Одним из пяти основных условий религии ислама, c удовлетворением которых возможно достижение счастья в мирской жизни и будущей жизни, является пост в месяц рамадан. Пять основных принципов, защищаемых нашей религией, - это принципы веры, духа, разума, имущества и чести (достоинства). Если взять веру (религию) через призму этих принципов, то можно видеть, что все ее предписания и запреты служат этим принципам.
Если с этой точки зрения оценить рамадан, то легко видеть, что в этом месяце с легкостью можно заработать то, что является потерями для человека и общества, и преодолеть то, что, опять же, является потерями для них... В рамадане, у которого целый ряд особенностей, ослабляется влияние шейтана, дух встречается лицом к лицу с лишениями. "Со вхождением месяца рамадан открываются двери рая, закрываются двери ада. В Рамадане шайтаны приковываются к цепям"1.
Ифтар (ужин после окончания поста), саур (завтрак до утреннего намаза в период поста), таравих (молитва, читаемая во время рамадана после вечернего намаза)2, итикаф3, садака фытр или фытр-садака (жертвование для поста в виде расходов, понесенных для кормления людей) - все они, эти понятия, являются актерами рамаданской сцены, служат одной и той же цели. "Фытра" или на турецком "фитре" - это то, что существует по природе вещей, по своему характеру или сути и т. д. "Фытр (фытра)" же означает "открывать пост" (то есть приступать к еде с окончанием поста). Фытр является важным предписанием ислама и шариата. По своему смыслу он несет в себе идею жертвования со стороны человека в свою пользу и в пользу тех, которые находятся на его попечении. Фытр является событием, характеризующим осознание человеком величия ниспослания Аллахом Корана, выражением его благодарности Аллаху за возможность еще раз вступить в рамадан
Несмотря на то, что по вопросу о том, кто может (или должен) давать фытру, между направлениями ислама (масхабами) есть известные различия, в целом мнение о ней строится на проведении различия между ней и зякатом. Для фытры не требуется удовлетворения условия зяката: не менее 85 грамм не используемого в течение года запаса золота (или эквивалентного ему количества драгоценностей или товара). Фытру, как пожертвование для себя и своей семьи, может дать каждый уверовавший (мумин), который способен удовлетворить свои основные потребности и при этом иметь средства пропитания на следующий день. В таком случае фытру может дать даже получатель зяката. Так он может пережить чувства человека, дающего фытру.
В вопросе о том, какой быть фытре (что подавать на стол после окончания поста), высказываются различные мнения относительно количества используемых для приготовления пищи и подачи на стол таких продуктов, как пшеница, ячмень, виноград и др. По этому вопросу в Коране говорится так: "...Накормить десять человек из нуждающихся тем средним (каждодневным) обедом, которым вы кормите свою семью..."4. Этот айат Корана может стать основанием для суждений о фытре по рассматриваемому вопросу.
Фытра может быть дана и за несколько дней до рамадана, с учетом того, что имеется в виду ее первый день. Фытра является словно бы еще одной возможностью для удовлетворения желаний (страстей) нашей души, компенсацией наших недостатков. Одновременно она является нашей благодарность Господу, позволившему нам пережить эти чувства и мгновенья. Может быть эта особенность фытры, связанная с тем, что ее может дать каждый человек, - и тот, кто держит пост, и тот, кто его не держит, - происходит из поддержки Аллаха, который дает возможность каждому человеку воспользоваться его бесконечной Милостью.
Еще одна особенность фытры заключается в том, что она осуществляется не наличными деньгами, а в форме продуктов питания. В этом есть свой смысл. Люди состоятельные имеют возможность втретиться лицом к лицу с людьми обездоленными и стесненными в материальных средствах. Они осуществляют для них покупки, в первую очередь, продукты питания, являющиеся важной жизненной необходимостью. Они доставляют их им. Все это, естественно, становится радостью для всех. В дома приходит праздник. Его участниками становятся все люди. И те, которые делают подарки, и те, которые принимают их.
В этом вопросе можно обратить внимание еще и на то, как сделать наиболее эффективным праздничные преподношения в плане учета потребностей людей и имеющихся на это возможностей. В качестве мнения можно отметить, что этим вопросом могут заниматься и соответствующие учреждения и организации.
С целью усиления праздничной радости, оказания содействия малоимущим, сочувствия их положению зякат тоже предпочтительно преподносится в месяце рамадане. С ним праздник обретает новые оттенки. Богатые и бедные входят в русло по направлению движения к социальной справедливости. Так рамадан становится началом процесса для общества, которое станет двигаться в направлении к справедливым общественным отношениям, миру и спокойствию.
В рамаданских праздничных преподношениях Аллах избавил человека от упреков дающей стороны. Дающий жертвует на пути Аллаха. Этим он усердствует на его пути. То есть делает это потому, что так повелел Аллах. Только на этих условиях он зарабатывает Его Милость. В противном случае все его действия пойдут впустую. Всевышний Аллах говорит: "О, вы, уверовавшие! Не будьте подобны людям, которые не верят в Аллаха и в Судный День и тратят свое добро ради показухи. Не обращайте впустую ваши добрые дела своими попреками и унижениями. Положение этого человека подобно ровной скале, на которой лежит немного земли. Если пройдет ливень, он превратит ее в голую, чистую скалу. Они не смогут овладеть ничем из заработанного ими. Аллах не направит на путь (людей) отрицающих"5.
С рамаданом уверовавшие (мумины) призываются к отчету во всех сферах. В этот переиод они проводятся еще и через обучение, характерное только для рамадана. Это такое обучение, которое непохоже на обучение в любое другое время. Его действие сохраняется, определяя собой направление нашего последующего движения и развития. В этом плане важной стороной рамаданского обучения являются экономические и социальные предпиания. Рамадан является месяцем, в течение которого мы еще лучше осознаём свои задачи как по отношению к самому себе, так и обществу в целом.
Еще одна важная сторона праздника рамадана проходит через создание" прадничного настроения в семье, среди родственников, в отношениях с людьми малообеспеченными и со всеми людьми в целом. Как сказал поэт Харун Рашид "праздник не заключается только в том, чтобы одевать новые одежды. Надо думать и об аде"...