Отчего имя - Мухаммад?

Editor


Отчего имя - Мухаммад?

ImageИбн Араби говорит: "Творения приходят в этот мир, становятся зеркалом, в котором отражаются божественные имена, показываются в нем и исчезают".  Отражения божественного мира также являются именами такого рода. Возможно, именно по этой причине новорожденным дают имена, происходящие от Прекрасных имен Аллаха, как, например, имя Абдаррахман, подчеркивая тем самым испытываемое чувство близости к Аллаху. Такое имя для получившего его человека в дальнейшем будет напоминать на бренной земле о бесконечной милости Аллаха и позволит всегда помнить о Создателе.

Имена предстают перед нами  еще одной из своих граней: они выделяют нас из множества окружающих нас людей, хотя, с другой стороны, мы существуем нераздельно от нашего окружения. Подобно тому, как своими именами мы  оставляем след в этом мире, в мире Грядущем мы будем вызваны теми же именами, какие носили при жизни. Об этом мы узнаем из хадиса Пророка, в котором говорится: "В День Воскресения вас будут вызывать по вашим именам и именам ваших отцов. Поэтому берите себе красивые имена".  Однако наставления Пророка о нюансах имянаречения не ограничиваются только этим. Сподвижники приносили своих новорожденных детей к Посланнику Аллаха сразу, как только они рождались и даже не успевали припасть к материнской груди. Кроме того, Пророк давал новые имена некоторым людям из своего окружения, если их  прежним именам  был присущ плохой смысл.

Имена, которые выбирал досточтимый Пророк.

Установлено, что давая имена детям, Посланник Аллаха исходил из благих ожиданий. Если мы обратим внимание на имена, которые Пророк давал новорожденным, то увидим, что в большинстве случаев это были имена древних пророков, таких, как например, Ибрахим, или же это были составные имена как, например: Абдаллах или Абдаррахман, которые получаются путем добавления слова "раб" к одному из прекрасных имен или качеств Аллаха. Нам известно, что называть именами пророков брало свое начало в  надежде Посланника Аллаха на то, что люди пойдут путем пророков. В то же время носители имен пророков поддерживают живую память об этих выдающихся людях. Действительно, отныне имена переставали быть малозначимыми словами и превращались в связующее звено с обозначаемыми ими понятиями или людьми, которые их когда-то носили.

Имя Мухаммад

Мы можем сказать, что именно в этом кроются корни особого желания многих  верующих более поздних поколений к наречению своих детей именем Мухаммад. Со временем имя Мухаммад стало одним из имен, которые чаще всего выбираются для наречения детей. Поступая таким образом, родители стремятся поддерживать живую память о дорогом Пророке и дать тому, кто будет носить это имя, прекрасный образец для подражания.

Здесь будет уместно вспомнить одну из прекрасных турецких поговорок: "Соответствовать своему имени". Нам известно, издавна живет вера в то, что имя влияет на его носителя. Об этом утверждении, конечно, можно спорить, однако интересующий нас аспект проблемы заключается в частом выборе представителями культуры, в которой живет такая вера, имени Мухаммад или других имен Пророка, таких как Ахмад, Махмуд, Мустафа.  В наши дни достаточно посмотреть вокруг чтобы выяснить, что имена Пророка Мухаммада (Асма-и Наби) во главе с именем Мухаммад, являются одними из наиболее часто выбираемых имен.

С другой стороны очевидно появление различных мнений по этому вопросу с течением времени. В частности, в нашем обществе на человека, носящего имя Мухаммад возлагается большая ответственность, и не каждый человек способен отвечать этим высоким требованиям. С течением времени распространились представления, согласно которым нельзя кричать на ребенка по имени Мухаммад, поскольку посредством имени он связан с Пророком. Считается, что кричащий проявляет тем самым непочтительность к пророку. В последние годы мы наблюдаем, что имя Мухаммад получает все более и более широкое распространение в народе, восстанавливая свою давнюю популярность.

Обратив внимание на взгляды родителей, выбравших для своих детей имя Мухаммад, а также представления некоторых из тех, кто носит это имя, мы обнаружили, что подобные соображения бытуют в нашем обществе до сих пор. Однако, при взгляде на мотивы, исходя из которых родители, разделяющие подобные взгляды, выбирают это имя, выяснилось, что в частности, они следуют практике, которую проводил в этом вопросе сам Пророк, а в общем, стремятся сделать его жизнь примером для подражания.

Взгляды Пророка Мухаммада на выбор его имени

Наше исследование, проведенное с целью прийти к  краткому заключению о причинах выбора имени Мухаммад, показало, что к настоящему моменту в этом вопросе существуют два противоположных подхода. Несмотря на то, что каждый из этих подходов в своей основе исходит из почтения по отношению к досточтимому Пророку, наиболее значимым фактором являются заветы Посланника Аллаха. Вот что говорится в одном из переданных Муслимом хадисов на эту тему: Некий человек назвал своего ребенка именем Мухаммад, но его соплеменники заявили, что он не имеет права называть ребенка именем Посланника Аллаха. Когда дело дошло до самого Посланника Аллаха, он сказал: "Нарекайте  моим именем; но не давайте мою кунью,  ибо только я являюсь Касимом (Распределяющим) и распределяю между вами".


وَالَّذ۪ينَ اٰمَنُوا بِاللّٰهِ وَرُسُلِه۪ٓ اُو۬لٰٓئِكَ هُمُ الصِّدّ۪يقُونَۗ وَالشُّهَدَٓاءُ عِنْدَ رَبِّهِمْۜ لَهُمْ اَجْرُهُمْ وَنُورُهُمْۜ وَالَّذ۪ينَ كَفَرُوا وَكَذَّبُوا بِاٰيَاتِنَٓا اُو۬لٰٓئِكَ اَصْحَابُ الْجَح۪يمِ۟ ﴿19﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Уверовавшие в Аллаха и Его посланников - это правдивейшие люди. А павшие мученики находятся возле своего Господа, им уготованы их награда и их свет. А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, являются обитателями Ада.
(аль-Хадид, 57/19)