Другая религиозная обязанность му'мина (верующего) - это каждый год в течение одного месяца держать пост (арабском - "саум", персидском - "ураза"). Таким образом, весь месяц Рамадан в светлое время суток запрещается есть и пить, а также курить и принимать инъекции лекарств (за исключением случаев, когда есть опасность для жизни), воздерживаться от интимных отношений, включая и воздержание в мыслях, чтобы не была потеряна духовная ценность поста.
Пост в исламе ограничен очень жесткими условиями, что кажется невыполнимым для приверженцев других религий, но, как показывает опыт столетий, вступая в пост с твердой верой и благим намерением, даже те, кто только что вернулся в ислам, быстро привыкают и достойно выдерживают пост, очищая тело и душу.
Пост продолжается в течение целого месяца. Как известно, в исламе месяцы отсчитываются по лунному календарю. Поэтому месяц поста - Рамадан по очереди приходится на все сезоны года - и на зиму, и на весну, и на лето, и на осень.
Таким образом, человек привыкает сносить лишения и в зимние холода, и в летний зной. Пост, укрепляющий дисциплину духа, должен держаться с сознанием повиновения Единому Аллаху.
Как и намаз, пост несет очень много и материальной пользы: для здоровья, самодисциплины и воспитания силы воли и др. Но, конечно, пост в своей основе - это религиозное служение, духовная школа, приближающая к Аллаху. Досточтимый Пророк рекомендовал держать такой добровольный (нафиля) пост по два дня подряд. С медицинской точки зрения, когда пост держат в течение нескольких дней, это приводит к привыканию организма и не приносит таких неудобств, как пост, который держат с перерывами. По исследованию врачей, пост, который держат более сорока дней, приводит к привычке.
Является абсурдом мнение, что держать пост по канонам ислама, воздерживаясь от еды и питья, вредно в холодных климатических поясах. Наблюдения за живой природой показывают, что дикие животные не могут найти пропитание, когда снежный покров ложится на землю. Поэтому они впадают в зимнюю спячку или же переживают зиму "держа пост". К наступлению весны их организм очищается и обновляется. То же можно сказать о деревьях: осенью они сбрасывают листья, а зимой спят, не имея возможности впитывать воду из замерзшей земли.
Через несколько месяцев такого "поста", с наступлением весны они, отдохнувшие, с новыми силами пробуждаются от сна, готовые к цветению и плодоношению. Даже машины и двигатели испытывают потребность в "посте", то есть остановке или отдыхе, после нескольких часов работы. Также и система пищеварения человека нуждается в отдыхе. Пост является единственным средством, с помощью которого можно достичь этой цели.
Знатоки тасаввуфа обращают внимание на то, что физическая суть человека препятствует совершенствованию его духа. Чтобы подчинить тело духу, нужно умерить желания тела и укрепить силу духа. Ничто лучше не способствует достижению этой цели, чем воздержание от пищи и питья, интимных отношений, контроль за языком (словами), сердцем (мыслями) и т.д.
Одним из критериев совершенства человека является подчинение своей физической натуры разуму и духу. Человек по своей природе бывает то покорным, то бунтующим. Поэтому ему жизнено необходимы такие жесткие тренировки духа, как пост. Если он совершает грех, то раскаявшись и выбрав пост в качестве искупления (каффарат), оберегает душу от повторения греха и низких поступков в будущем, а также успокаивает и очищает его. Кроме того, вспомним, что отсутствие потребности в еде и питье присуще ангелам. Устанавливая для себя такой распорядок, человек приближается к состоянию ангелов. А еще, так как он держит пост только ради довольства Аллаха, то еще больше приближается к Нему и достигает Его довольства, что является наивысшей целью для человека.