Постящийся человек - это голодный человек. Голодный - это уже не сытый, который, забыв себя, устремлен к внешнему миру, превратив его в объект своих занятий. Напротив, это человек, который по причине голода, вместо внешнего мира, обращен к себе и занимается самим собой.
С материальной точки зрения самоанализ нашего поведения, который мы, воздерживаясь от пищи и питья, производим, обратившись к самим себе, означает, что мы начинаем соответствовать исламскому принципу «пост, исполняемый всеми органами». Постящийся человек, который в материальной плоскости обратился к самому себе по причине голода, и в духовной плоскости старается отрешиться от всех своих бренных привычек, тем самым приступает к самовоспитанию. Это состояние выражается в необходимости заниматься воспитанием состоящего из духа и тела человека в обоих измерениях: материальном и духовном.
Наипервейшей задачей обрядов религиозного поклонения является приведение мусульман к обладанию здоровым духом и здоровой индивидуальностью. Пост является абсолютно материальным поклонением и он связан с телом. Отсюда можно сделать следующий вывод: в силу наличия тесной связи между телом и духом, необходимо начинать воспитание духа с воспитания тела. И если мы задумаемся о том, что пост является поклонением, продложающимся на протяжении всей жизни, то мы можем сказать, что этот двусторонний воспитательный процесс также нужно продолжать в течение всей жизни.
По причине голода, который испытывает постящийся, в посте главным ощущением становится признание объективности своего собственного существования и осознание слабости перед Всевышним Творцом. Мысль о том, что человеческое бытие не исходит от него самого, соединяясь с осознанием неспособности сотворить самое ничтожное одушевленное существо, приводит человека к обладающему безграничной силой Творцу. С этой точки зрения осознание и принятие постящимся рабом своего существования, оказывается мостом для признания существования Аллаха, создающим опору для прыжка.
Существует ряд положительных моментов в чувстве голода, который испытывает постящийся, а также в том, что он продолжает поститься, несмотря на то, что не существует какой-либо физической силы, препятсвующей ему насладиться едой. Эти моменты таковы:
Соблюдая пост, человек совершает акт самопожертвования, ради довольства Аллаха отказываясь от пищи и питья, этой фундаментальной потребности его существования, и принося в жертву свою первейшую жизненную потребность. Человек, который ради Аллаха жертвует своими жизненно важными нуждами, не ожидая за это какой-либо материальной компенсации, способен также пожертвовать и своими второстепенными потребностями. Ведь совершенно очевидно то, насколько человечеству необходимы проявления бескорыстной самоотдачи, выражающиеся в общественной солидарности и взаимопомощи.
Кроме этого, поскольку пост обязует постящегося, будь то на людях или в уединении, воздерживаться от приема разнообразной разрешенной шариатом пищи и питья, доступного его взору, он помогает ему преодолеть себя и перестать жить подобно созданиям, живущим одними инстинктами. В этом значении пост является важнейшей частью воспитания воли. Пост воспитывает в человеке привычку контролировать собственное поведение даже когда он находится наедине с самим собой. Человек, который, в силу слова, данному им Аллаху (в виде намерения-ният), оставшись в одиночестве, не протянет своей руки к принадлежащей ему еде и напиткам, то такой человек ни то, чтобы публично, но даже и в уединении будет способен бережно относиться к правам и собственности окружающих. Пост вырабатывает привычку контролировать самого себя и предвидеть последствия поступков, которые человек собирается совершить.
Привычка без предварительного обдумывания сходу делать то, что пришло в голову, стремление удовлетворить любое желание души, не затрудняя себя размышлениями о том, хорошо это или плохо - вот основа и причина всех преступлений, совершаемых в обществе. Пост созидает "идеального человека", не падающего духом при встрече с трудностями и страданиями, являющегося хозяином самого себя, не отступающего от принципов, которые он считает правильными и истинными, даже ради обещанной ему выгоды.
В отличие от намаза, который воспитывает людей коллективно, пост можно соблюдать индивидуально. Это означает, что даже если на земле не останется ни одного верующего и поклоняющегося Богу человека, ты один, без всякой материальной поддержки и помощи можешь, продолжать жить по-мусульмански.
Пост позволяет никогда в своей жизни не знавшим голода и жажды богатым людям на собственном опыте познать состояние бедных. Благодаря посту в сердцах состоятельных людей оживает сострадание, пост становится для них возможностью совершить добрые поступки с целью окзаания помощи нуждающимся.
Тот, что пост одного остается незаметным для окружающих, стимулирует постящегося к тому, чтобы поступать правильно, не ожидая одобрения с их стороны. Принцип "ответственности перед людьми", господствующий в голове и сердце постящегося, уступает место принципу "ответствености перед Богом". Наконец, постящийся человек этот такой человек, который, оставив людей, всеми силами стремится снискать довольство Аллаха.
Тот, кто прервал пост, воспользовавшись моментом уединения, сам осудит себя за этот проступок. Он не будет оправдываться перед самим собой, приводя уважительные причины. Это, в свою очередь, дает людям возможность выносить юридические решения в отношении самих себя и чувствовать уважение к принятому решению. Когда человек, тайно прервавший пост, затем, боясь Аллаха, признал это и согласился искупить свое прегрешение, на самом деле совершает акт свидетельства против самого себя. Тот, кто ради довольства Аллаха способен свидетельствовать против самого себя, тот, боясь Аллаха, никогда не будет лжесвидетельствовать против другого.
Известно, что прерывание поста до вечернего азана, то есть даже за минуту до того момента, когда разрешается разговление, или же утренний прием пищи, захвативший время, в которое начинается пост, должны быть восстановлены (каза) или искуплены. Эта строгость, лежащая в основе озабоченности тем, чтобы исполненный пост не пропал зря, нужна для того, чтобы мусульмане научились чувствовать время и ценили это чувство, чтобы они устраивали свою жизнь согласно его ходу, чтобы они по-настоящему осознавали ценность времени.
Прикладная психология признала истинным тот факт, что в результате обучения на протяжении тридцати-сорока дней человек может приобрести ряд новых привычек. Исходя из этого, можно понять, почему пост необходимо соблюдать именно в течение тридцати дней, следующих друг за другом. Ведь можно же поститься и по три дня каждый месяц, в итоге набрав такое же (даже с лишним) количество дней. Поскольку пост, который ежегодно продолжается в течение месяца, воспитывает и обучает мусульман на протяжении всей их жизни, то это означает, что, помогая им избавиться от вредных привычек и, прививая им полезные привычки, он делает их еще более полезными для общества в целом.