Несомненно, вещи возникли из слов: Я был Тайным Сокровищем
Ибо океан Любви привел в движение волны любви
Азиз Махмуд Худайи
Суфийское учение гласит, что до телесного воплощения Пророка Мухаммада его представителями в этом мире были пророки. Это представительство и является воплощением "Мухаммадовой истины" (Хакикат-и Мухаммадийа). Ибо когда у Пророка спрашивали: "Когда вы стали пророком?", Он отвечал: "Когда Адам был между водой и глиной, иными словами, я был пророком еще до его сотворения". Другим понятием суфийского учения, символизирующим Мухаммадову Истину, которая включает в себя каждого пророка от первого пророка Адама до Пророка Мухаммада, является понятие "Мухаммадова Света" (Нур-и Мухаммадий). Известно, что в Священном Коране (аль-Ахзаб, 33/46) Пророк упоминается как "лучезарный светоч" (сираджан мунира). Другой айат сообщает нам, что наш Пророк является "светом, идущим от Аллаха" (аль-Маида, 5/15). Комментаторы Корана также трактуют данный айат в качестве указания на Пророка. Тем более, что наиболее часто используемым эпитетом Пророка Ислама является имя "Нуру-л-Худа" (Свет божественного наставления).
Бурсави также придерживается взгляда, согласно которому наш Пророк в Священном Коране преподносится в качестве "лучезарного светоча". В упомянутом айате Посланник Аллаха сравнивается со светильником. Известно, что при отсутствии света, невозможно добраться до желаемого места в темноте. Также и Благородный Посланник: не будь он светильником бытия, то все сотворенные создания остались бы во тьме несуществования, не будучи способными найти путь к свету бытия, и не могли бы направиться по пути изобилия и благополучия к обители, в коей пребывает источник.
Очевидно, что для исламских ученых данный свет не является просто символом, но и исполнен более глубокого смысла. Согласно преданиям, создавая Адама, Всевышний Аллах поместил на его челе свет Пророка Мухаммада, в виде безупречно белой жемчужины, которая днем сияла как солнце, а ночью - как полная луна. Этот свет на челе пророка Адама, перешел к нашей праматери Еве, когда она забеременела, а затем перешел к пророку Шису. Таким образом, этот свет, пройдя через сто человек, то есть через пятьдесят мужчин и пятьдесят женщин, в конце концов, дошел до отца и матери Пророка Мухаммада, которые стали последней получившей его парой. Ибн Исхак (ум. 150/767) повествует о некой женщине, которая пыталась совратить отца Пророка Абдуллаха сразу же после его женитьбы на матери Пророка Амине. Однако когда Абдуллах увидел ту женщину на следующий день после начала семейной жизни, когда уже был зачат наш Пророк, та отвернулась от него. На его вопрос о причине такого поведения она ответила: "Свет, который я видела на вас вчера, сегодня покинул вас". Согласно Ибн Исхаку, эта женщина увидела между глаз Абдуллаха белый сверкающий знак, который исчез оттуда, когда был зачат Пророк. Женщины-героини этой истории в исторических книгах упоминаются под разными именами. Ибн Исхак утверждает, что эта женщина была сестрой Вараки б. Науфаля. Она была предупреждена своим братом о том, что в ближайшем будущем должен прийти новый пророк. Естественно, что явление, которое та женщина узрела на лице Абдуллаха, был светом пророчества, который он носил на себе. Эта история упоминалась также историками последующих времен.
Об этом, передаваемом в наследство от предков, свете сообщается и то, что предки Пророка Мухаммада получали весть о пришествии Пророка, видя в своих снах свет или же источающие свет деревья. Одна из подобных история связана с Абдулмуталлибом:
Рассказывается, что однажды дядя Посланника Аллаха Абдулмуталлиб внезапно пробудился ото сна. Благославенный Аббас говорит об этом: "Тогда я был ребенком, который только начал понимать сказанное. Я увязался за Абдулмуталлибом. Он сказал курайшитским жрецам такие слова:
"Во сне я видел, как из моей спины вышла серебряная цепь. У нее было четыре конца. Один конец был обращен к востоку, другой - к западу, еще один к бездне небес, а четвертый - к глубинам земли. Когда я взглянул на ту цепь, она превратилась в лучезарное зеленое дерево. И пока я стоял так, ко мне подошли два старца. Я спросил одного из них:
- Кто вы?
- Я пророк Господина миров Нух, - ответил он.
- Хорошо. А вы кто? Спросил я другого старца. Тот ответил: "Я пророк Господина миров Ибрахим".
А потом я проснулся.
Курайшиты жрецы сказали:
"Если ты и вправду видел такой сон, то он означает, что из твоего рода выйдет пророк, в которого уверуют земля и небеса. Поскольку звенья той цепи были связаны друг с другом, это указывает на то, что у того пророка будет много последователей и помощников и что они будут сильны. Превращение цепи в древо означает, что принесенная этим пророком религия будет вечной, и что он обретет высшую славу и почет". В день битвы при Хунайне Пророк намекнул на этот сон Абдулмуталлиба, сказав такие слова: "Нет сомнения в том, что я - Пророк. Ведь я - потомок Абдулмуталлиба".
Сам Пророк однажды поведал о сне, который видела его мама: "Когда Адам был только глиной, я уже был вписан пред Аллахом как "Печать пророков". Сейчас я расскажу вам о первых знамениях моего прихода: это молитва моего отца Ибрахима, великолепие Исы и сон, который видела моя мама, когда вынашивала меня. В том сне мама видела, как из нее вышел свет и озарил дворцы Дамаска".
Сахль б. Абдуллах Тустари (ум. 283/986) является первым суфием, который затронул тему Мухаммадова света в суфийской литературе. Тустари выдвинул идею о том, что, прежде всего Аллах сотворил из собственного света Пророка Мухаммада, подчеркивая тем самым, что бытие Мухаммада предшествовало бытию вселенной. В комментарии к 30-му айату суры аль-Бакара он писал: "До сотворения Адама, Всевышний Аллах заявил ангелам: "Я воздвигну на земле наместника" и создал Адама из глины своего достоинства, а Мухаммада - из своего света".
Абдулкадир Джайлани так комментриует "Айат света" применительно к Пророку: Тело Пророка является вместилищем его духа. В этом вместилище имеется светильник для света откровения. Распространение ниспосланного ему откровения представляет собой своего рода лампу или стекло над светом. Когда свет пророчества достигает стекла лампы, утвержденной в его сердце, получается свет над светом.
Йунус Эмре в тринадцатом веке воплотил идею о предсуществовании вселенной Мухаммадова света в таких стихотворных строках:
Он создал Мухаммада за семьдесят тысяч лет до всего прочего.
Сама истина полюбила его, приняв за звезду.
Та звезда была там же, где была душа Адама,
Или же в именах еще не названных пророков.
Ученые не ведают сего, этого заурядный не постигнет ум,
Дар был открыт Йунусу от Господа нашего,
Земля и небо были созданы, чтобы дружить с Мухаммадом,
Свидетельствуя, что до него не было ни земли, ни неба.
Суфии указывают на два способа сотворения. Первый, когда какая-нибудь вещь создается непосредственно. Единственной вещью, которая была создана таким образом, является истина Пророка Ислама. Выражение "Аллах, создающий из ничего" подразумевает именно такой способ сотворения. Что касается другого способа творения, то он заключается в сотворении посредством чего-либо или создание из другой вещи. Создание в этом смысле означает сотворение феноменов, находящихся вне истины Пророка. Таким образом, тождественность истины Пророка, выступающей как первоистина, другим истинам или ее посредничество между Абсолютным Бытием не является уже воплотившимся в жизнь фактом. Истина Пророка, будучи самой первой истиной в исходящей от Единого манифестации, в то же время является тем, что сближает самую первую божественную манифестацию с другими истинами. Именно из этой особенности вытекает представление Ибн Араби, который узрел в истине нашего Пророка манифестацию уникальности. Об этом явлении Ибн Араби говорит следующее: "Пророк Мухаммад является самым совершенным среди людей созданием. По этой причине дело (сотворение или акт возникновения) было закончено им, подобно тому, как оно было начато с него".
Ибн Араби говорит, что благодаря существованию истины пророка, он жил как руководящее, властвующее создание, являвшееся образцом для подражания. Аллах, отсрочив воплощение его тела, создал вместо него представителей. Первым представителем и наместником был Адам. Позднее, когда человечество стало плодиться и множиться, вплоть до воплощения пречистого тела Пророка Мухаммада Аллах повсеместно и во все времена и эпохи создавал наместников. Телесное же воплощение Пророка Мухаммада было подобно восходу сияющего солнца. Отныне все источники света слились с ярким светом, который он излучал, все предписания растворились в сени принесенных им установлений и все шариаты покорно склонились перед ним. Так во всей мощи проявилось его, ранее утаивавшееся, господство. Следовательно, Последний Пророк является тем, кому были ведомы как первое и последнее, так и все явное и тайное.
Пророк Мухаммад - это носитель значений всех имен, ибо ему был дано имя Джавами' ал-Калим (Объемлющий все имена). Понятие "Аллах" является целокупностью этой степени, так и всех врожденных дарований и способностей. Об этом говорится также как о "Сени Аллаха" или "Первотени". Ибо в божественной несравненности отражением Аллаха является Инсан-и камил (Совершенный человек).
Досточтимый Мавлана, признавая Его сотворение наравне с любовью, в своем произведении "Маснави" приводит хадис кудси "Если бы не ты, то Я не создал бы небеса", толкуя его в единстве с любовью:
Любовь заставляет кипеть море, словно это обычный горшок. Любовь превращает горы в песок.
Любовь раскалывает небеса, открывая сотни трещин. Любовь сотрясает землю без видимых причин.
Безусловная и чистая любовь была спутницей Пророка Мухаммада. Любя, Господь сказал ему: "Если бы не ты...". Создание его было вызвано одной лишь любовью. Поэтому Господь избрал его из среды пророков.
Он спросил: "Разве Я создал бы небеса, не будь у тебя связи с любовью, и не будь в тебе любви?"
Для того чтобы ты осознал величие любви, я вознес твою судьбу выше небес.
Желая, чтобы ты почувствовал аромат состояния влюбленных, я совершенно унизил землю, бросив ее под ноги. Подобно тому, как преображается от любви бедняк, я в назидание украсил землю зеленью и свежестью. Даже горы, которые недвижно стоят на это земле, рассказывают тебе о силе своей любви к тебе.
Абдурахман Джами в стихотворной форме поведал о том, каким образом Свет Пророка Мухаммада оставался источником жизни для пророков, начиная с пророка Адама и кончая пророком Исой.
Его свет появился на челе Адама,
Поэтому ангелы склонились в поклоне.
Нух, в бедствиях Потопа скитаясь,
От света сего обрел помощь в своем ковчеге,
Аромат его благодати достиг Ибрахима, и
На дровах костра Нимрода расцвели его цветы.
Перед ним сам Йусуф во дворце мудрости
Был всего лишь рабом ценой в семнадцать дирхем.
Его лик развеял горячность Мусы,
Его губы научили Ису воскрешать мертвых.
Всевышний Аллах в айате "Аллах - свет небес и земли" (ан-Нур, 24/35) назвал себя "Светом". Ибо небеса и земля ранее пребывали во тьме небытия. Всевышний Аллах проявил их, даровав им бытие. Посланника Аллаха Он также назвал "Светом". Ибо первым светом, созданным Господом Истины сиянием своего могущества и светом, выведенным Им из тьмы, был свет Пророка Мухаммада. Позднее из света Своего Посланника Он сотворил вместе со вселенной и то, что ее наполняет, творя все одно от другого. Поскольку все создания возникли из Его света, Он назвал его "Светом".
В "Мактубат" имама Раббани (ум. 1034/1624), сказавшего: "Суть какой-либо вещи и есть истина той вещи", имеются важные данные, связанные с Мухаммадовой истиной. В первую очередь, в 44-м письме "Мактубат" он проводит мысль о том, что Пророк Мухаммад является причиной сотворения мира: "Если не было бы нашего Пророка, Аллах не создавал бы мир и не проявил бы себя как Господа. Он был пророком еще тогда, когда Адам пребывал между водой и землей".
Если Он - руководитель в делах человека,
Такого человека уже не свяжут путы греха.
По мнению Раббани, любовь предшествует существованию, а Мухаммадова Истина есть средоточие этой любви: Мухаммадова Истина является истиной всех истин, воплощенным в любви началом всего явного и основой сотворения всех созданий. Эта воплощенная любовь упоминается даже в одном из хадисов кудси: "Я был тайным сокровищем, и, возжелав быть познанным, сотворил все создания, дабы знали Меня". Итак, первым феноменом, вышедшим на арену явленного из этого тайного сокровища, стала любовь, являющаяся причиной создания всего тварного. Если бы не было той любви, то врата творения не отворились бы, мироздание пребывало бы в небытии. В этом и заключается секрет хадиса "не будь Тебя, Я не создал бы небеса и не проявил бы Своего господства".
Пророк Ислама рассказал о том, что он является последним пророком такими словами: "Положение предыдущих пророков и меня можно показать на следующем примере: Некто строит красивое здание, украшает и благоустраивает его. Но в углу строения не достает одного единственного кирпича. Люди прогуливаются по зданию, восхищаясь им. Но замечают: "Уложить бы ему один кирпич вот сюда, и закончить дело". Вот и я подобен кирпичу, завершающему то совершенное здание".
Суфийское учение признало за выражением "Печать пророков" единство двух разных прочтений, а именно: Пророк Мухаммад является последним пророком и человеком, который завершил линию пророческих миссий. У него спросили: что значит для человека конец? Он ответил: возвращение человека к тому, с чего он начинал!
В учении Ибн Араби о бытии важное место занимают взаимоотношения между началом и тем, что следует после него. В теории о цикличном бытии начало проявляется конце, а последующее смыкается с началом... Последний Пророк является первым созданием. То, что он с онтологической точки зрения является началом, а с исторической точки зрения - последним пророком гармонично согласуется с тем, что с точки зрения человеческого бытия и истины он является первым, но с позиции его проявления во вселенной он является последним творением.
Печати, оставшиеся от пророков, были упразднены из почтения к религии Ахмада. Имелись неоткрытые замки; они были отомкнуты дланью "Иннá фатахнá". Он - заступник в этом мире и в последующем. В этом мире он приводит человека к религии, а в Грядущем - в райские сады. В этом мире он взывает: "Покажи им Путь"; а в Грядущем мире говорит: "Покажи им Свой светлый лик". Его тайная и явная работа всегда означает мольбу: "О, мой Господь, укажи Прямой путь моему народу, ибо не ведают они". Его дыханием открыты врата обоих миров и мольбы его принимаются в обоих мирах. Подобного ему не было и не будет. Поэтому он является последним пророком. Когда ты видишь мастера, который достиг предельного совершенства в своем ремесле, не говоришь ли ты: "На тебе закончилось сие ремесло?"
О, Пророк! Ты упраздняешь печати, отворяешь запертые двери, ты - Печать, это дело завершено тобою и на тебе. В мире пожертвовавших своими душами ты являешься Печатью печатей.
Одним словом, указания Пророка Мухаммада, касающиеся упразднения печатей и открытия дверей представляют собой абсолютную ясность в ясности, ясность в ясности, ясность в ясности.
И еще Мавлана в своем "Маснави" так говорит об обещаниях Аллаха, которые Он дал Последнему Пророку:
Любезность Господа проявилась в обещаниях, данных им Мустафе: "Даже если ты умрешь, сия религия и эта вера не умрут. Я возвышу твою книгу и чудо, я стану преградой тому, кто возьмется удалить что-то из Корана или что-либо прибавить к нему. Я буду охранять тебя в обоих мирах". Я покину тех, кто хулит твои слова и ввергну их в позор и унижение... Не ищи себе защитника, кроме Меня! Я буду усиливать твое сияние с каждым днем, Я сделаю так, что твое имя будут чеканить на золоте и серебре. Я сделаю так, что для тебя будут возводить минбары и михрабы. Я так тебя люблю, что твоя печаль - это моя печаль. Сейчас твое имя произносят шепотом, ибо боятся, они прячутся, чтобы совершить намазы. Опасаясь проклятых неверных, твоя религия укрывается в пещерах...
Весь мир я заполню минаретами, твои рабы будут завоевывать города, обретут положение. Твоя религия распространится повсеместно от земли и до неба. Твой Коран похож на посох Мусы - он подобно дракону поглотит всех неверующих. Ты будешь спать под землей, однако, то чистейшее слово подобно жезлу уведомляет обо всех вещах. Руки тех, кто замышляет недоброе, не смогут прикоснуться к тому жезлу. Спи, о падишах, спи... Да будет благословен твой сон!
На "пророчество, установившее шариат", которое завершилось со смертью Пророка Мухаммада, была наложена финальная печать, означавшая достижение им конца. Подобно тому, как Мухаммадова истина посредством предыдущих пророков освещала путь истории до прихода нашего Пророка, она и после его кончины будет продолжена его духовными наследниками. Не это ли, по существу, и есть воплощение выражения "Великие мужи этой уммы подобны пророкам предыдущих общин"?
В завершении благославенный Худайи говорит следующее:
Мухаммад - это капитал счастья этого и Грядущего миров
Мухаммад - это цель сотворения Адама
И насколько бы раньше не пришел Адам,
На самом деле Мухаммад является первопроходцем и вождем.
И хоть пророчество - это высочайший пост, Худайи,
Все же Мухаммад - друг Творца
И Печать Пророков.