Мы полагаем, что ни в один из периодов своей истории человечество не сталкивалось с мировозренческим хаосом. Главную роль в распространении этого, напоминающего заразную болезнь, беспорядка по всему миру вплоть до каждой отдельно взятой культуры играли средства связи называемые медиа.
Приобретение одним и тем же понятием самостоятельных значений, отвечающих интересам каждого из его пользователей, или же использование его в различных смыслах исходя из конъюктуры, является не только помехой для правильного понимания людьми другу друга, но и причиной появления в итоге ошибочных и неверных решений.
Влияние беспорядка, о котором идет речь, в наиболее мастшабной форме проявляется особенно в тех местах, которые подвержены культурной колонизации, поскольку беспорядок в сфере человеческих представлений превращается в одно из главных средств культурного колониализма. В исламском мире одной из областей, в которой ощущается широкое присутствие такого беспорядка, является область религиозной тематики. По этой причине стороны испытывают затруднения в понимании друг друга по некоторым из обсуждаемых тем.
Одной из наиболее обсуждаемых тем, вне всякого сомнения, является понятие бид‘а (недозволенное нововведение в религии). Получившая широкое распространение в обществе религиозная неграмотность подготовила условия для возникновения определенного количества недозволенных новшеств, а также стала причиной того, что некоторые новые явления и религиозные составляющие, не являющиеся недозволенным нововведением, были, тем не менее, заклеймены как таковые. Эта ситауция стала причиной того, что люди были ввергнуты в сомнения относительно религиозных вопросов, что они стали воспринимать религию как препятствие на пути прогресса и всего нового, стали относиться к ней как пережитку прошлого и вести себя нерелигиозно. Ниже мы поговорим о некоторых примерах такого понятия, как бид‘а, и, приблизительно очертив его границы, примем получившееся в качестве точки отсчета в подробном рассмотрении различных аспектов мавлида.Лингвистически слово бид‘а означает действие или вещь, которых раньше не было, равно как не имелось и чего-либо подобного или похожего на них. В этом значении это слово вошло в Коран. (См.: Бакара, 2/ 117; ал-Ахкаф, 46/9). Таким образом, выражение: "Он совершил/ввел бид‘а" означает: "он выдумал и ввел что-то новое, первым сделал это, иными словами, совершил нечто соврешенно новое".
Иными словами, понятие бид ‘а включает в себя все: как абстракции, такие как мысли, идеи, действия, так и вещи (объекты), т.е. все, что до того не имело никакого подобия, но появилось на пустом месте. В этом понимании бид‘а, не ограничена религиозными категориями, такими, как вера и поклонение, грех и богоугодность.
Что касается слова бид‘а, используемого в религиозной литературе, то оно является термином, имеющим строго определенное значение. По нашему мнению, из всех данных учеными определений понятия бид‘а, наиболее полной и понятной является следующая формулировка: бид‘а - это то, чего не было во времена Пророка Мухаммада и его сподвижников, то, относительно чего не имеется каких-либо намеков, содержащихся в трех ипостасях сунны: в словах и поступках самого Пророка, и в том, что совершалось в качестве подражания ему; (хотя оно и выглядит вполне соответствующим шариату, преследует цель увеличения поклонения Аллаху).
Их этого и други похожих определений бид‘а можно вывести следующие особенности данного феномена:
Слово маулид означает дату рождения и место рождения. Как термин, распространенный в народе, это слово используется в самом широком смысле, включающем в себя следующие значения: день, в который наш Пророк почтил мир своим рождением, день, в связи с которым проводятся различные мероприятия, а также давно уже ставшее традицией напевное чтение хвалебных од - нат, касыд и стихотворений. Главной целью чтений (как самостоятельных, так и по заказу), проводимых в день маулида является выражение радости, переживаемой по поводу чести, которую Пророк оказал этому миру своим рождением. С позиции религии нет никаких препятствий для ощущения радости, связанной с этим днем, являющимся важнейшим событием, из всех, которые только произошли и произойдут с момента сотворения вселенной и до Дня воскресения, а также выражения этой радости дозволенными способами. Конечно, нам нечего возразить тем, кто уподобляет маулид сравнительно недавно заимствованной у Запада традиции отмечать день рождения и подходит к данному вопросу упрощенно, даже непочтительно, и, особенно рьяно выступая против заимствованной оттуда же традиции отмечать Новый год, заявляет: "В религии нет празднования дня рождения пусть даже и Пророка!" По сути, те, к кому мы обращаемся, не относятся к таким людям. И все же день, в который Господин всех господ почтил своим рождением этот мир, не является рядовым днем. В таком случае как можно считать неприемлемым делом или недозволенным нововведением проведение в пределах допустимого собраний-мaджлисов в честь этого дня и бесед на религиозные темы, вознесение молитв, накрытие праздничных столов с угощениями, дарение подарков, чтение мунаджатов и хвалебных касыд в честь Досточтимого Пророка? Или успешно проводимые с недавних пор Управлением по делам религии (Турция) Недели Благодатного Рождения, в ходе которых человечество знакомят с жизнью Пророка во всей ее полноте - разве это можно отнести к разряду бид‘а?
При всем разнообразии деталей празднование маулида проводится следующим образом: какая-либо организация или частное лицо устраивает торжества по поводу дня рождения Пророка. Присутствующие на этом торжественном мероприятии люди слушают айаты, мунаджаты и касыды в исполнении одного или нескольких чтецов, обладающих красивым голосом. Они возносят молитвы и мольбы, знатоки религии ведут беседы на религиозные темы, а в конце, после угощения предложенными явствами, они призывают божье благословение на организаторов этого богугодного дела. Поскольку книга маулида "Василат ан-наджат", написанная Сулейманом Челеби, является прекрасным произведением, именно оно широко используется в торжествах в честь мавлида. В восточных странах вместо него читаются другие произведения, написанные на местных языках. Помимо официальных мероприятий в связи с маулидом в сельской местности издавна получило широкое распространение чтение подобных касыд и стихотворений. Можно говорить о многих томах поэтических произведений, написанных с целью восхваления Пророка и напоминания о его высочайших качествах, достоинствах и дарах, которые он принес человечеству.
А теперь посмотрим, является или нет с точки зрения религии недозволенным новшеством торжество в честь маулида, проведенное описанным выше образом ... Мы уже очертили границы понятия бид‘а и описали присущие ей черты. Если вам угодно, то давайте, вооружимся данным материалом и взглянем на маулид под этим углом:
1. Оно должно возникнуть после эпохи Пророка: восхваление Пророка, написание и чтение с этой целью стихотворений, проведение собраний с целью вознесения молитв, угощения присутствующих и бесед на религиозные темы не является чем-то новым. Часть перечисленных вещей предсталвяют собой те особенности религии, которые ею же и рекомендованы и гарантируют доброе воздаяние; другая часть имела место во времена Пророка и находила одобрение, как, например, написание и чтение хвалебных од... Те, кто настаивает на существовании двух форм бид‘а, таких как дурная и хорошая, дают хорошей бид‘а следующее определение: "То, что присутствует в корнях религии, но отсутствует в ее ветвях". Очевидно, что у рассматриваемой нами темы мавлида имеются свои корни в религии. Ибо Пророку посвящались оды, они декламировлаись в его присутствии, он одобрял это и одаривал чтецов. А что касается формулировки, называемой "ветви религии", т.е. подробностей и деталей, то они возникли позже, и некоторые ошибки в этом отношении не свидетельствуют об отсутствии соответствующих явлений в основах религии.
2. Оно не имеет какого-либо шариатского доказательства: как уже было упомянуто в первом пункте, часть совершаемого в ходе торжеств по поводу мавлида является сунной; другая часть хоть и не называется сунной, но подходит под определение мандуб или мустахаб. Это то, что подразумевается под теми поступками Пророка, которые он иногда совершал, а иногда - отказывался от их совершения, а также то, что было желанно для праведных предков и за совершение чего полагалось благое воздаяние, и несовершение чего не считалось грехом.
3. Оно должно совершаться с целью поклонения. Этот пункт гораздо важнее предыдущих и вот почему: Известно, что некоторые люди считают проведение мавлида самостоятельным видом поклонения. Конечно же, молитвы, совершаемые во время торжеств в честь мавлида, мольбы, пища, которой угощают собравшихся, религиозные беседы являются поклонением, поскольку за них полагается доброе воздаяние-саваб. Однако читаемые тексты мавлида немогут быть названы поклонением в свете религиозных понятий. Но, поскольку в присутствии Пророка декламировались посвященные ему стихи, а он благоволил этому и даже подарил чтецу такой дорогой подарок, как плащ с собственного плеча, такое чтение пусть и нельзя назвать поклонением, но и запретным нововведением его нельзя назвать тоже. В таком случае можно сказать так: Как единое целое торжество в честь мавлида не подобны таким обрядам, как намаз или хадж, но оно обладает многими составляющими, которые являются поклонением и достойны воздаяния. Следовательно, нет повода говорить о чем-либо таком в рамках мавлида, что было бы запретным.
4. Оно должно выглядеть соответствующим шариату. Как единое целое торжества в честь мавлида не похожи на установленные шариатом формы поклонения и потому не являются бид‘а. Иными словами, народ не может спутать это с чем-то похожим и в результате этого впасть в заблуждение, в головах людей ничто не может перепутаться, ибо не существует какого-либо похожего обряда поклонения.
5. Оно имеет способность принимать общий характер. Ни официальные, ни частные организации и вакфы, равно как и мусульманские ученые богословы не провозглашают необходимость чтения мавлида в качестве элемента религии и не внедряют практику проведения торжеств в эту честь. Так же не подвергаются критике те, кто не проводит подобных мероприятий. Интересно, сколько семей из миллионов семей нашей страны до этого дня провели чтения мавлида? Следовательно, и здесь мавлид не подпадает под определение бид‘а.
Кроме этого, существует практика чтения мавлида вне привязки ко дню почтения Пророком этого мира своим рождением. Полагаю, что основная масса критики направлена в адрес именно таких мероприятий. Известно, что мавлид читается при возвращении из хаджа, рождении младенца, обрезании, избавлении от болезни, трудоустройстве и других радостных событиях, или посвящается скончавшемуся человеку или павшему мученику. Даже если народ делает это лишь в угоду традиции, не понимая в полной мере сути дела, то ведь все они преследуют одну цель: читая мавлид в честь радостных событий они стремятся выразить благодарность Аллаху за дарованные Им блага и возможности. Эта благодарность выражается посредством угощения гостей, вознесения мольбы и молитв, участия в беседах на религиозные темы и слушания историй из жизни Пророка, являющегося центральной фигурой торжества. И до тех пор, пока в этом действе не наблюдаются недозволенные шариатом явления и намерения, до тех пор это будет оставаться красивой традицией, не несущей в себе какой-либо опасности. Целью же мавлида, читаемого в честь усопших, является посвящение покойному благодати, обретаемой в результате этого мероприятия. Как известно, вознесение молитв за умерших, угощение и раздача милостыни-садака являются разрешенными, с точки зрения религии, действиями. Религия, напротив, даже побуждает к таким вещам.
Мы хотим в нескольких предложениях раскрыть что мы подразумеваем под выделенным выше выражением: недозволенные шариатом явления и намерения:
а) В отличие от Корана, тексты мавлида никогда не должны восприниматься в качестве священных текстов, за чтение и слушание которых полагается благое воздаяние - саваб. Они не должны приравниваться также и к священным хадисам.
б) Ходят слухи о том, что лица, занимающиеся чтением мавлида превращают свое дело в бизнес, и делают свое дело за солидную плату. Конечно, корыстный умысел, примешанный к такому благородному и нацеленному на благое воздаяние делу, умаляет его чистоту и заслуженно становится причиной для критики. Даже если это дело, и совершается под видом следования указанию Аллаха: "Не продавай дешево Мои айаты", эксплуатируя чистые и возвышенные чувства людей, имеющих самые добрые намерения, тем не менее, его никто не одобрит. Но если, вдохновившись поступком Пророка, подарившего свой плащ, сделать подарок чтецу с намерением следовать пророческому примеру, не превращая это в торг и какие-либо ожидания, а также чтобы не остаться в долгу, то это не является чем-то недозволенным.
в) Поскольку мероприятие проводится с целью снискания божьей благодати, и в ходе него поминается имя Пророка Мухаммада, все присутствующие на торжествах люди во главе со чтецами, должны осознавать серьезность момента и сохранять чистоту сердец. Маджлис, проводимый беспорядочно, ради показухи, каждое слово которого произносится лишь языком, но не исходит из глубины сердец, будет не только ошибкой, но даст массу поводов для критики, и неизвестно, заслужит ли такое действо хоть какой-то саваб.
г) Кроме того, общепринятый и привычный текст мавлида, те или иные части которого уже заучены людьми наизусть, а другие части остаются непонятными из-за голосовых вариаций чтеца и его игры интонациями, короче говоря, текст, а порою и айаты Корана читаемые под плотным покровом единообразия и непонимания, не вызывают у слушателей содрогание сердец, потока эмоций и чувств, не заставляют их соотносить услышанное со своей жизнью. Следовательно, мероприятие, проводимое в такой форме, говоря по правде, может принести больше вреда, чем пользы. Ибо там, где разговор идет о высших истинах, нет места для невежества, небрежности, показухи и формального подхода "лишь бы отдать дань традиции". Этот важный момент, вообще, должен соблюдаться каждый раз, когда мы совершаем поклонение или иное религиозное действо.
д) И еще один важный момент: кто бы ни проводил мероприятия в честь мавлида - организации ли это, вакуфы или же отдельные лица из народа, ни в коем случае недопустимо рассматривать эти торжества как некую реакцию, тем более, как заимствование празднуемого в христианском мире рождества пророка Исы. В таком случае мавлид вообще достоин только порицания со стороны религии. Ведь мы каждый наш поступок совершаем лишь ради снискания довольства Аллаха, совершаем потому, что Он вменил нам их исполнение, и мы исполняем их, дабы приблизиться и узнать Его лучше. А раз так, то мы должны оставаться самими собой, жить своими ценностями и каждый наш поступок должен отражать наш собственный дух.
е) Наконец, мы должны особо подчеркнуть недопустимость и недозволенность некоторых аспектов поведения состоятельных людей на таких торжествах. Речь идет о допускаемых ими излишествах, которые можно назвать преступным расточительством (исраф), о демонстративно крупных затратах и богатых дарах, о денежных суммах, которые непременно избалуют чтецов и запятнают их внутреннюю чистоту. Конечно, в отношении к таким вещам нельзя говорить о каких-либо мерах и критериях. Но мы не должны забывать, что совестливый и честный человек способен адекватно оценить других и должным образом исполнить свои обязанности вопреки любым соблазнам.
Вы, конечно, осознаете, что невозможно во всей полноте осветить тему, о которой уже сказано много слов посредством ограниченного текста, написанного для определенного места. Однако, как это уже было с некоторыми вопросами, тема мавлида, при условии исключения из нее ошибок, коренящихся в несовершенстве религиозных знаний, предстает перед нами в качестве серьезной проблемы. Мы убеждены, что не существует почвы для разговоров о недозволенности религией чтения мавлида и о том, что это является недозволенным нововведением. В связи с этой проблемой необходимо проводить более детальные и академические исследования. У моего Господа я молитвенно прошу даровать нам отвечающее ее достоинству правильное понимание религии и жизнь в соответствии с ее требованиями.