Джелил
  6. Ол Хабиб у ол Хасхиб у ол Несиб
    Ол Муниб у ол Табиб у ол Хатиб
  7. Олдур ол ТаХа ву ЯяСин у Эмин
    Олдур ол хем Рахметен Лил Алемин
  8. Хем Мухаммаддахи Махмуд олдур ол
    Джумле махлюк ичре Максуд олдур ол.

В хилйе Халими (1014/1605), в четырнадцати бейтах, выделенных под асма ан-Наби, проходит сто шесть имен и привелегии письма и заучивания наизусть асма ан-Наби как прозу:

Эсмаи Ресулуллах Бин Назм Саллаллаху Алеухи ве Селлем

  1. Ахмед у Махмуд у Пейгамбер МухаммадМустафа
    Хакк у Даин Хамид у Мурсел Ресулун Муртаза
  2. Хатем у Хатим Халил у Нур у Султан у Сирадж
    Кашиф у Каты Етим у Мехди ву Хад у Сирадж
  3. ЯяСин у ТаХа МуземмилМаим у Мумин Такы
    Насыр у Худжджет Беян у Ваыз у Натык Наки
  4. Эввел у Ахир Азиз у Захир у Батын Керим
    Амир у сахИб Катиб у Муктасыд Таб у Рахим
  5. Касым у Акыб Мубейиз Сейид у Сабык Бешир
    Хашир у Муддессир у Мекки ву Уммхи ву Незир
  6. Шамих у Мухтар у Ахейд Хафыз у Садык Табиб
    Адил у Тахир Мутаххар хем Хатиб
  7. Эбтахи Медени Курейши Хашими Араби Насих
    Хем Мубин у Алим у Феттах у Бурхан у Фасих
  8. Ол Кариб иле Эмин у хем Басыр хем Алим
    Бил Ракыб шехр олды Гани намы Селим
  9. Ди Мутевассыт Решид олды Мубарек хем Хабиб
    Ди Шекур иле Муваххид хем Музеккирле Муджиб
  10. Бил Мушаффадур Мухаллилле Мутф олды Халим
    Хем Харис иле Рауф хем Шун Иле Келим
  11. Муджтеба иле Мухарремдур Муаххар ол Имам
    Бил Шифа иле Джевад олды Хауми Веселам
  12. Рузы махшерде шефаат истер исе хасс уам
    Джан у дилден зикр ола руз у шеб ола ишбу келам
  13. Яилахел Алемин есмаи Ахмед хаккычун
    Рахмет эйле умметине ярынки гун
  14. Джумле эсмасы иле олсун ана юз бин селам
    Табифын у ал у асхабы иле хер субх у шам.

Самым вместительным по содержанию произведением стиля асма ан-Наби является работа Хасиби Ускудари (1200/1785), под названием  Дуррат аль-асма, которая состоит из 1032 бейтов. Другим  произведением Хасиба является Нууты Небевийе Меджмуасы. Как указано выше, Хасиб указывал, что причиной создания данного произведения является один из хадисов Пророка. Таким образом, выговаривая вслух касыды в честь Пророка в асма ан-Наби, он желал заслужить его заступничество; чтоб избавиться от затруднений он решил найти убежище в Пророке. Также Хасиб пояснил, что в Делаили Хайрат разработал двести одно имя и из-за легкости в заучивании наизусть предпочел стих:

Реха-яб олмага кайд-ы кадерден Тевессул эйлеип Хайрул-Бешерден

Низам-ы халиме кылдым весиле Япышдым зейл-и джемиле

Бу дефа эйледим эсмаы тахрир Ресулун натм итдим анда такрир

Мурад итдим ки эйден назм-ы эсма Ресулуллахы булдум хайр-ы менджа

Одур сермае-и пурсуд-ы алем Одур бу уммете дадар-ы эрхам

Анын исмийле булдум дерде дерман Джеми-и мушкилатым олды асан

Худа бу назмы кылда бана тевфик

Анында эйледим мемули тахкик

Илахи назмына вир суз у тешир

Мухаббет атешин кыл дилде тешвир

Берай-ы магфирет эй килк-и салак

Ресулун исм-и пакин Идип идрак

Никаетле кылып эсмаы тадад Ола

Асар-ы фейзи дилде муздад

Тахийят у селамым эйле имла

еван-ы ракин эйле бизден ырза

Риваетдир ки бин бир исми вардыр

Хакаык эхлине ол ашикардыр

Дегул хер кимсе ол эсмая вакыф

Мегерол сырн Мевла ола кашиф

Ики юз бир язар исм-и Ресули

Делаилде Сулейман-ы Джезули

Великин назм иле олунса тадад

Сухулет узре хыфз эйлерди уббад

Гараз тазимдир шах-ы джиханы

Ситаиш эйле ол сами меканы

Гюнахын афвына олсун весиле

Анында наил ол эджри джезиле

МухаммадМустафа Махмуд у Ахмед

Олуп эсма-и паки зат-ы эмджед.


وَالَّذ۪ينَ اٰمَنُوا بِاللّٰهِ وَرُسُلِه۪ٓ اُو۬لٰٓئِكَ هُمُ الصِّدّ۪يقُونَۗ وَالشُّهَدَٓاءُ عِنْدَ رَبِّهِمْۜ لَهُمْ اَجْرُهُمْ وَنُورُهُمْۜ وَالَّذ۪ينَ كَفَرُوا وَكَذَّبُوا بِاٰيَاتِنَٓا اُو۬لٰٓئِكَ اَصْحَابُ الْجَح۪يمِ۟ ﴿19﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Уверовавшие в Аллаха и Его посланников - это правдивейшие люди. А павшие мученики находятся возле своего Господа, им уготованы их награда и их свет. А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, являются обитателями Ада.
(аль-Хадид, 57/19)