Воззрения Мавланы о Пророке Мухаммаде и сунне

Editor

13 декабря 2010 г.

Воззрения Мавланы  о Пророке Мухаммаде и сунне

Мавлана{overlib linktext="1" text="Мавлана: эпитет Джалаладдина Руми, основателя ордена Мавлави. Происходит от "мавла". Имеет ряд значений (владелец, господь, опекун, доверенное лицо и др.)." title=""}, взявший себе за образец личность Посланника Аллаха Мухаммада и его мораль, в своей творческой деятельности был направлен на поиск путей, ведущих к достоинству и добродетели. В своих произведениях, в особенности в "Мaснaви", Мавлана указывает на мудрость Творца, связанную с посланием им людям своего Посланника. В этом следует видеть целый ряд и других важных особенностей. В этой связи Мавлана уподобляет земную жизнь волшебному сундуку, из которого избавляют (спасают) людей посланники Аллаха. Он говорит так: "Кто еще другой, кроме пророков, посланников шариата, может спасти (вызволить) людей из волшебного сундука?!"{overlib linktext="2" text="Маснави, 1, 477." title=""}. Он продолжает так: "Посланники пришли для того, чтобы направить людей к Аллаху"{overlib linktext="3" text="Маснави, 1, 477." title=""}. В течение всей своей жизни посланники старались для того, чтобы привести людей к вере Аллаха, подчеркивая ее необходимость и важность. Они характеризовали черты и признаки Аллаха (по тому, как Аллах сам представлял себя в своем Слове, обращенным к людям, передаваемым им через своих посланников), рассказывали о том, как следует служить и поклоняться ему, а также о том, как заслужить его благодарность, воздаяние и вознаграждение, какими путями и средствами при этом следует действовать, как этого можно добиться. С этой целью они переносили все трудности. Это было их основной задачей - передать Слово Аллаха людям, разъяснить его в соответствии с ним же самим, то есть не привнося в него ничего от себя, быть примером для людей. "Если бы каждый человек мог бы (сам по себе) достичь добродетели и благодеяния, ниспосылаемого Аллахом, разве послал бы Он столько (своих) посланников?!"{overlib linktext="4" text="Маснави, IV, 463." title=""}. Потому сам факт посылания посланников следует понимать как выражение его милости и добродетели по отношению к людям{overlib linktext="5" text="Дилавер Гюрер, “Термин пророчества и пророки в Маснави”, стр. 104." title=""}. Еще одна особенность в послании посланников к людям со стороны Аллаха заключается в том, что если бы не было их, люди стали бы измышлять веру по своим представлениям. Это стало бы основанием (причиной) их поведения и морали. Вопрос состоит теперь в том, насколько все это отвечает требованиям Аллаха к человеку. И можно ли на этой почве заслужить поддержку и содействие Аллаха?.. Мавлана отвечает на этот вопрос отрицательно{overlib linktext="6" text="Дилавер Гюрер, “Термин пророчества и пророки в Маснави”, стр. 104." title=""}. В дополнение к этому Мавлана говорит о том, что, каким бы ни был человек в своих знаниях, в вопросах религии он нуждается в наставнике (руководителе). А если его нет, то, действуя в соответствии со своими представлениями, он впадает в игру и забаву. А то обстоятельство, что посланники выбираются из членов того же общества, к которому они посылаются, связано с их возможностью активного воздействия на жизнь людей, из которых они происходят сами и которых они хорошо знают. Мавлана подчеркивает и неординарный характер личности посланников{overlib linktext="7" text="Дилавер Гюрер, там же, стр. 104-105 (в сокр. виде). " title=""}.

  Наряду с этим Мавлана подчеркивает внутреннюю предрасположенность посланников к праву и справедливости, их терпимость, высокий уровень их нравственности, борьбу за идеалы веры. Важным моментом является и признание всех, без исключения  посланников Аллаха, их одинаково высокой роли перед Аллахом{overlib linktext="8" text="Об этом Аллах неоднократно говорит в Коране. Одним из условий, которые предъявляет Аллаха к человеку в вере, как раз и является условие признания им, как верующим, всех посланников Аллаха и всех его Книг. К примеру, Аллах говорит так: “Они верят в то, что ниспослано тебе и ниспослано до тебя. И вера их в Судный день непререкаема” (2/4) (Пер.)." title=""}. В той или иной форме он говорит, практически, о каждом из них в своих произведениях. Так, особенно часто упоминаются имена таких пророков, как Адам, Муса (Моисей), Сулейман (Соломон), Йусуф (Иосиф), Ибрагим, Иса (Иисус) и Пророк Мухаммад.  

В рассуждениях о Пророке Мухаммаде Мавлана основывается на Коране, хадисах, исторических фактах и событиях, общественном мнении. Он пользуется также поэтической образностью в его характеристике. Всё это создает убедительный портрет Пророка, чудом которого является Священный Коран{overlib linktext="9" text="Ибрагим Эмироглу, “Любовь и привязанность Мавланы к Пророку Мухаммаду”, Вопросы философии Ислама (доклады на симпозиуме, прошедшем 8-9 ноября 2002' года), Aнкара, 2003, стр. 273." title=""}.

Мавлана говорит о том, что Пророк Мухаммад является Посланником Аллаха, посланным им ко всем людям. Одновременно он является и последним Его посланником. Он выступает с позиций всецело преданного Посланнику верующего и человека{overlib linktext="10" text="Афлаки Ахмет, Mанакибуль арифин, пер. Taхсин Йaзыджи, Стамбул, 1995)." title=""}. Это мы видим и по его жизни. Ее большая часть прошла в поклонении Аллаху и размышлениях о вере, в высказывании благодарности Аллаху и пожеланий от него благословений и приветствий его Посланнику - Мухаммаду.    


Поклонение и признание Пророка Мухаммада.

Мавлана характеризует Пророка Мухаммада как любимого падишаха, к которому относятся с благодарностью и уважением. А те из людей, которые принадлежат его общине (то есть являются мусульманами) и являются воинами его армии, должны быть преданы ему и быть в согласии с ним (следовать его слову и приказам){overlib linktext="11" text="Mавлана Джалалладдин Руми, Диван-ы Kебир, пер. и под. Абдулбаки Голпынарлы, 1992, V, 297, б. 3536" title=""}. Согласно Мавлане, Посланник является тем лицом, послушание (повиновение, покорность) которому предписаны самим Аллахом. Наряду с этим Мавлана осуждает тех, которые не принимают Посланника Аллаха Мухаммада, сомневаются в том, чтобы свидетельствовать о нем и следовать по его пути. Он призывает их на путь истины{overlib linktext="12" text="Mаснави, I, 18, б. 225, 227-228; И. Эмироглу, Привязанность и любовь Мавланы к Пророку Мухаммаду, стр. 276-277.  " title=""}.

Необходимость следовать пути Пророка Мухаммада.

Поскольку Посланик Аллаха является примерной личностью для мусульман, следовать его пути и действовать так, как действовал он, является необходимостью (речь идет о практике мусульман, опирающейся на практику Посланника, которая запечатлена в истории в форме хадисов, зафиксированных письменно). Хадисы, описывающие практику Пророка, фиксируют события и действия Посланника Аллаха по всему спектру вопросов (тем), встречающихся в жизни. Одновременно хадисы является системой знаний, опираясь на которую мусульмане могут получить ответы на свои вопросы в полном соответствии с требованиями Аллаха и условиями Корана. Так, хадисы включают в себя решения Пророка по таким вопросам, как вера (религия), мир и аль-ахира (Судный день или День воскресения и будущая жизнь), торговля, аренда, ссуда (кредит), процент, дарение (безвозмездная передача), брак, развод и др. То есть опять же можно подчеркнуть, что следование Пророку в той форме, в какой об этом говорят хадисы, возвращает людей на путь Аллаха и направляет их в соответствии с теми предписаниями, которых Он требует от них в Коране. В этом смысле лучшего примера следовани Аллаху и его Слову - Корану, просто не существует. Пророк Мухаммад претворял в жизнь Слово Аллаха в точном соответствии с его предписаниями. Потому следование ему, его практике, может стать гарантией того, что и люди, идущие вслед за ним, тоже  останутся на тех путях, к которым их призывает Аллах. В этом и заключается, пожалуй, основной смысл хадисов и необходимость следования им.

Как уже отмечалось, Мавлана защищает позицию следования Пророку Мухаммаду. Он подчеркивает, что Пророк освободил людей от поклонения идолам, которых они принимали за богов и поклонялись. Этим они впадали в непростительное заблуждение - ширк, который не прощаентся Аллахом (если человек не раскается вовремя). Так освобождение от идолов стало освобождекнием и от ширка - поклонения богам за пределами Единого Бога Аллаха. Оно помогло избежать наказания огнем ада, как это обещает наказать человека Аллах за ширк. Пророк освободил людей из тьмы невежества и указал им на истинную веру, ниспослаланную в Коране Аллахом. С Кораном пришло действительное знание, утвердилась правда в жизни. И отношения между людьми встали на объективную почву, связанную с утверждением в обществе права и справедливости. Посланник призывал людей к добрым и братским отношениям, терпимости (толерантности) и миру, что в последующем, добавим от себя, стало лозунгом борьбы за исторический прогресс. Мавлана отмечает эти моменты как историческую заслугу Пророка Мухаммада{overlib linktext="13" text="Mаснави, H, 29, б. 366-368." title=""}.

Поскольку в следовании Посланнику Аллаха человек остается на Его (Аллаха) пути, постольку и вера в Аллаха обретается им именно на этом пути. На этом же пути он вознаграждается Аллахом и удостаивается его милости. В противном случае он сходит с пути и Аллах лишает его своей поддержки, а еще и наказывает его. Из земной жизни это наказание переходит в будущую жизнь... Имея это в виду, Пророк Мухаммад говорит так (в одном из хадисов): "Я - как судно в буре времени. Мы и сподвижники подобны судну Нуха. Кто протянет руку к этому судну, кто ступит на него, - вот они и есть те, которые спасутся". Мавлана, рассказывая этот хадис, еще раз подчеркивает необходимость следования Пророку. В данном следовании и этой связи с Посланником кроется главное. Это та нить, которая связывает человека с Аллахом и ведет его по пути истины и добродетели. На этом пути Аллах дает человеку все то, что полностью соответствует его усилиям. И земная жизнь человека, и его будущая жизнь строится по этой мере... Напоминая об этом, Мавлана еще раз акцентирует внимание на том главном, что все благое достигается человеком на пути Аллаха, к которому призывал людей Пророк Мухаммад, который он непосредственно практиковал и следование которому сегодня и в будущем может стать основой жизни по Корану, гарантирующего человеку содействие и милость Аллаха...

В отношениях между людьми уважение и преданность, признательность и поклонение за личные заслуги перед людьми и обществом переходят в такое высокое чувство, как любовь. В этом смысле перед Посланником Аллаха преклоняются все мусульмане. Они искренне благодарны ему за подвижнические усилия, приведшие людей к избавлению от многочисленных пороков докоранической жизни. Подбное отношение к Пророку мусульмане характеризуют как любовь к нему... На этот момент обращает внимание и Мавлана. Чтобы следовать по его пути и возвыситься до его высот, безусловно, требуется любовь к нему{overlib linktext="14" text="Диван, IV, 278, б. 2681." title=""}. Но как доказать ее? Словами или утверждениями (уверениями) этого не доказать. Требуются не слова, а дела. А таким "делом" как раз и является следование Пророку в полном соответствии с его практикой. Это значит, что как он действовал в данной ситуации, так должны действовать и мы. Он говорит об этом со всей настойчивостью{overlib linktext="15" text="Диван, Т. VII. стр. 31, б. 419-420; стр. 509* б. 6685; Т. V, стр. 270. б. 3159; И. Эмироглу, т.ж., стр. 276-277." title=""}... Подобно тому, как об этом говорили и другие исламские мыслители до Мавланы, и он со своей стороны присоединяется к ним, развивая мысль о величии личности и практики Пророка и необходимости следования ему как важнейшем условии преданности вере, ниспосланной мусульманам Аллахом в Коране. И здесь опять же подчеркивается необходимость рассматривать его как пример личности, соответствовать ему в своих действиях (по слову и делу), следовать его пути, исполнять его предписания. Одновременно Мавлана отмечает, что это является и заботой каждого отдельного человека вплоть до самого Судного дня (до скончания мира) и не зависит от того, видел ли он Пророка непосредственно или нет. Иначе, это является заботой всего человечества...

 Мавлана не перестает упоминать Пророка Мухаммада и восхищаться им{overlib linktext="16" text="Эфлаки (Eflâki). Ariflerin Menkıbeleri, 1,580." title=""}. Когда он начинает говорить о нем, его метод рассуждения становится глубокоуважительным и тонким. Как и в жизни, и в своих рассуждениях о Пророке, он всегда был полон глубокого уважения и любви к нему{overlib linktext="17" text="Mавлана Джалладдин ар-Руми, Рубаи, пер. Нури Генчосман, Стамбул, 1974.,Т. I. 76, Рубаи: 364; Письмо, стр. 111. Письмо: LXXIÎI; стр. 55. " title=""}... В силу своих многих качеств Пророк Мухаммад был привлекательным для людей. Имея в виду эту его человеческую особенность, Мавлана удивляется тому, как можно не радоваться встрече с Пророком, не испытывать счастья от общения с ним. В адрес таких людей он сочинил следующие строки (приводится подстрочник):

"Пусть останется под килимом {overlib linktext="18" text="Килим: безворсый ковер, палас (Пер.).  " title=""} голова человека,

Который не испытывает радость при виде тебя.

Пусть закружится эта голова!" {overlib linktext="19" text="Mеджалис, стр. 64-65, Mеджалис; İÜ." title=""}...

Для того, кто и в самом деле понимает Посланника Аллаха и следует ему, есть вознагражение и благодать (как об этом уже говорилось выше){overlib linktext="20" text="Mаснави, IV, 307, б. 3443-3444." title=""}. В то же время Мавлана констатирует и такой факт, что в некоторых случаях Пророка понимают неверно{overlib linktext="21" text="Mаснави, I, 315, б. 3957-3959." title=""}. Чтобы избежать ошибок в этом отношении и воспринимать Пророка объективно Мавлана рекомендует удалиться от невежества, оставить предосудительное предварительное условие (мнение), гордость (высокомерие), гнев, ложное осуждение {overlib linktext="22" text="Диван, I, 3; И. Эмироглу, т.ж., стр. 274-275,276. " title=""}.

Мавлана говорит о том, что Пророк Мухаммад является великим Посланником перед Аллахом. Скольких людей создал Аллах из земли! А посланником для людей избрал (из общества арабов) одного лишь Мухаммада!.. Его молитва принимается в обоих мира (в этом и будущем). Его имя является священным и благословенным. Те, кто говорят о нем с иронией или не придают ему значения, будут наказаны. Они останутся в потери и печали. Он и по виду своему, и по поведению (образу жизни, характеру, нраву) является лучшим из людей.


Пророк Мухаммад был послан к людям с миссией от Аллаха. Основной задачей этой миссии было дать людям знание о праведном и истинном, справедливом и прекрасном.  Но миссия не ограничивалась одними лишь познавательными целями. Знание требовалось внедрить в жизнь, практику. И это тоже возлагалось на Пророка.

Источником знания для Пророка Мухаммада служило непосредственно Слово Аллаха, ниспосылаемое ему через ангела Джабраила. Это знание было переписано в виде Книги, которая и есть Коран. Он является основным источником ислама.

Практика, основанная на Коране, была связана непосредственно с деятельностью Пророка Мухаммада, который практиковал Коран в жизни общества в качестве основного правила и предписания. Эта практика и действия Пророка, а также его образ жизни и события, связанные с ним, будучи собраны людьми, составили сунну Пророка или хадисы (книгу хадисов). Она также признается за источник веры у мусульман {overlib linktext="23" text="Основная проблема в вопросе с хадисами заключается в установлении их принадлежности Пророку Мухаммаду. В этом вопросе наука нашла объективные критерии. И тем не менее ряд хадисов все еще остается проблемными в плане достоверности (Пер.).  " title=""}. Связь между Кораном и сунной (хадисами) и всей верой, характеризуемой как ислам, находит в подчиненности их всех Корану. Что касается хадисов непосредственно, то они восходят к Корану и конкретизируют его положения применительно к конкретным явлениям и событиям.

По этой причине и Мавлана, как и предыдущие исламские мыслители, придает большое значение Пророку Мухаммаду, его личности и сунне. Сунна использовалась им как при решении вопросов теории, так и во всех практических случаях.  

Практика Пророка Мухаммада, действовавшего в полном согласии с предписаниями Корана, служит источником и для суфизма (тасаввуфа){overlib linktext="24" text="Тасаввуф (суфизм) использует оба источника ислама - и Коран, и сунну (хадисы). Это, со своей стороны, значит, что к нему могут быть приложены и все остальные айаты Корана и хадисы. То есть речь идет не только об избранных айатах и хадисах, но и о всех их в целом, всей их системе. Это условие является важным и обязательным, когда какое-либо учение стремится использовать Коран и хадисы в качестве своих источников. Понятно, что суфизм не составляет в этом плане исключения (Пер.)." title=""}. Согласно представителям суфизма, основу суфической (иррационально-мистической) жизни составляет духовная и аскетическая (отшельническая) жизнь Пророка{overlib linktext="25" text="У Пророка Мухаммада после того, как он стал получать вахй от Аллаха, не был периода, когда бы его можно было бы характеризовать как "аскетический (отшельнический)", то есть понимать в смысле  "бездеятельного" и "отрешенного тот жизни" периода. Его жизнь была исключительно плотной, заполненной до пределов... Но до вахйа Пророк Мухаммад часто уединялся в пещере на горе Хира. Были и некоторые другие проявления аскетизма. Но в этот раз они были обусловлены требованиями веры. Все это и принимается во внимание в суфизме (Пер.)." title=""}. Этот подход мы находим и у Мавланы, а также последующих авторов и мыслителей. Следующим, после Корана, источником для суфизма является сунна Пророка Мухаммада (хадисы){overlib linktext="26" text="По вопросу о том, что сунна является источником и для суфизма, см.: Йисуф аль-Кардави, 40 способов в понимании сунны, стр. 81-85" title=""}. В силу этого изучение суфизма связано с обращением к хадисам и использованием их по теме непосредственно. Вопрос этот нельзя преуменьшать или недооценивать. Это связано с тем, что писатели суфизма ссылаются на хадисы, которые просто нельзя игнорировать{overlib linktext="27" text="Билал Саклан, Важность хадисов суфизма в Kутуль килабе относительно методики хадисов, стр. 155." title=""}. Данные хадисы занимают важное место у Мавланы и его последователей, а также у последующих авторов и исследователей суфизма. Они подводят почву под их понятия, суждения и выводы{overlib linktext="28" text="В качестве примера см.: Айше Гюльтекин, Хадис в переводе Маснави Исмаила Анкарави Mеджмуатуль Летаиф и Матмуратуль Летаиф (на примере шестого тома), Конья, 2005; Фикрет Kарапынар, Маснави/Перевод Aнкарави, Анализ первых 100 хадисов, Koнья, 2001." title=""}...


Полностью статья опубликована в "Трудах Международного симпозиума "Праздник Мавланы" (15-17 декабрь, 2000, изд. Министерства культуры Турции) {overlib linktext="29" text="См.: Доклады на международном симпозиуме Мавланы, Aнкара, 15-17 декабрь, 2000. " title=""}.


مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللّٰهِۜ وَالَّذ۪ينَ مَعَهُٓ اَشِدَّٓاءُ عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَٓاءُ بَيْنَهُمْ تَرٰيهُمْ رُكَّعًا سُجَّدًا يَبْتَغُونَ فَضْلًا مِنَ اللّٰهِ وَرِضْوَانًاۘ س۪يمَاهُمْ ف۪ي وُجُوهِهِمْ مِنْ اَثَرِ السُّجُودِۜ ذٰلِكَ مَثَلُهُمْ فِي التَّوْرٰيةِۚۛ وَمَثَلُهُمْ فِي الْاِنْج۪يلِ۠ۛ كَزَرْعٍ اَخْرَجَ شَطْـَٔهُ۫ فَاٰزَرَهُ فَاسْتَغْلَظَ فَاسْتَوٰى عَلٰى سُوقِه۪ يُعْجِبُ الزُّرَّاعَ لِيَغ۪يظَ بِهِمُ الْكُفَّارَۜ وَعَدَ اللّٰهُ الَّذ۪ينَ اٰمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ مِنْهُمْ مَغْفِرَةً وَاَجْرًا عَظ۪يمًا ﴿29﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Мухаммад - Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверубщим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. так они предствалены в Торе. В Евангелии же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду.
(аль-Фатх, 48/29)