Асхаб ас-суффа

Editor


Асхаб ас-суффа

Что такое "Асхаб ас-суффа"?

Выражение "Асхаб ас-суффа" состоит из двух слов: "асхаб" означает друзья, сторонники и последователи, а "суффа" означает софа или скамья. Асхаб ас-суффа - друзья, сторонники и последователи Пророка Мухаммада, которые занимались наукой под навесом построенным Пророком возле его мечети в Медине.

Основание суффа и обитатели суффа:

После хиджры (переселение Пророка Мухаммада из Мекки в Медину), во время строительства мечети Пророк понимал необходимость об основании образовательного учреждения и выделил для этой цели одно из строений возле мечети.

Люди из разных регионов Аравии, которые не могли спокойно жить по условиям Ислама среди соплеменников прибыли в Медину. Здесь позволено было жить только бездомным и одиноким, которые имели желание обучать различные науки. Регулярных учеников этого заведения называли "Асхаб ас-суффа" или "Ахл ас-суффа", в связи с названием выделенного им места - "суффа".

Время от времени прибывали гости с целью навестить Пророка или изучить основы Ислама и путники, которые не имели места для ночлега останавливались в Суффе. Вместе с этим по причине отбытия молодоженов количество обитателей Ахл ас-суффа постоянно менялось.

Иногда количество учеников в Суффе вместе с непостоянными пансионерами достигало 400 человек. Среди них были такие известные сахабы как: Талха Бин Убайдуллах, Абу Саид аль-Худри, Абу Хурайра, Абу Зарр аль-Гифари, Билал аль-Хабаши, Абдаллах б. Умар, Абдаллах б. Мас'уд, Бара б. Малик.

Чем занимались "Асхаб ас-суффа" ?

Учеников в суффе обучали Корану, письму, хадисам и различным наукам  религии. Ученики использовали выделенную им часть помещения для отдыха повторения уроков, а в качестве аудитории использовали мечеть. Преподавателями в Суффе во главе с Пророком Мухаммадом были такие ученые асхабы как Абдаллах б. Мас'уд, Убай б. Ка'б, Муаз б. Джабал и Абу ад-Дарда.

Ахл ас-суффа занимали первое место в деле зубрежки ниспосланных айатов Корана и хадисов Пророка. Мухаджиры занимались торговлей на рынках и базарах, Ансары сельско-хозяйственной работой на своих фермах и садах, а обители Суффа старались не отделяться от Пророка, они видели и слышали то, что не видели и не слышали другие. Мусульмане, которые не имели возможности всегда находиться вблизи Пророка последние новости и нововведения узнавали от Ахл ас-суффа.

Большая часть Ахл ас-суффа полностью предавались духовной моральной жизни, проводили ночи в исполнении религиозных обрядов, днем постились и изучали науки. Таким образом, эти асхабы с одной стороны изучали Ислам и с другой стороны старались до мельчайших подробностей претворять Ислам в жизнь. Этим они заслужили особое внимание и любовь Пророка.

Как добывали Асхаб ас-суффа средства к существованию?

Обители Суффа посвятили себя полностью науке и поэтому не имели возможности зарабатывать себе средства для существования. Те из них, кто обладал физической силой занималиь рубкой дров и таскали воду. Даже сильно нуждаясь они из-за своей гордости  ни у кого нечего не просили.

Наряду с этим Пророк непосредственно интересовался их средствами проживания, выделял для них большую часть из средств поступающих в Байт ал-мал (общий фонд) и к нему самому. Асхабы, поощряемые Пророком тоже поддерживали это гнездо науки и знаний; иногда приглашали их к себе в гости, иногда приносили им полные плодами ветви фиников.

Важность Асхаб ас-суффа

Суффа - это первая системная организация обучения Ислама и первый Исламский "университет". Обитатели Суффы избранные люди, которые посвятили свою жизнь обучению наук и знаний школы Пророка.

В результате частого времяпровождения с Пророком они были осведомлены о многих хадисах, о которых другие мусульмане и не слышали, были в первом ряду по передачи преданий хадиса. Трое из семи асхабов, которые больше всех передали хадисы Пророка - Абу Хурайра, Абдаллах б. Умар и Абу Саид аль-Худри были из Асхаб ас-суффа. Причиной этому являлось конечно же совместное времяпровождение с Пророком и сильное влечение к знаниям и науке.

Ахл ас-суффа имеют большие заслуги в распространении Ислама и обучении исламских наук. На просьбу новоиспеченных мусульман из племен за пределами Медины о предоставлении им учителя Корана и других знаний религии к ним отправили учителя из числа обитателей Суффа. Они, как это было в случае событий Бир Ма‘уна и Раджи, поплатились собственной жизнью исполняя обязанности. С другой стороны приходя в Медину, с целью навестить Пророка, представители некоторых племен принимали Ислам и их устраивали как гостей в специально выделенных государством для этого домах. Но в период усиленной образовательной деятельности многие предпочитали оставаться в Суффе и получать там служебные обязанности.

Вкратце, Суффа является примерным и первым гнездом науки в истории Ислама. Другим любопытным принаком Асхаб ас-суффа является следующее: часть из Суффа предала себя только морально-духовной жизни и этим данная часть Ахл ас-суффа явилась предводителями тенденции суфизма среди мусульман.

Библиография



مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللّٰهِۜ وَالَّذ۪ينَ مَعَهُٓ اَشِدَّٓاءُ عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَٓاءُ بَيْنَهُمْ تَرٰيهُمْ رُكَّعًا سُجَّدًا يَبْتَغُونَ فَضْلًا مِنَ اللّٰهِ وَرِضْوَانًاۘ س۪يمَاهُمْ ف۪ي وُجُوهِهِمْ مِنْ اَثَرِ السُّجُودِۜ ذٰلِكَ مَثَلُهُمْ فِي التَّوْرٰيةِۚۛ وَمَثَلُهُمْ فِي الْاِنْج۪يلِ۠ۛ كَزَرْعٍ اَخْرَجَ شَطْـَٔهُ۫ فَاٰزَرَهُ فَاسْتَغْلَظَ فَاسْتَوٰى عَلٰى سُوقِه۪ يُعْجِبُ الزُّرَّاعَ لِيَغ۪يظَ بِهِمُ الْكُفَّارَۜ وَعَدَ اللّٰهُ الَّذ۪ينَ اٰمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ مِنْهُمْ مَغْفِرَةً وَاَجْرًا عَظ۪يمًا ﴿29﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Мухаммад - Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверубщим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. так они предствалены в Торе. В Евангелии же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду.
(аль-Фатх, 48/29)