Досточтимый Али: халиф неудачных условий

Editor

12 сентября 2010 г.

Досточтимый Али: халиф неудачных условий


ImageСтрадания, читаются в бессонных глазах досточтимого Хасана, который как и весь народ Медины дышит печалью. Если бы в те дни Всемогущий Аллах принял за молитву слова  "лучше бы", что непрерывно слетали с губ народа, то история повернула бы вспять, по-другому описала бы те дни.

Но, в источниковых материалах истории, ничто не сравнимо с сожалениями Хасана:

"О, мой отец! Я столько предупреждал тебя, но ты ни разу не внял моим словам. Лучше бы ты отбыл в Мекку, а не оставался здесь. Таким образом никто бы не обвинял тебя в ответственности за убийство Османа, ты не попал бы в ряды обвиняемых. Когда пришли чтоб выразить присягу на верность тебе, я и тогда сказал: протяни им руку только если будет всеобщая присяга, в противном случае не соглашайся. Лучше бы ты прислушался к моим словам."

Прав любимый внук Пророка. События, развернувшиеся после убийства досточтимого Османа, стали поводом для возникновения смуты не только в центре событий Медине, но и в короткий срок охватили все Исламское государство. Земли, на которых господствовал покой, теперь стала скрести поедавшая изнутри болезнь и вторгалась она в сердца людей. Новый халиф стал мишенью для гнева, возникшего из-за несправедливого и низкого убийства халифа.    

Досточтимый Али в отчаянии кивнул головой:

"Правильно говоришь. О мой сын, знай и ты! Я поклялся вместе с присягнувшими мне, воевать против смутьянов. Клянусь Аллаху, что после смерти твоего любимого деда я всегда был из среды помощников.

"Клянусь, я не причинял зла Осману и не помогал злодеям. С моих губ никогда не слетали слова, говорящее что белое это черное. Несомненно ты знаешь, что твой отец самый безвинный в деле пролития крови Османа. Также, ты свидетель, как я много раз предотвращал попытка нападения на халифа, которые пытались свершить прибывшие из Куфы и других районов. Разве не я хотел, чтоб вы оказывали всяческую помощь халифу, в случае необходимости воевали за него и даже чтоб погибли в этом святом деле? Вспомни? Но, также ты знаешь, что Осман сам запретил вам это. Клянусь Аллаху, если бы Осман приказал мне сражаться я бы с достоинством выполнил этот приказ и с удовольствием, ни на секунду не задумываясь, отдал бы жизнь за него."

И вправду, в период возрастания критики и недовольств в адрес правления досточтимого Османа, досточтимый Али всегда защищал, поддерживал и опекал халифа. Опять таки досточтимый Али послал сыновей охранять дом досточтимого Османа во время блокады и первой реакцией на шахиду халифа, напомнил сыновьям об обязанности охранять халифа.  

Сын досточтимого Османа, Абан, подчеркнул помощь и поддержку семьи досточтимого Али, рассказал о том, как досточтимый Али до изнеможения обкидывал камнями обезумевших смутьянов. 

Досточтимый Али никогда не поддерживал события или заговоры против халифа - шахида, но, как и другие сахабы, в период правления досточтимого Османа время от времени не пытался сдерживаться от различной критики в адрес халифа. Критика досточтимого Али, особенно относительно некоторых нововведений в области наказаний по шариату, никогда не имела разрушительный характер, нооборот подсказывая халифу о необходимых предостережениях, он старался выглядеть позитивно. Предупредил халифа о притяснении и несправедливом отношении государственных служащих к народу и т.к. халифу не было известно о данном положении в стране, по словам Али, в из-за непринятия мер на жалобы народа, халифа показывали как источника всех этих бед.  

Досточтимый Али твердо и резко отклонил предложение лидерства, преподнесенное ему смутьянами во время осады. Вместе с этим он приложил все усилия, чтобы правление досточтимого Османа не потерпело урона.

В ответ на угрозы египетских смутьянов, халиф нашел убежище опять таки у досточтимого Али:

"О сын моего дяди! Тебе известна моя привязанность к тебе, к тому же нас связывает тесное родство. Ты видишь, как эти люди пришли и устроили мне блокаду и сегодня или завтра они попытаются убить меня. Мусульмане очень ценят тебя, слушают и верят тебе. Только ты способен удалить этих людей от меня."

Только вот, досточтимый Али переживал небезосновательные сомнения. Он напомнит, что халиф не принимал во внимание его прежние советы и предупреждения и попросит гарантию. Досточтимый Осман пообещает впредь всегда следовать его советам и слушаться его во всем.

Вслед за этим, досточтимый Али собрав группу в 30 человек из ансаров и мухаджиров пойдет на переговоры с египтянами. Ему удатся смягчить и убедить их вернуться назад. 

К сожалению, на следующий день, родственник и правая рука халифа - Марван, выступит с речью перед мусульманами и этим послужит возникновению раздора среди правоверных. Стихия, усмиренная стараниями досточтимого Али вновь вспыхнула и повстанцы, упорствующие что на этот раз их никто не переубедит, вернулись обратно в Мекку.

После этого, стало невозможно убедить досточтимого Али о посредничестве. Все старания остались безрезультатными и он предпочел следить за происходящим из дома.

Но в это время, смутьяны вплотную окружили дом халифа и перекрыли пути доставки продольствия и воды. Досточтимый Али в отчаянии был вынужден покинуть, избранную им позицию. Прибыв к смутьянам он указал на бесчеловечность их поведения и  напомнил, что даже неверные не оставляли пленных мусульман без воды. С целью отнести воду, он захочет еще раз увидеть халифа. Только вот, смутьяны безжалостны, их сердца окаменели. Разгневанный этой наглостью, досточтимый Али скинет на землю чалму с головы и в безнадежном отчаянии вновь закроется в своем доме.

Боль от бессильности доброго намерения заполнит сердце досточтимого Али. С одной стороны видные члены рода Сыны Умейа тесным кольцом охранявшие халифа, наложили запрет на встречу старых друзей.  С другой стороны, препятствия учиненные смутьянами связали досточтимого Али по рукам. Пути, идущие из сердца в сердце были перекрыты, надежды исчерпаны.

Печальная весть о шахидстве халифа во время чтения Священного Корана, настигла досточтимого Али в аль-Масджиде аль-Набави. Вскоро, непосредственно сами виновники предстали перед Али. Грязные руки, погрузившие власть в кровь, теперь стоят в дверях досточтимого Али. Смутьяны, кровью свергшие халифа, намерены насильно, если понадобится опять пролив кровь, посадить на трон халифа лицо, которое они выбрали. Толпы из Египта, Куфы и Басры просят ансара указать им путь, словами ансара: "Несомненно вам известна близость Али к Пророку Мухаммаду, его особое положение, его лидерство в Исламе. Если бы мы знали для этого дела кого-нибудь достойнее и лучше его, то позвали бы вас к нему," определили норму выборов нового халифа.

Отказ и протесты досточтимого Али уже не имели никого значения. Предложение переросло в угрозу. Смутьяны воткрытую намекали, что в случае отказа его ждет участь покойного халифа. Несмотря на различные предания о присяге на верность, вначале Талха, вслед за ним Зубейр и мухаджиры, ансары, арабы, персы и вольнотпущенники один за другим поклялись в верности досточтимому Али.

Таким образом, Исламские селения одновременно узнают об убийстве досточтимого Османа и выборе досточтимого Али новым халифом.  Впечатление о том, что убийцы халифа и избиратели нового халифа одни и те же лица приведет людей к очень простой связи , причина - результат: в смерти прежнего халифа виновен новый халиф. Бессильность досточтимого Али в деле наказания смутьянов, в различных слоях общества - в первую очередь у Сынов Умейа - станет веской причиной для обвинения досточтимого Али. Таким образом, Сыны Умейа, все еще имевшие власть и в центре Ислама - Мекке и Медине - и в различных областях Исламского государства, объявили войну новому халифу.  

Племянник и зять Пророка Мухаммада, несмотря на все попытки здравомыслия перенял правление, оба конца которого заострились до предела, с царившей беспорядочной средой, дошедшей вплоть до убийства халифа. Разочарованность и чувство вины мусульман, которых смутьяны лишили халифа, как кошмар опустились на правление нового халифа.  

Досточтимый Али, имя которого после смерти Пророка Мухаммада упоминалось при каждом выборе халифа, получил халифство в неудачных условиях, чтоб покинуть его не дав покоя не себе, не умме.

 

وَالَّذ۪ينَ اٰمَنُوا بِاللّٰهِ وَرُسُلِه۪ٓ اُو۬لٰٓئِكَ هُمُ الصِّدّ۪يقُونَۗ وَالشُّهَدَٓاءُ عِنْدَ رَبِّهِمْۜ لَهُمْ اَجْرُهُمْ وَنُورُهُمْۜ وَالَّذ۪ينَ كَفَرُوا وَكَذَّبُوا بِاٰيَاتِنَٓا اُو۬لٰٓئِكَ اَصْحَابُ الْجَح۪يمِ۟ ﴿19﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Уверовавшие в Аллаха и Его посланников - это правдивейшие люди. А павшие мученики находятся возле своего Господа, им уготованы их награда и их свет. А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, являются обитателями Ада.
(аль-Хадид, 57/19)