Приносить благословение и приветствие Посланнику Аллаха

Editor

17 мая 2010 г.

Приносить благословение и приветствие Посланнику Аллаха

Приносить благословение и приветствие Посланнику Аллаха и другим Его посланникам является выражением любви и уважения по отношению к ним, показателем связи с ними. Это - действие, которое может быть осуществлено в любое время и в любом месте. Всевышний Аллах предписывает это действие всем своим служателям. Об этом Он говорит и в отношении себя и ангелов. Так, в одном из айатов Корана говорится: "...Аллах и ангелы Его, поистине,  Пророку шлют свое благословленье..."1.  

Словарное значение понятия "салат (благословение, благословлять)" связано с такими его значениями, как молитва, поклонение (намаз), милость (милостивость). В некоторых глаголах, происходящих от данного слова, оно употребляется еще и в значении счастья, благоденствия, изобилия2. Потому оно может использоваться в широком спектре значений. По этой причине 56-ой айат суры аль-Ахзаб (сура 33) Ибн Аббас трактовал так: "Без сомнения Аллах и Его ангелы окружают посланников изобилием (благоденствием)".

В основе своей понятие "салат (благословение, благодеяние)" к таком смысле, как "молиться с благословением". Когда оно используется со стороны Аллаха, то означает "милость" (сострадательность), когда используется со стороны агнелов, означает "пожелать милость Аллаха"3. Когда ангелы приносят некоему лицу благословение (салат), они говорят: "Аллах мой, прости его, будь сострадательным по отношению к нему".

Кушейри относительно этого вопроса говорит: "Салат (благословение, благодеяние) Аллаха по отношению к людям заключается в проявлении к ним милости с Его стороны. По отношению к посланникам оно означает возвышение их и вознаграждение". Абуль-Алие считает, что салат Аллаха по отношению к Посланнику (Мухаммаду) находит себя в воздаянии ему хвалы перед ангелами. А салат ангелов заключается в молитве по нему4.

В итоге вырисовывается такая карина. Салат, когда от Аллаха, означает милость; от ангелов - прощение грехов, от уверовавших - просьбу о принятии молитвы Аллахом 5.

Понятие "салам" (приветствие) тоже имеет ряд общих значений. Как уже говорилось в суре (33/56), Посланнику Аллаха (Мухаммаду), наряду с высказыванием в его адрес благословения (салата), предписывается еще и приветствовать его. В словарях "салам", наряду с тем, что он является именем Аллаха (Салам), имеет и такие значения, как приветствовать (здороваться), быть без недостатков, безопасность (быть в безопасности) и мир (жить при мире, без войны)6.

Целью приведения благословения и приветствия (салата и салама) в адрес Посланника Аллаха является его возвышение и проявление уважения к нему. В мирской жизни это означает возвышение его памяти, распространение религии и стремление придать ей продолжительность и сохранить ее. В потусторонней жизни оно находит себя в том, чтобы расширить сферу его добродеяния, сделать возможной его ходатайство за общину. Так создаются условия, позволяющие Посланнику содействовать людям, а им (людям) - пользоваться его благодеянием7.

Ибнул-Араби говорит: "Благословение, которое совершается в адрес Посланника Аллаха, возвращается обратно к тому, кто совершает его. Это благословение показывает искреннюю веру (человека) в него и его цель, любовь к Посланнику, послушание и уважение к нему"8.

Молитва (благословение) в адрес Посланника Аллаха позволяет создать связь с его духом и воспользоваться его лучезарным сиянием. Речь идет о том, что тот, кто молится Посланнику, за того Пророк будет многократно произносить молитву9.

Кому приносится благословение (молитва) и приветствие?

 

Она приносится только посланникам Аллаха. Этими молитвами выражается уважение к ним, они возвышаются в глазах общества и людей. Одновременно она направляется на молитву Аллаху, благодаря которой человек находит поддержку и содействие со стороны Аллаха и получает его прощение (молитвы Аззе и Джелле и подобные).

По отношению к другим посланникам многократно употребляется выражение "Алейхис-Салам". И по отношению к исламским авторитетам у Аллаха испрашивается прощение и одобрение10. К примеру, в адрес сподвижников говорится: "пусть Аллах будет доволен им", в адрес ученых (богословов) -  "пусть будет милостивым Аллах (по отношению к нему)", для лиц из близкого окружения Аллаха  - "пусть будет чистой его тайна" и т. д.

Благословение, которое высказывал Посланник Аллаха в ответ на те, которые высказывались в его адрес, сводится, по своему смыслу, к молитве11. В связи с этим он говорил: "кто посылает мне привет (приветствует меня), в этот момент Аллах возвращает мой дух в тело и я тоже отвечаю ему приветом (приветствую его)"12. В хадисах сообщается о том, что носителями салата и салама (благословения и приветствия) к Посланнику Аллаха являются специально назначенные ангелы13. Есть еще выражение "аль" (семейство, род, община). Оно направлено в адрес лиц, получающих салат и салам вместе с Посланником. По вопросу о том, кто они (кто входит в эту категорию), существуют разные мнения.  Вместе с тем считается, что, в качестве молитвы, это выражение относится ко всем мусульманам. В качестве благодарности, похвалы оно относится к благочестивым (богобоязненным, набожным). Наконец, в части зяката оно относится к родственникам Пророка, для которых брать зякат является делом запрещенным14.   

Роль и значение салата и салама (благословения и приветствия).

Приведение салата и салама Посланнику Аллаха является одним из религиозных предписаний. В одном из своих айатов (в Коране) Всевышний Аллах говорит: "Аллах и ангелы Его, поистине, Пророку шлют свое благославленье, и вы, что Господу предались, Ему свое благословение говорите, и искренним приветсвием приветствуйте его"15 .

Существует множество хадисов о роли и значении салата и салама (благословения и приветствия). К примеру:

"Когда вы слышите, что муэдзин читает азан, вы тоже читайте как он и приводите мне салат (благословение)"16.

"Кто приведет мне один раз салат, Аллах воздаст ему десять салатов, у него сотрется десять ошибок, он возвысится на десять ступеней"17.

Из хадисов мы узнаём также о том, что благословение в адрес Посланника Аллаха (Мухаммеда) способствует его ходатайству (за человека перед Аллахом)18. Оно становится основанием для обращения ангелов к Аллаху с просьбой о прощении грехов19, а также условием избавления его тяжелых наказаний Судного дня20.

Поведение человека, который, слыша имя Посланника Аллаха, не приводит в его адрес благословения и приветствия (салата и салама), подлежит осуждению как поведение человека, совершившего нечто недоброе (нехорошее)21. В одном из хадисов говорится о нем как о жадном человеке22.

На самом деле приведение благословения и приветствия (салата и селама) является обязанностью каждого мусульманина. Кто хотя бы раз в жизни приведет его, тот считается исполнившим эту обязанность23. Если приведение благословения и приветствия при упоминании имени Пророка Мухаммада является предписанием веры24, то приведение его при каждом таком употреблении считается делом предпочтительным25.

После чтения при намазе молитвы ат-тахийат приведение благословения и приветствия в адрес Посланника Аллаха является предписанием сунны. После каждой молитвы, какая бы она ни была сама по себе, приведение благословения и приветствия является делом не только предпочтительным само по себе, но и способствует принятию молитвы26.

Слова салат и салам (благословение и приветствие) и количество.

Наряду со словами салат и салам (благословение и приветствие), в их значении, употребляются и другие слова и выражения, как это можно видеть по хадисам (сборникам хадисов)27. Одним из кратких из них является выражение "Аллахумме салли ала Мухаммедин"  (Аллах, мой! Дай Мухаммаду силы для возвышения его памяти, распространения принесенной им религии. Одари его своей добродетелью, чтобы он мог ходатайствовать за свою общину. Возвысь его...)28. Существуют сборники, в которых собраны данные  выражения или молитвы. Одной из лучших из них является книга ан-Навави "Аль-Азкар".

Среди различных благословений и приветствий (молитв) выделяется "Салли и Барик"29. Она проходит во многих сборниках хадисов. Краткий ее смысл может быть сформулирован следующим образом:

1. Аллахумме салли ала Мухаммедин...

Аллах, мой! Дай Мухаммеду силы для возвышения его памяти, распространения принесенной им религии. Одари его своей добродетелью, чтобы он мог ходатайствовать за свою общину. Возвысь его...

1.1. ...ва ала али Мухаммадин.

 ...И (приведи салат) семейству (роду) Мухаммада.

1.2. Кама саллайте ала Ибрагиме ва ала али Ибрагиме...

Подобно тому, как Ты привел салат Ибрагиму и семейству (роду) Ибрагима (подобно тому, как Ты возвысил Ибрагима и семейство (род) Ибрагима).

1.3. Иннаке хамидун меджидун.

Ты достоин самой высокой благодарности и похвалы. Ты - носитель величия и могущества.

2. Аллахумме барик ала Мухаммадин ва ала али Мухаммад...

Аллах, мой! Дай Мухаммаду и его семейству (роду) обилия, добра и одари их.

2.1. Кама баракте ала Ибрагиме ва ала али Ибрагиме.

Подобно тому, как ты умножил Ибрагиму и его семейству (роду).

2.3. Иннаке хамидун меджидун.

Ты достоин самой высокой благодарности и похвалы. Ты - носитель величия и могущества (повторяется содержание пункта 1.3. - Пер.).

В обоих этих молитвах (Салли и Барик) проходит имя пророка Ибрагима. Указывается на связь с его семейством (родом) . Это связано со значением и ролью пророка Ибрагима в истории веры. Он восстал против идолов своей общины, восстановил Каабу. Обо всем этом повествуется в Коране. Это и служит основой параллели между этими посланниками - Ибрагимом и Мухаммадом, что, в свою очередь, находит отражение и в приводимых молитвах30.

وَالَّذ۪ينَ اٰمَنُوا بِاللّٰهِ وَرُسُلِه۪ٓ اُو۬لٰٓئِكَ هُمُ الصِّدّ۪يقُونَۗ وَالشُّهَدَٓاءُ عِنْدَ رَبِّهِمْۜ لَهُمْ اَجْرُهُمْ وَنُورُهُمْۜ وَالَّذ۪ينَ كَفَرُوا وَكَذَّبُوا بِاٰيَاتِنَٓا اُو۬لٰٓئِكَ اَصْحَابُ الْجَح۪يمِ۟ ﴿19﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Уверовавшие в Аллаха и Его посланников - это правдивейшие люди. А павшие мученики находятся возле своего Господа, им уготованы их награда и их свет. А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, являются обитателями Ада.
(аль-Хадид, 57/19)