Благородный ‘Усман (радыйаллаху анху) является третьим из четырех великих праведных халифов, удостоившийся чести служить жизнью своей и имуществом Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и связать себя с ним родственными узами. Как при Посланнике Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и во время правления праведных халифов Абу Бакра и ‘Умара (радыйаллаху анхума), так и в период собственного правления, он прославил себя многими великими делами.
Зин – Нурейн
Благородный ‘Усман (радыйаллаху анху), удостоившийся чести и счастья быть мужем дочери Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) благочестивой Рукиййи, после смерти своей любимой жены погрузился в печаль. Когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у него, отчего он так сильно печалится, благородный ‘Усман так выразил истинную причину своей скорби: “О Посланник Аллаха! То, что обрушилось на меня, не случилось ни с кем. Когда умерла ваша дочь Рукиййя, прервалась родственная связь между Вами и мной!”
Он отклонял все предложения родных жениться снова: “Кого же я могу представить себе в роли тестя после Посланника Аллаха? Да на ком мне жениться, после того как я был женат на Его дочери?”
Эти мысли доставляли ему настоящие душевные страдания. Тронутый необыкновенной любовью и привязанностью благородного ‘Усмана к себе, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) выдал за него свою младшую дочь Умму Гульсум. За то, что благородный ‘Усман удостоился чести быть мужем двух дочерей Пророка, его называли “Зин-Нурейн”, то есть “обладающий двумя Нурами”. Когда через какое-то время Умму Гульсум умерла, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), выражая свою особую любовь и дружеские отношения к благородному ‘Усману, сказал: “Если бы у меня была и третья дочь, то я непременно выдал бы и ее за тебя!”
Ибо благородный ‘Усман (радыйаллаху анху), мудрый, проницательный, тонкий, щедрый, любимый всеми, обладающий божественным познанием и чувствительным сердцем, мягким нравом и исключительной скромностью, по выражению Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), среди всех остальных сахабов по нраву был более всего похож на него самого.
Кроме того, среди сахабов не было никого, кто мог бы сравниться с ним в красноречии. Однако говорил он всегда кратко и по существу.
Символ справедливости Благородный ‘Усман (радыйаллаху анху) был во всех проявлениях образцовой личностью, но особенно отличало его обостренное чувство стыда.
Например, однажды в комнату, где сидел Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) вместе с Айшой, с его разрешения вошел благородный Абу Бакр. За ним вошли благородный ‘Умар и Са’д бин Малик (радыйаллаху анхум). Когда разрешение войти в комнату попросил благородный ‘Усман (радыйаллаху анху), Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сразу выпрямился, приняв ровную осанку, а матери всех правоверных благочестивой Айше велел уйти.
Благородный ‘Усман (радыйаллаху анху) вошел, побеседовал некоторое время и, попрощавшись, ушел. Когда Айша (радыйаллаху анха) спросила Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), почему он не изменил своей позы, когда вошел ее отец и другие сахабы, и почему принял ровную осанку и даже велел ей уйти, когда пришел ‘Усман, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил так: “Как же мне не испытывать чувства стыда перед человеком, которого стыдятся даже ангелы?! Клянусь Аллахом, ангелы стыдятся ‘Усмана так же, как они стыдятся Аллаха и Посланника Его. Если бы ты была рядом со мной в то время, пока он находился в комнате, то он не разговаривал и не поднимал бы головы до самого своегоухода”.
Благородный ‘Усман, который стал символом стыдливости и благовоспитанности, желая направить людей на путь истины, говорил так: “Защита глаз от запретного – какое же это прекрасное прикрытие, чтобы спастись от искушения!”
Как передает Анас, однажды он по пути к ‘Усману (радыйаллаху анхума), повстречал женщину. Ее красота поразила его. Охваченный мыслями о ней, он вошел к ‘Усману. ‘Усман (радыйаллаху анху), взглянув на него, сказал:
– Эй, Анас! Ты заходишь сюда, несмотря на то, что в твоих глазах следы прелюбодеяния.
Анас был поражен словами ‘Усмана (радыйаллаху анхума):
– Как, разве и после кончины Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) продолжают приходить откровения?
‘Усман (радыйаллаху анху) ответил:
– Нет, это проницательность и правильное рассуждение.
Как прекрасно раскрывает следующий хадис-шариф ценность прекрасной нравственности и благовоспитанности этого благородного сахабы перед Господом: “Как-то раз благородный ‘Али (радыйаллаху анху), при-неся господину Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) воду для омовения, спросил у него: “О Посланник Аллаха! Кто будет первым человеком, который будет призван к ответу в день Страшногосуда?” Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: “Я! Я смогу находиться перед Аллахом столько, сколько пожелаю. Затем я выйду со всеми прощеными грехами”.
Когда последовал вопрос о том, кто будет следующим, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: “Следующим будет Абу Бакр. Он также будет находиться перед Аллахом столько, сколько захочет и выйдет с прощенными грехами”. Благородный ‘Али опять спросил: “Кто будет следующим?”
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: “Затем будет ‘Умар бин Хаттаб. И он предстанет перед Аллахом и выйдет от Него с прощенными грехами”.
Благородный Али продолжал спрашивать: “Кто будет следующим?” Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: “Следующим будешь ты”. Благородный Али удивился: “А ‘Усман бин Аффан?” Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: “’Усман обладает стыдливостью в такой высочайшей степени,что я попросил Господа не призывать его к ответу. И Господь принял мое ходатайство” (Мухаммад Ар-Рафии Аль-Казвини, Ат-Тадвин фи Ахбари Казвин, 1/114).
Там, где не принимают Посланника Аллаха, нет и меня!
Благородный ‘Усман (радыйаллаху анху) был привязан к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и любил его всем сердцем. Даже поданный им знак он воспринимал как приказ и ради него был готов на любые испытания.
Например, в день Худайбийа ‘Усман (радыйаллаху анху) был направлен Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) в качестве парламентера в Мекку. Он объяснил мушрикам, что сахабы желают совершить умру. Однако мушрики в тот год не дали на это разрешения. А ‘Усману предложили: “А ты, если хочешь, можешь сейчас один совершить таваф!..”
‘Усман (радыйаллаху анху), еще раз подтверждая свою верность и преданность Аллаху и Его Посланнику (саллаллаху алейхи ва саллям), ответил на это предложение так: “Я не сделаю этого, пока Пророк не совершит обход Каабы! Я могу посетить Байтуллах только после него. Там, где не принимают его, нет и меня!..” (Ахмад, IV, 324).
Когда среди мусульман, ожидавших в Худайбийе, прошла молва, что благородный ‘Усман убит и стал шахидом, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) объявил сахабам, что, если понадобится, они будут сражаться с мушриками. В это время он принимал присягу на верность у сахабов и, так как ‘Усмана (радыйаллаху анху) с ними не было, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), взял одну свою руку в другую и провозгласил: “О Аллах! Это клятва ‘Усмана. Несомненно, он находится на службе Тебе и Твоему Посланнику”.
Вскоре от мушриков прибыл полномочный представитель, чтобы заключить соглашение с мусульманами. А следом за ним возвратился благородный ‘Усман, живой и невредимый.
Солнце благородства и душевной щедрости
Любовь ‘Усмана (радыйаллаху анху) к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), являющаяся проявлением верности и преданности, служит примером для всей уммы, как и удивительная щедрость его души, о чем он свидетельствовал сам: “Благо, заключенное в богатстве, – это признательность и благодарение Аллаху. А благодарение Аллаху выражается в том, чтобы делать щедрые пожертвования (инфак)”.
И эти прекрасные слова никогда не расходились с его благими делами. Например, ради довольства Аллаха, он освободил, а также содействовал освобождению сотен рабов.
Во время очень трудной военной кампании в Табуке, благородный ‘Усман, подготовив и полностью снарядив 300 верблюдов, принес их в дар войску. Кроме того, он пожертвовал еще и тысячу динаров. Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), выражая свою благосклонность к нему и сообщая благую весть о нем, сказал: “Что бы ни совершил ‘Усман впредь, ничто не принесет ему вреда, благодаря его щедрому и бескорыстному пожертвованию на пути Аллаха (инфак)”.
А вот другой пример. Когда благородный ‘Усман (радыйаллаху анху) совершил хиджру в Медину, он узнал, что мусульмане там испытывают затруднения с водой. Вода во всех колодцах Медины была горькой и соленой. И лишь в колодце Рума, принадлежавшем одному иудею, вода была пресной и приятной на вкус. Иудей добывал средства к существованию, продавая воду из этого колодца. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) обратился к умме: “Кто желает выкупить колодец Рума, чтобы удостоиться в раю более благословенного источника, чем этот, при условии, что все мусульмане будут иметь равные права на пользование этим колодцем?”
То есть, человек выкупивший этот колодец должен был пользоваться им на равных правах с другими мусульманами. Благородный ‘Усман пожелал немедленно купить этот колодец, однако иудей отказался от его предложения. В конце концов, ‘Усман (радыйаллаху анху) добился того, чтобы выкупить половину доли этого колодца, то есть теперь иудеи и мусульмане могли пользоваться им через день!
Позднее он выкупил весь колодец. Посланник Аллаха спросил у благородного ‘Усмана: “Не передашь ли ты в дар людям этот колодец, чтобы они были обеспечены водой?”
И тогда он, приняв предложение Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), подарил колодец мусульманам. Таким образом, благодаря милости и щедрости благородного ‘Усмана, мусульмане Медины избавились от трудностей с водой. Согласно преданию, ‘Усман (радыйаллаху анху), проявляя величайшую скромность, также как и все, вставал в очередь за водой из колодца, который сам выкупил и пожертвовал для нужд людей. По другому преданию, это проявление беспримерной щедрости благородного ‘Усмана (радыйаллаху анху) стало причиной ниспослания следующих священных аятов: (В тот день праведникам будет сказано): “О душа, обретшая покой! Вернись к Господу своему снискавшей радость и довольство! Войди в круг Моих рабов! Войди в Мой рай!” (аль - Фаджр, 89/27-30).
Когда, с распространением Ислама и увеличением количества мусульман, переселившихся в Медину, Масджид ан-Наби (Мечеть Пророка) не стала вмещать всех молящихся, люди стали ставить шатры вокруг мечети. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) призвал мусульман: “Тот, кто расширит пространство нашей мечети хотя бы на один локоть, попадет в рай!”
Благородный ‘Усман (радыйаллаху анху) ответил тогда: “О Посланник Аллаха! Да станет все мое имущество жертвой для Тебя! Я беру на себя дело расширения мечети!”
По этому поводу был ниспослан следующий айат: “Только тот может соорудить мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Судный День, кто совершает салят, вносит закят и не боится никого, кроме Аллаха. Возможно, они и будут на верном пути” (ат-Тауба, 9/18)24.
Когда благородный Али собирался жениться на Фатыме аз-Захра (радыйаллаху анхума), любимой дочери Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), он велел отнести на рынок свои доспехи, чтобы вырученные деньги использовать на свадебные расходы. Благородный ‘Усман (радыйаллаху анху), увидев на базаре эти доспехи, узнал в них доспехи ‘Али. Подозвав к себе продавца, он спросил:
– Сколько хочет за эти доспехи их хозяин?
– 400 дирхамов.
И отправил доспехи вместе с четырьмястами дирхамами ‘Али. Благородный ‘Усман сказал при этом: “Этих доспехов не достоин никто, кроме тебя. Используй эти 400 дирхамов на свадебные расходы и прости нас”.
Очень назидателен и этот случай, в котором проявились превосходство души и богатство внутреннего мира досточтимого ‘Усмана (радыйаллаху анху) – солнца благородства и щедрости.
Как-то во время правления благородного Абу Бакра (радыйаллаху анху) в Медине возникли большие продовольственные затруднения. В этот момент из Дамаска прибыл караван из ста верблюдов, нагруженных пшеницей, принадлежавший благородному ‘Усману (радыйаллаху анху).
Люди, увидев караван, бросились к нему, чтобы купить пшеницы. Они предлагали даже семь дирхамов за пшеницу, которая стоила один. Благородный ‘Усман (радыйаллаху анху) сказал им: “Нет. Есть тот, кто дает больше, чем вы. Продам ему!”
Асхаб аль-Кирам, огорченные происшедшим, пришли к досточтимому Абу Бакру (радыйаллаху анху) и пожаловались на ‘Усмана. Абу Бакр, понявший глубокий смысл слов ‘Усмана (радыйаллаху анхума), ответил им так: “Не думайте плохо об ‘Усмане! Он является зятем Посланника Аллаха и его другом в Обители Рая. Наверняка вы неправильно поняли его слова”.
Прийдя вместе с асхабами аль-кирам к благородному ‘Усману, Абу Бакр (радыйаллаху анху) обратился к нему: “О ‘Усман! Асхаб аль-кирам очень огорчили твои слова”.
Благородный ‘Усман ответил: “О халиф! Они предлагают семь дирхамов, в то время как есть более Щедрый, который дает 700 дирхамов вместо одного. Мы отдадим пшеницу Тому, кто воздаст за нее в 700-кратном размере”.
Потом он раздал ради Аллаха пшеницу, нагруженную на сто верблюдов, беднякам и нуждающимся Медины. А сто верблюдов были принесены в жертву. Довольный благодеянием ‘Усмана, благородный Абу Бакр поцеловал его в лоб и сказал: “Я еще раньше почувствовал и понял тонкий смысл твоих слов, который не сумели постичь сахабы”.
Влюбленный в Коран
В основе прекрасных качеств и высокой нравственности благородного ‘Усмана, вне всякого сомнения, было духовное воздействие Священного Корана, ниспосланного на благословенное сердце Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).
Благородный ‘Усман, поистине, был влюбленным в Коран рабом Аллаха. Он говорил: “В мире земном мне была привита любовь к трем вещам: кормить досыта голодных, обеспечивать одеждой тех, кто нуждается в ней, а также – к чтению Корана”.
Праведный Абу Бакр, ставший халифом, собрал комиссию из авторитетных сахабов, которая сопоставила записанные айаты Корана с заученными хафизами. Затем все айаты были собраны в единую книгу “Мусхаф” и расположены в порядке, указанном Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) при жизни. Когда Ислам распространился на значительных территориях, в разных странах, третий халиф благородный ‘Усман возглавил почетную миссию по размножению Священного Корана. В тридцатом году по хиджре он разослал Мусхафы в крупные центры. Так он предотвратил возможные разногласия и споры в отношении Священного Корана.
Священным правилом благородного ‘Усмана (радыйаллаху анху) было, проснувшись, с благоговением целовать Книгу Аллаха. Он говорил: “Не хочу жить ни одного дня или ночи, без того чтобы не раскрыть и не почитать Книгу Аллаха” (Канз,1225).
Таким образом, от частого пользования два его Мустахафа пришли в состояние ветхости. Абдуррахман бин ‘Усман Ат-Тайми рассказывал: “Однажды благородный ‘Усман совершил намаз, прочитав в одном ракате Коран от начала до конца”.
Аскетизм и скромность
Это были нормы и правила жизни тех благословенных сахабов, которые взошли на вершины духовности, превратившись в маяки, сквозь века освещающие путь идущим за ними. Несмотря на широкие материальные возможности, которыми многие из них располагали, они вели очень скромный образ жизни, стремясь в своем усердии приблизиться и быть похожими на Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Благородный ‘Усман был всегда одет в очень простую и чистую одежду, сшитую из недорогого грубого сукна. После обеда он спал в мечети прямо на земле, и к его благословенному телу прилипали мелкие камушки. Он потчевал других дорогими вкусными явствами в то время, как сам довольствовался уксусом и оливковым маслом.
Благородный ‘Усман (радыйаллаху анху), проводивший дни в постах, а ночи в поклонении, ночью сам приносил себе воду для омовения, объясняя это тем, что эти часы были временем для отдыха его слуг, и он не желал доставлять им беспокойство. Абуль-Фурат рассказывает об одном случае, который отражает душевную тонкость и чуткость благородного ‘Усмана, тщательно соблюдающего права рабов: “’Усман сказал своему слуге: “В свое время я оттаскал тебя за уши. Что ж, отплати мне тем же”. Слуга взял его за ухо. Благородный ‘Усман (радыйаллаху анху) подбодрил его: “Тяни сильнее, сынок. Месть только в этом мире, а в вечном мире ее нет”.
Павший за веру
Правление благородного ‘Усмана, отличающегося скромностью и справедливостью, принесло благоденствие подданным и ознаменовалось большими завоеваниями. В состав халифата вошли Кипр, Тараблус, Табаристан, Армения, была начата морская торговля. Были предприняты походы на острова Родос, Мальта и в Византию. Огромный морской флот Византии был уничтожен в Средиземном море.
Эти военные походы, с одной стороны, продемонстрировали прогресс и развитие государства, с другой стороны, привели народ к процветанию. Увеличение богатства в обществе вызвало у некоторых людей страсть и стремление к земным благам. Огонь заговора, разожженный мунафиками, подстрекаемыми Абдуллахом бин Саба, происходившего из иудеев, объял Исламский мир, а благородный ‘Усман (радыйаллаху анху) в своем доме в Медине был захвачен мятежниками, которые, прибыв из разных краев, объединились все вместе.
Дело обернулось так, что его лишили пользования питьевой водой из колодца, который он выкупил на собственные деньги и передал в дар мусульманами. Халиф му`минов очень метко высказался о том безвыходном положении, в котором оказался по воле мятежников из среды его подданных, обращая внимание на то, что и после него будут возникать смуты: “Я подобен отцу дурных детей, которого они при жизни не слушают, а когда умрет, начинают сокрушаться по нему”.
Благородный ‘Усман не давал разрешения сахабам, которые хотели силой уничтожить мятежников, так как не хотел, чтобы из-за него была пролита кровь. Он говорил им: “Я предпочитаю тихо и с покорностью умереть до пролития крови, чем умереть после пролития крови”.
Хотя он многократно пытался образумить мятежников, они не желали прислушиваться к его увещеваниям. В тот день праведный халиф ‘Усман (радыйаллаху анху) держал пост. Он читал Священный Коран, когда принял смерть шахида от рук мятежников. Ему было тогда уже больше 80 лет.
В тот драматический момент капля священной крови отдавшего жизнь за веру халифа упала на строки айатов Корана: “…Аллаха достаточно тебе против них, ибо Он – Слышащий, Знающий” (аль - Бакара, 2/137).
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: “Клянусь Аллахом, что ‘Усман непременно будет заступником 70000 человек, уготованных для ада и введет их в рай” (Дейлами, Фирдаус, 4/360).
Попробуем же с искренним сердцем проникнуться мудростью и духовным благом изречений благородного ‘Усмана (радыйаллаху анху) в надежде получить свою долю от света знаний, ма’рифатуллах и высокой нравственности этого сахабы, чьи достоинства столь благородны и высоки.
Мудрые изречения благородного ‘Усмана
Самый разумный человек тот, кто призывает себя к суду совести, тот, кто умеет держать свой нафс под контролем, тот, кто совершает благие деяния ради жизни после смерти и тот, кто обретает свет Аллаха, чтобы рассеять мрак могилы своей”.
“Да убоится раб божий воскрешения его Аллахом слепым, в то время, как он зрячий! Тому, кто понимает сокровенные смыслы, тайны и причины, достаточно выразительного емкого слова. Те, кто духовно глух, не услышат истину…”
“Существует 5 признаков праведности и благочестия му’минов:
1. Быть рядом с теми, кто усердствует на пути истины.
2. Умение держать свой язык под контролем, воспитывая свой нафс.
3. В случае, когда он обретает что-либо, заставляющее его забыть о любви к Аллаху, уметь отличить пользу и вред для себя. Воспринимать как подарок благую возможность обретения хоть небольшой крупицы от религии!
4. Воздержанность в пище, т.е. не переполнять желудок даже дозволенной шариатом пищей из опасения, чтобы в него не попало что-либо недозволенное религией.
5. Думать, что все люди обретут спасение, в то время как только он будет уничтожен Аллахом”.
“Истинный му’мин испытывает 6 видов страха:
1. Страх потерять веру. Ибо в священных айатах сказано:
“Господи наш! После того как Ты направил наши сердца на прямой путь, не отклоняй их (с него)” (Али Им-ран, 3/8).
“О вы, которые уверовали! Страшитесь Аллаха как должно и не умирайте, не обратившись в ислам!” (Али Имран, 3/102).
2. Страх того, что ангелы запишут в книгу деяний человека то, что обесславит его в день Страшного суда. Ибо в священном айате сказано:
“В тот день она поведает [человеку] о том, что с нею, поскольку Господь твой внушил ей (поведать об этом)” (аз- Зилзаля, 99/4-5).
3. Страх, что шайтан сорвет все его планы, все окажется тщетным, что все дела человека направлены не в его пользу, а против него. (Иблис сказал): “Господи! За то, что Ты свел меня с пути истины, я [исхитрюсь] приукрасить [все дурное] на земле и непременно совращу всех Твоих рабов, за исключением тех, которые искренни” (аль - Хиджр, 15/39-40).
4. Страх быть застигнутым врасплох ангелом Азраилем.
В священном айате сказано: “Поклоняйся Господу твоему, пока смерть не явится к тебе” (аль - Хиджр, 15/99).
В хадисе-шариф сказано: “Человек умирает в том состоянии, в каком жил, и воскреснет в том состоянии, в каком умер” (Муслим, Джаннат, 83; Мунави, V, 663).
Благородный ‘Усман (радыйаллаху анху), влюбленный в Коран, слившийся с ним, распространивший его по всем четырем частям света, по милости Аллаха, стал шахидом, читая Коран.
5. Страх из-за беспечности и невежества лишить себя жизни в вечном мире, высокомерно понадеявшись на земные блага. В священном айате сказано: “…А земная жизнь - лишь [преходящая] утеха обольщением” (Али Имран, 2/185).
6. Страх, увлекшись заботами о детях и семейными делами, не быть в достаточной степени занятым поминанием Аллаха (зикруллах).
В Священном айате сказано:
“Знайте, что ваше имущество и ваши дети – испытание для вас и что у Аллаха уготовано [верующим] великое вознаграждение” (аль-Анфаль, 8/28).
“Несомненно, что земной мир бренен, потусторонний мир – вечен. Пусть то, что бренно, не введет вас в заблуждение и не собьет с дороги, избаловав вас, и не помешает вам сохранить и сберечь то, что вечно. Преходящему предпочитайте вечное. Земной мир имеет конец, и к Аллаху – возвращение, бойтесь Аллаха” (Ибн Абид-Дунья, Мавсуа, 177). “Не откладывая, совершайте добро, которое под силу совершить вам, пока вас не настигла смерть”.
Пусть Всевышний Господь удостоит нас доли совершать наши деяния в соответствии с этими мудрыми наставлениями и поможет нам удостоиться заступничества праведного халифа ‘Усмана. Пусть Аллах удостоит нас дружбы с ним и нахождения рядом с ним в вечном мире, осветив наши сердца любовь к нему!