Страдания, читаются в бессонных глазах досточтимого Хасана, который как и весь народ Медины дышит печалью. Если бы в те дни Всемогущий Аллах принял за молитву слова "лучше бы", что непрерывно слетали с губ народа, то история повернула бы вспять, по-другому описала бы те дни.
Но, в источниковых материалах истории, ничто не сравнимо с сожалениями Хасана:
"О, мой отец! Я столько предупреждал тебя, но ты ни разу не внял моим словам. Лучше бы ты отбыл в Мекку, а не оставался здесь. Таким образом никто бы не обвинял тебя в ответственности за убийство Османа, ты не попал бы в ряды обвиняемых. Когда пришли чтоб выразить присягу на верность тебе, я и тогда сказал: протяни им руку только если будет всеобщая присяга, в противном случае не соглашайся. Лучше бы ты прислушался к моим словам."
Прав любимый внук Пророка. События, развернувшиеся после убийства досточтимого Османа, стали поводом для возникновения смуты не только в центре событий Медине, но и в короткий срок охватили все Исламское государство. Земли, на которых господствовал покой, теперь стала скрести поедавшая изнутри болезнь и вторгалась она в сердца людей. Новый халиф стал мишенью для гнева, возникшего из-за несправедливого и низкого убийства халифа.
Досточтимый Али в отчаянии кивнул головой:
"Правильно говоришь. О мой сын, знай и ты! Я поклялся вместе с присягнувшими мне, воевать против смутьянов. Клянусь Аллаху, что после смерти твоего любимого деда я всегда был из среды помощников.
"Клянусь, я не причинял зла Осману и не помогал злодеям. С моих губ никогда не слетали слова, говорящее что белое это черное. Несомненно ты знаешь, что твой отец самый безвинный в деле пролития крови Османа. Также, ты свидетель, как я много раз предотвращал попытка нападения на халифа, которые пытались свершить прибывшие из Куфы и других районов. Разве не я хотел, чтоб вы оказывали всяческую помощь халифу, в случае необходимости воевали за него и даже чтоб погибли в этом святом деле? Вспомни? Но, также ты знаешь, что Осман сам запретил вам это. Клянусь Аллаху, если бы Осман приказал мне сражаться я бы с достоинством выполнил этот приказ и с удовольствием, ни на секунду не задумываясь, отдал бы жизнь за него."
И вправду, в период возрастания критики и недовольств в адрес правления досточтимого Османа, досточтимый Али всегда защищал, поддерживал и опекал халифа. Опять таки досточтимый Али послал сыновей охранять дом досточтимого Османа во время блокады и первой реакцией на шахиду халифа, напомнил сыновьям об обязанности охранять халифа.
Сын досточтимого Османа, Абан, подчеркнул помощь и поддержку семьи досточтимого Али, рассказал о том, как досточтимый Али до изнеможения обкидывал камнями обезумевших смутьянов.
Досточтимый Али никогда не поддерживал события или заговоры против халифа - шахида, но, как и другие сахабы, в период правления досточтимого Османа время от времени не пытался сдерживаться от различной критики в адрес халифа. Критика досточтимого Али, особенно относительно некоторых нововведений в области наказаний по шариату, никогда не имела разрушительный характер, нооборот подсказывая халифу о необходимых предостережениях, он старался выглядеть позитивно. Предупредил халифа о притяснении и несправедливом отношении государственных служащих к народу и т.к. халифу не было известно о данном положении в стране, по словам Али, в из-за непринятия мер на жалобы народа, халифа показывали как источника всех этих бед.
Досточтимый Али твердо и резко отклонил предложение лидерства, преподнесенное ему смутьянами во время осады. Вместе с этим он приложил все усилия, чтобы правление досточтимого Османа не потерпело урона.
В ответ на угрозы египетских смутьянов, халиф нашел убежище опять таки у досточтимого Али:
"О сын моего дяди! Тебе известна моя привязанность к тебе, к тому же нас связывает тесное родство. Ты видишь, как эти люди пришли и устроили мне блокаду и сегодня или завтра они попытаются убить меня. Мусульмане очень ценят тебя, слушают и верят тебе. Только ты способен удалить этих людей от меня."
Только вот, досточтимый Али переживал небезосновательные сомнения. Он напомнит, что халиф не принимал во внимание его прежние советы и предупреждения и попросит гарантию. Досточтимый Осман пообещает впредь всегда следовать его советам и слушаться его во всем.
Вслед за этим, досточтимый Али собрав группу в 30 человек из ансаров и мухаджиров пойдет на переговоры с египтянами. Ему удатся смягчить и убедить их вернуться назад.
К сожалению, на следующий день, родственник и правая рука халифа - Марван, выступит с речью перед мусульманами и этим послужит возникновению раздора среди правоверных. Стихия, усмиренная стараниями досточтимого Али вновь вспыхнула и повстанцы, упорствующие что на этот раз их никто не переубедит, вернулись обратно в Мекку.
После этого, стало невозможно убедить досточтимого Али о посредничестве. Все старания остались безрезультатными и он предпочел следить за происходящим из дома.
Но в это время, смутьяны вплотную окружили дом халифа и перекрыли пути доставки продольствия и воды. Досточтимый Али в отчаянии был вынужден покинуть, избранную им позицию. Прибыв к смутьянам он указал на бесчеловечность их поведения и напомнил, что даже неверные не оставляли пленных мусульман без воды. С целью отнести воду, он захочет еще раз увидеть халифа. Только вот, смутьяны безжалостны, их сердца окаменели. Разгневанный этой наглостью, досточтимый Али скинет на землю чалму с головы и в безнадежном отчаянии вновь закроется в своем доме.
Боль от бессильности доброго намерения заполнит сердце досточтимого Али. С одной стороны видные члены рода Сыны Умейа тесным кольцом охранявшие халифа, наложили запрет на встречу старых друзей. С другой стороны, препятствия учиненные смутьянами связали досточтимого Али по рукам. Пути, идущие из сердца в сердце были перекрыты, надежды исчерпаны.
Печальная весть о шахидстве халифа во время чтения Священного Корана, настигла досточтимого Али в аль-Масджиде аль-Набави. Вскоро, непосредственно сами виновники предстали перед Али. Грязные руки, погрузившие власть в кровь, теперь стоят в дверях досточтимого Али. Смутьяны, кровью свергшие халифа, намерены насильно, если понадобится опять пролив кровь, посадить на трон халифа лицо, которое они выбрали. Толпы из Египта, Куфы и Басры просят ансара указать им путь, словами ансара: "Несомненно вам известна близость Али к Пророку Мухаммаду, его особое положение, его лидерство в Исламе. Если бы мы знали для этого дела кого-нибудь достойнее и лучше его, то позвали бы вас к нему," определили норму выборов нового халифа.
Отказ и протесты досточтимого Али уже не имели никого значения. Предложение переросло в угрозу. Смутьяны воткрытую намекали, что в случае отказа его ждет участь покойного халифа. Несмотря на различные предания о присяге на верность, вначале Талха, вслед за ним Зубейр и мухаджиры, ансары, арабы, персы и вольнотпущенники один за другим поклялись в верности досточтимому Али.
Таким образом, Исламские селения одновременно узнают об убийстве досточтимого Османа и выборе досточтимого Али новым халифом. Впечатление о том, что убийцы халифа и избиратели нового халифа одни и те же лица приведет людей к очень простой связи , причина - результат: в смерти прежнего халифа виновен новый халиф. Бессильность досточтимого Али в деле наказания смутьянов, в различных слоях общества - в первую очередь у Сынов Умейа - станет веской причиной для обвинения досточтимого Али. Таким образом, Сыны Умейа, все еще имевшие власть и в центре Ислама - Мекке и Медине - и в различных областях Исламского государства, объявили войну новому халифу.
Племянник и зять Пророка Мухаммада, несмотря на все попытки здравомыслия перенял правление, оба конца которого заострились до предела, с царившей беспорядочной средой, дошедшей вплоть до убийства халифа. Разочарованность и чувство вины мусульман, которых смутьяны лишили халифа, как кошмар опустились на правление нового халифа.
Досточтимый Али, имя которого после смерти Пророка Мухаммада упоминалось при каждом выборе халифа, получил халифство в неудачных условиях, чтоб покинуть его не дав покоя не себе, не умме.