Мухаджир

Editor

31 августа 2010 г.

Мухаджир

На пятом году пророчества, по мере возрастрания мучений и притеснений мекканцев Пророк Мухаммад с целью свободы в вероисповедовании посоветовал сподвижникам переселиться в Абиссинию. Следуя его совету, небольшая группа правоверных, среди которых находились благославенный Усман с женой и дочь Пророка - Рукийа, перекочевали в Абиссинию. В результате хорошего отношения к переселенцам на новом месте, на следующий год  в Абиссинию перекочевала более многочисленная группа мусульман.

Однако переселение в Абиссинию было недостаточно для решения имеющийся проблемы. Мекканские мушрики сначала пытались подговорить правителя Абиссинии Неджаши, который дружески покровительствовал мусульманам, но не добившись желаемого результата, умножили притеснение над мусульманами Мекки. 

Пророк Мухаммад между тем продолжал исполнять обязанность оповещания Ислама и на одиннадцатом году пророчества пригласил в Ислам группу из шести человек, прибывшую из Медины. Они приняли Ислам и пояснив это событие другим жителям Медины на следующий год вновь прибыли, но уже группой из двенадцати человек и присягнули на верность Пророку в Акабе. На тринадцатом году пророчества, группа мединцев прибывшая в сезон хажда состояла из 75 человек. Они возобновили первую присягу в Акабе и пригласили Пророка Мухаммада в Медину.

Вслед за этим искренним приглашением и присягами Посланнику Аллаха пришло ниспослание о переселении и Пророк дал разрешение сахабам на переезд. И в результате этого, мусульмане в апреле месяце 622 года, чтоб не привлекать внимание мушриков, в составе небольших групп покинув Мекку стали совершать хиджру в Медину. Пророк Мухаммад и досточтимый Абу Бакр в числе последних совершили хиджру и достичтимый Али, который провел  в доме Пророка ночь, когда Пророк вышел в путь, присоединился к ним в местечке под названием Куба.

С хиджрой Пророка завершилась большая хиджра и начался новый период в деле оповещения Ислама. От первого указа хиджры до завоевания Мекки хиджра в Медину являлась обязательным условием (фарз) для тех, у кого хватало на это сил. После завоевания Мекки перестало быть фарзом.

Во вермя хиджры мусульмане, во главе с Пророком Мухаммадо и Абу Бакром, испытали большие моральные и материальные трудности. Некоторые мухаджиры из-за расприй имана в собственной семье не смогли взять с собой жен и детей; некоторые помимого того, что не смогли забрать долги с курайшитов еще и лишились недвижимого имущества; некоторых  посредством обмана членами семьи и близких мушрики заставили вернуться назад и сразу же заключили в тюрьму; некоторые были схвачены в самом начале пути и подвергнуты мучениям. 

После хиждры приспособиться к Медине было нелегко, они находились в подавленном состоянии из-за того, что пришлось расстаться с местом, в котором родились и выросли, из-за того, что пришлось оставить позади все накопленное имущество, родных и близких.  

Пророк Мухаммад сразу после хиджры устроил церемонию братания (муахат) и объявил каждого мухаджира братом одному из ансара. Вслед за этим и ансары, проявив большое гостеприимство оказали мухаджирам моральную и материальную поддержку. Данное положение мухаджиров и ансара описано в Коране следующим образом: "те, кто поистине уверовал, и к вам в изгнание переселился, и на Господнем промысле сражался всем своим сердцем, жизнью и добром, и те, кто им очаг и помощь предоставил, они друзья и покровители друг другу ( и при делении наследства вступают в родственную связь)" (аль-Анфаль, 8/72). C другой стороны, воздух и вода этой области плохо повлияли на мухаджиров и они некоторое время проболели. И даже до такой степени, что Пророк Мухаммад молился, чтоб воздух и вода Медины стали более благоприятны для мухаджиров.

Мухаджиры - это искренние мусульмане, которые первыми покорились вахй и несмотря на неимоверные трудности стали правоверными. Из-за хиджры пришли лицом к лицу с многочисленными трудностями, ради Аллаха и Его Посланника покинули свои дома, семьи и друзей и вследствии этого заслужили милость Аллаха. В Коране имеется множество айатов, пояснявшие качества и положение мухаджиров перед Аллахом.

В 20-ом айате суры ат-Тауба говорится: "те, кто уверовал и (дом родной покинув), пересилился (в чуждые края), и кто (с неверными) в бою все силы отдает на промысле Господнем, сражаясь всем своим добром, и сердцем, и душою, они - на высшей степени угоды Богу, и это есть великое свершенье".

Всевышний Аллах объявил, что простит все грехи мухаджиров, совершивших хиджру ради его милости: "обязательно простятся совершившие хиджру, покинувшие родные дома, подвергшиеся  мучениям,  лишившихся  жизни и павших смертью  на моем пути" (Али Имран, 3/ 145).

Наряду с айатами, восхваляющих мухаджиров имеется и множество хадисов, с хвалой мухаджирам. В этих хадисах, в основном говорится, что они совершили хиджру с намерением достичь милости Аллаха и Посланника Аллаха, что первыми войдут в рай, что они самое благое поколение среди последователей, что в Судный День лица их озарятся лучом света. 

Мухаджиры всегда были рядом с Пророком в его борьбе оповещения, исполнения обязанности Пророка и занимали особое положение в процессе распространения Ислама после смерти Пророка Мухаммада. Среди мухаджиров находились, выполнявшие обязанность халифа после кончины Пророка - досточтимый Абу Бакр, Умар, Усман и Али. Вместе с ними необходимо перечислить и следующие имена из мухаджиров: Зейд б. Хариса, Абдуррахман б. Авф, Са'д б. Эби Ваккас, Талха б. Убайдуллах, Зубейр б. Аввам, Абу Убайда б. Джеррах, Аркам б. Аби'ль Аркам, Абдуллах б. Месуд, Мус'аб б. Умайр, Билал-и Хабаши и Абу Зер аль-Гифари.

 

وَالَّذ۪ينَ اٰمَنُوا بِاللّٰهِ وَرُسُلِه۪ٓ اُو۬لٰٓئِكَ هُمُ الصِّدّ۪يقُونَۗ وَالشُّهَدَٓاءُ عِنْدَ رَبِّهِمْۜ لَهُمْ اَجْرُهُمْ وَنُورُهُمْۜ وَالَّذ۪ينَ كَفَرُوا وَكَذَّبُوا بِاٰيَاتِنَٓا اُو۬لٰٓئِكَ اَصْحَابُ الْجَح۪يمِ۟ ﴿19﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Уверовавшие в Аллаха и Его посланников - это правдивейшие люди. А павшие мученики находятся возле своего Господа, им уготованы их награда и их свет. А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, являются обитателями Ада.
(аль-Хадид, 57/19)