Ахль аль-Бaйт в Священном Коране

Editor

22 ноября 2012 г.

Ахль аль-Бaйт в Священном Коране

 

Имя Ахль аль-Бaйт до Ислама использовалось как название племени, ответственного за идолов, находящихся внутри Каабы. Затем данный термин нашел применение в более широком масштабе, наряду с религиозным значением применялось  в сфере защиты города и делах по управлению города. Таким образом термин употребляли в политическом значении. Ахль аль-Бaйт применялось в отношении племен, исполняющих религиозные и политические обязанности , связанных с Бейтуллахом "дом Аллаха" в Мекке.

Термин Ахль аль-Бaйт сохранил свой религиозный и политический статус от периода Джахилийа вплоть до завоевания Мекки. Мусульмане после завоевания Мекки прибрали к рукам религиозное и политическое правление. Отныне, с этой даты, изменилось и  значение Ахль аль-Бaйта. Так как, с завоеванием Мекки перестали существовать идолы в Каабе, племя Курaйш лишилось статуса Ахль аль-Бaйта,  а "дом Аллаха" Кааба - бaйтуль алиха и мекканцы - ахли алиха. Таким образом термин Ахль аль-Бaйт полностью лишился смысла периода Джахилийа и перешло в изначальное значение на арабском языке, которое означает "члены семьи". Во время оповещения Ислама, термин Ахль аль-Бaйт проходит в трех сурах Корана - два  в Мекке и одно в Медине - и применяется в первоначальном, т.е. в словарном значении "члены семьи".

После шахидства досточтимого Османа и политические события, связанные с этим, послужили причиной возникновения внутреннего раскола среди мусульман, а внутренний раскол различию во взглядах и раздроблению на группы. Вначале данные события появились как политические, а впоследствии перейдя в догматические и нравственные размеры послужили возникновению различных религиозных группировок. Вот после этого термин "Ахль аль-Бaйт" в шиитских и суннитских кругах, основываясь на Коране и хадисах, принял совершенно другое, ранее не используемое, значение. С тех пор, термин Ахль аль-Бaйт стал восприниматься в различных значениях: в одних  кругах - Пророк Мухаммад и члены его семьи; в некоторых кругах - только досточтимый Али, досточтимая Фатима, досточтимый Хасан, досточтимый Хусейн и их потомки; в других кругах - двенадцать безвинных имамов, из рода Зейнеля Абидина, сына досточтимого Хусейна и его супруги иранки, и последователи этих двенадцати имамов;  и в других кругах - по случаю принадлежности к роду Пророка Мухаммада, имеющие звание сейиды и шарифы.   

Айаты Корана, в которых имеет место выражение Ахль аль-Бaйт.

Выражение "Ахль аль-Бaйт" проходит всего лишь в трех сурах Корана. Из них: в суре Худ[1] - члены семьи досточтимого Ибрахима, особенно его супруга; в суре аль-Касас[2] - семья досточтимого Мусы, особенного его мать; в суре аль-Ахзаб[3] - супруги Пророка Мухаммада, бывшие при жизни во время снисхождения данной суры. В придачу к этим сурам еще и 23-ый айат суры аш-Шюра считается в связи с Ахль аль-Бейтом в 33-ом айате суры аль-Ахзаб.

33-ый айат суры аль-Азхаб:

"Жены Пророка! Вы- не такие, как обычные другие жены, - если вы гнева Господа страшитесь, в своих речах не будьте ласково-любезны, чтобы в каком-нибудь (мужчине), не воспылало вожделенье (к вам). Ведите разговор пристойно. В домах своих покойно пребывайте и не кичитесь украшеньями невежества времен[4], творите ритуальную молитву, и правьте очистительную подать, Аллаху и посланнику Его послушны будьте, - ведь Он лишь хочет снять с Вас скверну, (очистить) дом его семьи, и всех вас полным очищением очистить. Вы вспоминайте (и другим) передавайте то, что из знамений и мудрости Аллаха зачитывают вам в ваших домах, - ведь благосерден Аллах и ведуш!"[5] 

Причина ниспослания айата:

Существует два совершенно различных взгляда о причинах ниспослания 28-34-ых айатов суры аль-Ахзаб и многие предания сходятся по этой теме обусловленны на данных двух основных суждениях. 

По преданию благославенной Аишы, переданного Бухари, благославенная Аиша сказала: "когда женам Посланнику Аллаха было предложено сделать выбор между ним и мирскими благами, Пророк сначала пришел ко мне и сказал Аиша, я расскажу тебе об одном уведомлении, но не спеши с ответом и даже обсуди это с родителями и только после этого сообщи мне свое решение'.  Затем прочитал мне айат "О Пророк, скажи своим супругам:  'если вы жизни ближней и прикрас ее хотите, то приходите: я доставлю радость вам и отпущу с достоинством и честью (на свободу)... Я сказала, ‘что мне обсуждать с родителями? Без сомнения, я предпочитаю Аллаха и Его Посланника.' После моего ответа Пророк по очереди навестил и других жен. Все, без исключения, остановили свой выбор на Аллахе, Пророке и загробной жизни".[6]

За основу второго взгляда принимается следуюшее предание, известное как "хадис киса": Пророк находился в доме супруги Умму Саламы. Дочь Фатима пришла с посудиной, в которой находилась еда из мяса и муки. Пророк попросил Фатиму позвать досточтимого Али и сыновей Хасана и Хусейна и всем вместе разделить трапезу. Фатима пошла и позвала их. Когда они пришли, все вместе сели за еду. Во время еды был ниспослан айат: "... Ахль аль-Бaйт! ведь Он лишь хочет сныть с Вас скверну, (очистить) дом его семьи, и всех вас полным очищением очистить". Пророк Мухаммад взяв под свою широкую верхнюю одежду (киса) досточтимых Али, Фатиму, Хасана и Хусейна сказал: "Вот это мой Ахль аль-Бaйт и самые близкие" и вслед за этим вознеся руки к небесам начал молить Всевышнего: "Всемогущий Аллах, храни их от всяких бед и нечистот!" Тогда Умму Салама просунула голову из-за занавески и сказала: 'О Посланник Аллаха, каково мое положение?', на что Пророк ответил: "Ты в заслуженном месте".[7]

Что подразумевается под Ахль аль-Бaйт?

a) Супруги Пророка:

Данный айат, в единстве с сийак и сибак, полностью относится к супругам Пророка. Ибн Аббас (у.68/687), Икрима (у.104/722), Ибн Джабир ат-Taбери (у.310/922), Имам Матуриди (у.333/944), Кады Абдулджаббар (у.415/1025), Замахшари (у.534/1143), Kуртуби (у.671/1272), Kады аль-Бейдави (у.685/1286), Несефи (у.710/1310), Хазин (у.741/1341), Ибн Кесир (у.774/1372) - единогласно считают, что здесь под Ахль аль-Бейт подразумеваются супруги Пророка Мухаммада[8].

б) Члены семьи Пророка(супруги, Али, Фатима, Хасан и Хусейн):

По мнению другой части толкователей Корана: "айат подразумевает супруг Пророка и членов его семьи досточтимых Али, Фатиму, Хасана и Хусейна" и вместе с ними по причине замужества двух дочерей Пророка Мухаммада Умму Гульсум и Рукийе данный айат охватывает и досточтимого Усмана, заслужившего прозвище зиннурейн, и их детей. Например Элмалылы М. Хамди Языр сказал: как явялются из Ахль аль-Бaйта внуки Пророка досточтимые Хасан и Хусейн, так и досточтимый Али, который вырос в доме Пророка и затем проживая там вместе с досточтимой Фатимой заслужил особый статус. Поэтому он тоже считается из Ахль аль-Бaйта. Но принадлежность их к Ахль аль-Бaйту не является препятсвием для других дочерей и их детей тоже быть из Ахль аль-Бaйта. Напротив, их тоже надо принимать за Ахль аль -Бaйт.[9]

в) Досточтимый Али, досточтимая Фатима, досточтимый Хасан и досточтимый Хусейн:

По мнению части толкователей Корана, большинство из которых являются шиитами, данный айат относится не к супругам Пророка, а только к его прямым потомкам досточтимым Али, Фатиме, Хасану, Хусейну и двенадцати имамам, которые происходят из их рода.

По мнению, основанному на суждении Табиун Абу Саид аль-Худри, Муджахид (у.103/721) и Катади (у.117/735) в этом айате под Ахль аль-Бaйт подразумеваются только досточтимые Али, Фатима, Хасан и Хусейн. Потому что наличие в айате местоимения "кум" выражает множественное число мужского рода. В случае, если бы в айате подразумевались супруги Пророка Мухаммада, то было бы использовано местоимение множественного числа женского рода.[10]

اٰمَنَ الرَّسُولُ بِمَٓا اُنْزِلَ اِلَيْهِ مِنْ رَبِّه۪ وَالْمُؤْمِنُونَۜ كُلٌّ اٰمَنَ بِاللّٰهِ وَمَلٰٓئِكَتِه۪ وَكُتُبِه۪ وَرُسُلِه۪ۜ لَا نُفَرِّقُ بَيْنَ اَحَدٍ مِنْ رُسُلِه۪۠ وَقَالُوا سَمِعْنَا وَاَطَعْنَا غُفْرَانَكَ رَبَّنَا وَاِلَيْكَ الْمَص۪يرُ ﴿285﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: "Мы не делаем различий между Его посланниками". Они говорят: "Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, т к Тебе предстоит прибытие".
(аль-Бакара, 2/285)