Образец Тактичности и Терпимости Сафийа Бинт Хувей
(радыйаллаху ‘анха)
Сафийа бинт Хувей (радыйаллаху ‘анха) была еще одной счастливицей, удостоившейся стать матерью всех правоверных после освобождения из плена… Она стала одной из величайших сподвижниц Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), после того как выбрала Аллаха и религию Ислам, оставив свой неверный народ… Она была скромной, умной, вежливой и отзывчивой женщиной… Образец тактичности и терпимости…
Она происходила из рода пророка Харуна (алейхиссалам). Ее отцом был Хувей ибн Ахтаб, глава Бани Надир – одного из иудейских племен. Ее мать Барра бинт Самран принадлежала известному роду Бани Курайза. Таким образом, и по отцовской, и по материнской линии Сафийа (радыйаллаху ‘анха) имела благородное происхождение. Родилась она в Медине.
После того как иудеи поступили предательски, нарушив заключенное при Хайбаре соглашение, их изгнали в Хайбар. Вместе со своим народом была изгнана и Сафийа.
Благодаря совему прекрасному нраву и авторитету их семьи в этом племени, Сафийа пользовалась уважением и любовью жителей Хайбара. Ее помолвили с первым поэтом Хайбара и командиром Саллямом ибн Мишкемом. Когда же они расстались, она вышла замуж за Кинана ибн Абу аль-Хукайка, коменданта крепости “аль-Камус”.
Однажды она увидела сон. Ей приснилось, как полная луна, пришедшая со стороны Медины, вплыла в ее комнату. Наутро она рассказала свой сон мужу. Ее рассказ внезапно вызвал гнев Кинана:
“Не хочешь ли ты уйти к повелителю Хиджаза Мухаммаду? Не хочешь ли стать его женой?” – вскричал он, а потом сильно ударил ее по лицу.
Несмотря на то, что от удара у Сафийи на лице появился синяк, она стерпела эту обиду. Ибо увиденный сон произвел на нее сильное впечатление. Она будто почувствовала, что приближается время, когда и ее озарит свет Ислама. Она поверила, что скоро ее сердце наполнится верой. Хотя судьба готовила для нее еще больший подарок, ведь ей суждено было стать не только мусульманкой, но и женой самого Посланника Аллаха.
А произошло это так.
В седьмом году хиджры Посланник принял решение выйти с походом на Хайбар. И там иудеи племен Бани Надир и Бани Курайза не хотели спокойно жить. Ибо и там они продолжали сеять смуту. Нисколько не считаясь с заключенным ими же договором, они вошли в сговор с Курайшитами и стали преследовать караваны мусульман.
По этой причине Солнце обоих миров видел необходимым поход на Хайбар, ибо это имело целью погасить огонь раздора и нечестия в самом его очаге, сделать все их происки тщетными и обрести гарантированную безопасность для торговых караванов, следующих в Сирию. Сахабы, только недавно вернувшиеся из похода в Худайбийю, были уставшими. Но божественное повеление снизошло, и решение было принято.
Так, сахабы стали готовиться идти на Хайбар. В этом походе Посланника Аллаха сопровождала мать всех правоверных Умму Салaма .
Битва при Хайбаре была ожесточенной. В ней участвовал досточтимый Али (радыйаллаху ‘анху), проявивший беспримерный героизм и храбрость. Пятнадцать человек из числа мусульман стали шахидами, и было убито около ста иудеев. Много иудеев было взято в плен и захвачено большое количество трофеев. Среди пленных оказалась и Сафийа. Ее отец и муж были убиты в сражении.
По окончании сражения всех пленных собрали в одной из крепостей, здесь же сложили трофеи.
Чтобы приблизить и расположить к себе некоторые рода и племена, Солнце обоих миров (саллаллаху алейхи ва саллам), как известно, использовал брак в качестве политического хода, не только устанавливая родственные связи со своими противниками, но склоняя их сердца к Исламу. Поэтому он пожелал увидеть Сафийю, находящуюся среди пленных. Он велел Билалю Хабаши (радыйаллаху ‘анху) привести ее.
Когда Билал (радыйаллаху ‘анху) повел Сафийю вместе с дочерью ее дяди к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам), они проходили мимо тел убитых иудеев. Увидев мертвые тела, женщина, которая была вместе с Сафийей, начала кричать, раздирая себе глаза и посыпая голову землей. Вся ее одежда и волосы были перепачканы землей. Когда они вошли к Пророку милости (саллаллаху алейхи ва саллям) и он узнал от Билаля (радыйаллаху ‘анху), что произошло, то сказал:
“О Билал! Неужели ты совсем потерял чувство сострадания, что повел этих женщин мимо убитых? Разве таким образом ты должен был привести их ко мне?” – выразив недовольство его действиями.
Несмотря на сильный страх Сафийа бинт Хувей выглядела спокойной. Когда она предстала перед Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), он накинул на нее покров и начал разъяснять религию Ислам. В заключение он предложил ей: “О Сафийа! Если ты примешь Ислам, я возьму тебя в жены. Если же ты пожелаешь остаться в своей вере, то будешь отпущена и вернешься к своему народу”.
Пророк милости и милосердия (саллаллаху алейхи ва саллам),если пожелал, мог бы оставить ее у себя как пленницу. Но он не сделал этого, показав пример того, как следует обходиться с теми, кто оказался в неволе, и не в силах себе помочь. Таким образом, он показал всем, что в основу отношения к человеку всегда и во всем должны быть положены критерии милости и сострадания, независимо от статуса человека, даже если он находится в плену. Человечность и свобода выбора своей веры. Он использовал любую возможность, чтобы открыть людям всю красоту Ислама. Каждому событию он давал оценку, исходя из этой точки зрения.
Сафийа бинт Хувей была очень благородной и умной женщиной. Поэтому это предложение нисколько не удивило ее. И то, что она скоро станет женой Посланника Аллаха , ей стало ясно из сна, в котором она увидела, как к ней в комнату вплыла луна, пришедшая из Медины. Поэтому она без колебаний ответила: “О Посланник Аллаха! Еще до того как ты призвал меня к Исламу, я страстно желала стать мусульманкой и уверовала в тебя еще до того, как тебя увидела. Теперь меня уже ничего не связывает с иудеями, и я не нуждаюсь в них. В Хайбаре у меня не осталось ни отца, ни брата. Вы освободили меня. Я предпочитаю остаться с Аллахом и Его Посланником, чем получить свободу и вернуться к своему народу”.
Гордость вселенной был очень рад тому, что Сафийа приняла Ислам. Он, сразу же освободив ее, отпустил на волю. Позже он заключил с ней брак, удостоив чести стать матерью всех правоверных.
Вскоре пришло время возвращаться из Хайбара в Медину. Сафийа (радыйаллаху ‘анха) поспешила изъявить Посланнику Аллаха свое пожелание, чтобы тот не разбивал лагерь вблизи Хайбара. Прислушавшись к ее словам, Посланник велел разбить лагерь вблизи местечка “ас-Сахба”, что в двенадцати милях от Хайбара.
Умму Салама нарядила и украсила Сафийю как невесту и, умастив благовониями, ввела в шатер Посланника Аллаха. Пророк Мухаммад, чтобы развеять все ее страхи и беспокойство, начал разговаривать с ней. Он спросил, почему та пожелала остановиться подальше от Хайбара. Она ответила: “О Посланник Аллаха, то место было слишком близко к Хайбару. Я боялась, что иудеи причинят вам какой-нибудь вред. Ибо они могли атаковать вас или придумать еще что-нибудь”.
На следующий день состоялась свадьба. Она отличалась от других своим роскошеством. Гостей угощали особым блюдом из очищенных от косточек фиников, перемешанных с маслом.
То, чего боялась Сафийа, вызывало тревогу не только у нее. Абу Аййуб аль-Ансари (радыйаллаху ‘анху) имел такие же опасения. Несмотря на то, что в эту ночь в караул были назначены другие сахабы, он всю ночь охранял шатер Солнца обоих миров. Когда, поднявшись утром, Посланник Аллаха увидел у своего шатра Абу Аййуба Аль-Ансари, он спросил, почему тот не спит в столь ранний час. Тот отвечал: “О Пророк! Я боялся, что вам могут причинить какой-нибудь вред, поэтому не спал”.
Посланник Аллаха остался очень доволен этим поступком Абу Аййуба. Такая забота очень растрогала его, и он сделал ду’а за него: “Пусть и тебя хранит Аллах”.
Посланник Аллаха был очень мягок, добр и сострадателен к Сафийе. Увидев синяк на ее лице, он спросил:
― Что это за след?
― Это след от удара Кинана, – отвечала та. Она рассказала ему свой сон и то, какой гнев он вызвал у ее бывшего мужа, – Он бросился ко мне со словами: “Ты хочешь уйти к этому повелителю Хиджаза Мухаммаду!” и ударил по лицу. Этот синяк остался от этого.
Когда Сафийа (радыйаллаху ‘анха) прибыла в Медину, она разместилась в доме Хариса ибн Ну’мана. В дом начали приходить женщины, чтобы увидеть ее и сказать: “Добро пожаловать”. Пришли и другие жены Посланника Аллаха. Когда Аиша (радыйаллаху ‘анха) вышла из покоев Сафийи, Пророк милости спросил ее:
― Как ты находишь Сафийю, о Айша?JENI
Удостоившись чести принять Ислам, Сафийа стала очень искренней мусульманкой. Она отдала себя поклонению и зикру. Ее очень обижало, когда ее называли иудейкой. Как-то досточтимые Аиша и Хафса, напомнив ей, что та была иудейкой, сказали, что вот они – не только из курайшитов, но еще и родственники с Посланником Аллаха. Это очень задело ее. Когда Посланник Аллаха вернулся домой, он увидел, что Сафийа плачет. Он спросил ее о причине ее слез. И когда та передала то, что сказали ей Аиша и Хафса, он, чтобы успокоить ее, сказал:
“Почему же ты не сказала им, что дедом твоим является Харун, дядей Муса (алейхумассалям), а мужем – Мухаммад?”
В этих словах она нашла утешение для себя и обида, ранившая ее сердце, ушла.
Посланник Аллаха всегда проявлял тактичность и деликатность в отношениях с Сафийей. В речах был с ней любезен и благожелателен. Всегда и во всем принимал ее сторону. И если в семье возникали какие-то происшествия, он всегда защищал ее.
Однажды, во время одного из походов, верблюд Сафийи заболел. Споткнувшись, он опустился на землю и больше не смог подняться. У Зайнаб (радыйаллаху ‘анха) была с собой пара свободных верблюдов. Когда же Посланник Аллаха попросил у нее одного верблюда для Сафийи, та сказала: “Неужели я отдам своего верблюда этой иудейке?” Это очень рассердило Посланника Аллаха, и после этого он не общался с Зайнаб (радыйаллаху ‘анха) два или три месяца.
Однажды Аиша сказала что-то относительно маленького роста Сафийи. Предостерегая ее, Посланник Аллаха сказал: “О Айша! Ты сказала такое, что если бы это попало в море,его воды стали бы грязными”.
Мать всех правоверных Сафийа (радыйаллаху ‘анха) обладала очень чувствительным сердцем. Она была скромной и великодушной. Она никогда не придавала большого значения мирскому, а когда ей выпала честь стать женой Солнца обоих миров (саллаллаху алейхи ва саллям), она направила все свои стремления к достижению счастья жизни вечной. Ведь она раз и навсегда уверовала в то, что истинная жизнь – это жизнь после смерти и все, что ожидает человека после смерти – вечно, а все, что в жизни этой – тленно. Когда она приехала в Лучезарную Медину, подарила все свои драгоценности дочери Посланника досточтимой Фатыме и его женам (радыйаллаху ‘анхунна).
Она очень любила Посланника Аллаха. Она от всей души старалась услужить и угодить ему. Она очень хорошо готовила и всегда посылала Посланнику Аллаха еду. Она не хотела расставаться с ним. Как-то, когда Посланник Аллаха совершал итикаф – находился в уединении в своей мечети, пребывая в поклонении, она пришла его навестить. Они пробыли вместе около часа. Потом она попросила разрешения и встала, чтобы уйти. Дом ее был был далеко от мечети. А так как уже стемнело, Посланник Аллаха не хотел отпускать ее одну. Поэтому он направился к выходу, чтобы немного проводить Сафийю (радыйаллаху ‘анха).
Когда они поравнялись с дверями Умму Саламы (радыйаллаху ‘анха), у входа в мечеть показались двое ансар. Сахабы, боясь причинить им беспокойство своим внезапным появлением, поздоровались и поспешили удалиться. Но Гордость вселенной (саллаллаху алейхи ва саллам) окликнул их: “Не спешите!.. Стойте, остановитесь!.. Женщина, которая рядом со мной, – это Сафийа бинт Хувей”.
На это сахабы ответили: “Субханаллах!.. Мы просим прощения у Аллаха, о Пророк!” – подтверждая свое уважение к нему и объясняя, что не имели в виду ничего плохого.
Солнце обоих миров (саллаллаху алейхи ва саллам), желая на их примере преподать урок всей своей умме, сказал им то, что в последствии стало критерием для каждого мусульманина: “Несомненно, шайтан ходит в теле человека подобно тому,как кровь ходит в его венах. Я побоялся, что шайтан мог подсказать вам какую-нибудь дурную мысль”. Таким образом, он не только избавил своих сахабов от сомнений, но еще предупредил о том, что человек может оказаться один на один перед такой опасностью в любой момент.
Сафийа (радыйаллаху ‘анха) высоко чтила и во всем была послушна Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам). Ведь даже ее отец и дядя, после того как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) переселился в Медину, признавали в разговоре друг с другом: “Он пророк, о котором говорится в нашем священном писании”. Однако, несмотря на это, оба они впоследствии выступили против Посланника Аллаха, Сафийа (радыйаллаху ‘анха) осталась верна своей религии. А позже присоединилась к семье Пророка, в которого верила и любила. И теперь никогда не упускала возможности, чтобы служить ему и быть хорошей женой. Ведь служение ему составляло истинное наслаждение для нее.
Сафийа (радыйаллаху ‘анха) очень страдала, если Посланник Аллаха болел. Она желала, чтобы вместо него, его боль чувствовала она. Когда до его смерти оставались считанные дни, и состояние его ухудшилось, жены Пророка собрались возле него в обители счастья. Тогда Сафийа в порыве искреннего сострадания обратилась к Посланнику Аллаха:
“Если бы только вместо тебя лежала я. Если бы только вместо тебя эту боль чувствовала я”.
Услышав это, жены Посланника Аллаха стали перешептываться между собой. Пророк милости (саллаллаху алейхи ва саллам), заметив это, сказал: “Сафийа правдива в своих словах!”
Сафийа (радыйаллаху ‘анха) не была злопамятна. Она всегда прощала обиды. Была снисходительна к тем, кто ошибался. Рассудительна. Ей были свойственны кротость, мягкость характера, добрый нрав, серьезность. Как-то во время правления досточтимого халифа ‘Умара (радыйаллаху ‘анху) ее служанка пожаловалась на нее: “Сафийа до сих пор не оставила обычаев иудеев. Чтит субботу и продолжает общаться с ними”. Когда досточтимый ‘Умар (радыйаллаху ‘анху) пришел к ней, чтобы узнать об этом от нее самой, она ответила: “Я продолжаю отношения с иудеями лишь потому, что меня с ними соединяют родственные связи. И я лишь поддерживаю отношения с родственниками. И какой же для меня может быть прок в том, что я почитаю субботу, когда Всевышний Аллах дал нам вместо нее пятницу?” – объяснив таким образом, что жалоба ее служанки не имеет никаких оснований. Досточтимый ‘Умар (радыйаллаху ‘анху) ничего не ответил.
Сафийа (радыйаллрадыйаллаху ‘анха), узнав, что жалоба эта исходила от служанки, позвала ее к себе и спросила: “Кто же надоумил тебя на эти сплетни?” Та ответила: “Это наущения шайтана”. Услышав такой честный ответ, Сафийа (радыйаллаху ‘анха) не стала сердиться и отпустила служанку. Сафийа (радыйаллаху ‘анха) была очень щедрой. Она раздавала все, что имела. Она умерла в 50 году хиджры в возрасте шестидесяти лет, оставив после себя состояние в сто тысяч дирхемов. Она завещала отдать половину своего состояния племяннику, а остальное раздать бедным.
Сафийа (радыйаллаху ‘анха) прожила с посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) четыре счастливых года и передала около десяти его хадисов.