Хаджж - призыв Ибрахима

Editor

31 августа 2010 г.

Хаджж - призыв Ибрахима


Когда Ибрахим, мир ему, завершил постройку Каабы, Всевышний Аллах велел ему призвать людей на хаджж. Ибрахим, мир ему, взмолился: "О Аллах! Как мой глас достигнет всех этих людей?" Всевышний сказал ему, что его долг - только лишь дать этот призыв, а за Аллахом - сделать так, чтобы он дошел до людей. Ибрахим взошел на гору Арафат и воззвал во весь голос: "О люди! Воистину, Аллах предписал вам хаджж, и посему совершайте хаджж".

Всевышний Аллах ниспослал откровение в Коране: "Возвести людям о хаджже, и они будут прибывать к тебе пешком и на всех поджарых верблюдах с самых отдаленных дорог. Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу, и поминают имя Аллаха в установленные дни над скотиной, которой Он наделил их. Ешьте от них и кормите несчастнго бедняка! Затем пусть они завершат свои обряды, исполнят свои обеты и обойдут вокруг древнего Дома (Каабы)" (аль-Хаджж, 22/27-29).

И доныне миллионы и миллионы мусульман продолжают откликаться на этот призыв пророка Ибрахима, мир ему. Возможно, что в этом году среди откликнувшихся на этот призыв будете и вы.

'Амр ибн Аль-'Ас рассказывал: "Когда ислам вошел в мое сердце, я отправился к Посланнику Аллаха и сказал: "Дай мне твою руку, дабы я мог поклясться тебе в верности". Пророк протянул руку, но я отдернул свою. Он спросил: "В чем дело, 'Амр?" Я ответил: "Я хочу поставить одно условие"."И каково оно?" - спросил Пророк. Я сказал: "Чтобы Аллах меня простил". Тогда Посланник Аллаха ответил: "Так знай, что Ислам смывает то, что пришло до него, и что хиджра смывает то, что пришло до нее, и что хаджж смывает то, что пришло до него!" (Муслим).

Хаджж - это пятый столп, на котором стоит Ислам. Аллах вменил в обязанность каждому дееспособному мусульманину, мужчине и женщине, совершить его как минимум один раз за всю жизнь. Аллах ниспослал: "В нем есть ясные знамения - место Ибрахима (Авраама). Кто войдет в него, окажется в безопасности. Люди обязаны перед Аллахом совершить хаджж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах" (Али Имран, 3/97).

Совершение хаджжа смывает все грехи. Абу Хурайра поведал: "Я слышал, как Пророк сказал: "Кто совершает хаджж и не совершает рафат (непристойность) или фусук (проступок, нарушение закона, грех), возвращается свободным от грехов - как в тот день, когда его родила его мать" (Аль-Бухари).

Хаджж - это одно из величайших деяний, которое человек может совершить в своей жизни. Абу Хурайра рассказал: "Пророка спросили: "Какое деяние наилучшее?" Он ответил: "Вера в Аллаха и Его Посланника". "Что потом?" "Джихад ради Аллаха". "Что потом?" "Хаджж мабрур - хаджж, принятый Аллахом".

Абу Шата рассказал: "Я размышлял о добрых деяниях, которые совершает человек. Я нашел, что салaт (ритуальная молитва), равно как и держание поста, - это джихад тела. И что садака (благотворительность) - это джихад чьего-либо богатства. Но хаджж - это джихад как тела, так и богатства".

Хаджж - это величайший джихад. Досточтимая Аиша, да будет доволен ею Аллах, спросила Пророка, мир ему и благословение, Аллаха: "О посланник Аллаха, мы считаем наилучшим делом джихад, так не принять ли нам в нём участие?" Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Нет! Наилучшим джихадом для вас (женщин) является безупречный хаджж". Позже 'Аиша сказала: "Я никогда не прекращала совершать джихад после того, как услыхала это от Посланника Аллаха" (хадис единогласно принят как достоверный).

Дуа (мольба) совершающего хаджж будет принята. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Воин на пути Аллаха, и совершающий хаджж, и совершающий 'умра - все они гости Бога! Он призвал их, и они ответили. И они попросили Его, и Он непременно даст им то, о чем они просят!" (хадис достоверный, передан Ибн Маджа и Ибн Хиббаном).

В книгах по исламской истории рассказано, что в День 'Арафата один человек из Туркменистана стоял во время хаджжа в долине 'Арафат. Все, что он мог видеть справа от себя - были мусульмане, взывающие к Всевышнему Аллаху и молящиеся Ему. Поскольку его родной язык был иным, он не мог в точности повторить длинные молитвы, произносимые другими. Когда он это понял, все поплыло у него перед глазами. С залитым румянцем лицом, с изливающимися из глаз слезами он воздел руки и воззвал: "О Аллах! Дай мне все, о чем просят они! Дай мне все, о чем просят они!" И Всевышний принял его дуа.

Именно в День 'Арафат солнце всходит для самых любимых Аллахом. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Нет дня, в который Аллах освобождает от Aда больше Своих рабов, нежели в День 'Арафат, и, воистину, Он приближается [к ангелам - перев.], затем хвалится ими перед ангелами, говоря: "Вот чего они ищут!" (Муслим). В другом хадисе сказано: "Воистину, Аллах похваляется людьми 'Арафата перед обитателями Рая (ангелами), говоря: "Взгляните на Моих слуг, которые пришли ко мне взъерошенные и в пыли".

'Абдуллах ибн Аль-Мубарак рассказал: "Я отправился к Суфийану ибн 'Уяйна на закате Дня 'Арафат. Он стоял на коленях с воздетыми к небесам руками, и слезы увлажнили его щеки и бороду. Он обернулся и посмотрел на меня, и я спросил его: "Средь людей, собравшихся здесь на хадж, кому хуже всего?" Суфийан ибн 'Уяйна сказал: "Те, кто думают, что Аллах не простит им".

'Аиша, да будет доволен ею Аллах, видела Пророка, мир ему и благословение Аллаха, столь много стоящим в молитве ночью, что ноги его затекали. Она спрашивала его: "Почему ты это делаешь, ведь Аллах простил все твои прошлые грехи и все, что ты можешь совершить в будущем?" И он отвечал: "Неужели мне не должно быть благодарным рабом?"

Одно дело - этот пример Пророка, мир ему и благословение. Но, как должны вести себя мы, слыша о Рае и прощении греха для тех, кто совершает хаджж? Означает ли это, что после хаджжа мы вновь впадем во все те грехи непослушания, с которыми отправились на хаджж? Означает ли это, что нам обещан Рай невзирая на то, какие грехи мы совершим после хаджа? Многие люди думают, что именно так оно и есть, и это очень опасное предположение.

Вы найдете термин "хаджж мабрур" во многих хадисах, касающихся благостных последствий хаджаж. Знаете ли вы, что означает "мабрур"? Это означает принятый хаджж. Хаджж мабрур - это такой хаджж, когда Аллаху не противятся ни во время, ни после него. По утверждению других, хаджж мабрур - это тот, который принят, и признаком его принятия является то, что человек отправится обратно в лучшем состоянии, чем по прибытии, и что он прекратит грешить пред Всевышним Аллахом.

Однажды я увидел группу хаджи во всем их убранстве. На их рубахах и шляпах было прилеплено "хаджж мабрур-1997"! Тогда я вспомнил эпизод, когда 'Умар, да будет доволен им Аллах, был на смертном одре и его сын напомнил ему обо всех добрых деяниях, которые он совершил вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, и сподвижниками. Он сказал ему: "Тише! Неужели ты не знаешь, от кого принимает Аллах? Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных (аль-муттакун)".

Когда 'Али ибн Аль-Хусайн, да будет доволен им Аллах, надел ихрам и сел на своего верблюда, готовясь к путешествию в Мекку, его лицо изменилось в цвете, по его коже пошла дрожь, и он прокричал - ибо не смог проговорить - талбийя: "Лаббайк, Аллахумма, лаббайк..." Кто-то спросил его: "В чем дело?" И он ответил: "Я боюсь, что если я проговорю его, то будет ответ "Ля лайббайка ва ля са дайк (Я не перед тобой и Я не исполню твои просьбы!)"

Проникнувшись этим духом, давайте отправимся в хадж, к первому дому Аллаха, в поисках милости Аллаха и Его прощения.

وَالَّذ۪ينَ اٰمَنُوا بِاللّٰهِ وَرُسُلِه۪ٓ اُو۬لٰٓئِكَ هُمُ الصِّدّ۪يقُونَۗ وَالشُّهَدَٓاءُ عِنْدَ رَبِّهِمْۜ لَهُمْ اَجْرُهُمْ وَنُورُهُمْۜ وَالَّذ۪ينَ كَفَرُوا وَكَذَّبُوا بِاٰيَاتِنَٓا اُو۬لٰٓئِكَ اَصْحَابُ الْجَح۪يمِ۟ ﴿19﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Уверовавшие в Аллаха и Его посланников - это правдивейшие люди. А павшие мученики находятся возле своего Господа, им уготованы их награда и их свет. А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, являются обитателями Ада.
(аль-Хадид, 57/19)