Любовь к Хусейну наше общее дело

Editor

21 октября 2014 г.

Любовь к Хусейну наше общее дело

Как праздновали месяц Мухаррам в дни вашего детства?

Я представитель семейства, относящегося к мазхабу 12 имамов (аль-иснаашарийа), берущего начало в Азербайджане. В годы моего детства в моем окружении не наблюдалось какого-либо влияния месяца Мухаррам. Я родился в Стамбуле в годы Освободительного Движения, тогда когда в округе больше ощущалось влияние Пасхи и Рождества. Но когда мне было около 5-ти лет, возрасте, не столь значительном для восприятия таких событий, наша семья переселилась в Ферикёй. На этот раз мы поселились на улице, где проживало большое количество армян. Улица Чобан-оглу... Бабушка, к которой мы обращались "нене", сетовала, что она живет в немусульманском квартале. В те времена в семьях, приехавших из Иранского Азербайджана, существовала такая традиция: в первый день Мухаррама все радиоприемники выключались (телевидения тогда еще не было) и включали их только в конце месяца Сафар. Потому что они не ограничивались трауром только в месяце Мухаррам. Каждый год траур продолжался до двадцатого числа Сафара. Этот период назывался "сороковины Имама". Поскольку 28-ой день Сафара считался днем кончины нашего Пророка, а 29-ый день Сафара - днем гибели Имама Хасана, эти дни также считались траурными. По этой причине траур начинался в месяце Мухаррам, и продолжался в течение двух месяцев до конца Сафара.

Однако мне неизвестно то, как отмечают эти дни в современном Иране. Возможно, оно обрело некоторые послабления. В те времена траур соблюдался не только в день Ашуры, но и на протяжении всего месяца, а в Соборной мечети Валида Хан читались мерсийе - плач о мученической смерти Хусейна. Атмосфера траура нарастала начиная с 7-го числа Мухаррама, а кульминация траура приходилась на ночь Тасва (ночь накануне Ашуры, т.е. 9-я ночь) и на день Ашуры. И в особенности в ночь, наступавшую после захода солнца... эта ночь, которую после мученической гибели шахидов Кербелы овдовевшие женщины, невесты, оставшиеся без своих женихов и осиротевшие дети, провели в нестерпимой боли. Ночь, когда в числе этой плеяды пленных не осталось ни одного мужчины, кроме Имама Зайнальабида, называется "Шам-и Гарибан" или "Ночь Несчастных". Выражение "Шам-и Гарибан" встречается даже в одном из стихотворений Яхъи Кемаля.

В ту ночь произошла большая беда. Естественно, что Зайнаб и женщины из числа Семейства Пророка горько оплакивали досточтимого Хусейна. В их плаче сознательно заключались слова, которые звучали и из уст Зайнаб: "Вы думаете, что отсекли Хусейну голову. Однако на самом деле вы отрубили свои головы. Вы явили свою порочность: "инна шаани'а-ка хува-ль-абтар". Иначе вы не враждовали бы с Хусейном".

В годы нашего детства и особенно пожилые женщины и мужчины, родившиеся как и моя бабушка в Иране и переселившиеся сюда, на протяжении всего Мухаррама находились в состоянии  глубокого траура. Это до сих пор происходит в Валида Хан.  Полагаю, что и сегодня в мечетях Ыгдыра происходит то же самое. В те времена, по причине отсутствия в Стамбуле шиитов, там было всего две шиитские мечети. Одна из них мечеть в Валида Хане, а вторая - в районе Ускюдар, - маленькая мечеть в глубине кладбища Сейида Ахмета.

В мечети Валида Хан в течение месяцев Мухаррама и Сафара читались траурные мерсийе: днем - для женщин, а вечерами - для мужчин. Там женщины и мужчины плакали навзрыд. Мой отец не включал радио, не желая показывать детям свои чувства, и почему-то не приглашал в дом религиозного ученого, который на азербайджанском диалекте назывался "мелла", чтобы тот прочитал мерсийе. Моя мама переживала из-за этого. В годы Освободительной войны недалеко от нас жила семья наших дальних родственников из Азербайджана. Мы с мамой вместе ходили к ним слушать мерсийе.

Следует сказать и о том, что принадлежность к суннизму, конечно же, не является барьером для любви к членам Семьи Пророка. В  дервишеских обителях Турции были приверженцы любви к Семье Пророка.  Я знал, что они собирались в Сейиднизаме, и в особенности в Сумбюльафанди и читали там мерсийе. Но поскольку, когда я был маленьким не было никого, кто водил бы меня в эти мечети, я не мог присутствовать там. Позднее я посещал и Сумбюльафанди и Марказафанди. В те времена певцы мерсийе, такие как Себильджи Хусейн Афанди, приходили в Валида Хане и читали мерсийе, сочиненные еще в османские времена.

Я думаю так: мазхаб двунадесятников, или мазхаб, который мы назваем мазхабом Ахль аль- Байт, придает значение трем общим основам ислама: Единобожию, Пророчеству и Воскресению. И помимо этого есть еще две вещи: одна из них - проблема совершенной веры. Иными словами, вера нужна не для того, чтобы принять Ислам внешне, но для того, чтобы прийти к обладанию совершенной верой. Особенно любовью к Семейству Пророка, иными словами, к имамам, происходящим из него, верой в лидерство имамов, притнадлежащих к  Семейству Пророка и верой в их скрытое присутствие. Следует испытать, пережить эту любовь не останавливаясь лишь на принятии веры или на ее словесном выражении. И еще нужно верить в справедливость Аллаха. Иными словами, верить в то, что Аллах даровал нам свободу воли и что Он  никого не принуждает творить зло, верить в то, что все это является экзаменом на любовь. Помимо этого есть еще и такие принципы, как "повеление дозволенного и запрещение осуждаемого", а также тавалли и табарру (в значении любви к святым Аллаха и к членам Семейства Благородного Посланника, а также нелюбви к тем, кто питает к ним враждебность). Есть много людей, которые осознают эти вещи, но  одновременно относят себя к тем или иным суннитским правовым мазхабам.

Например, одним из таких является любимый мною персонаж по имени "Эшреф амджа". Такие имена, как Эшреф Амджа, Нафиз Баба, Али Фани Деде, имеющиеся в книге Ахмета Юксель Оземре "Три старца из Ускюдара" являются именами людей, которые растворились в любви к Хусейну. Поделаем, чтобы Аллах увеличил число подобных им мусульман. И по мере роста любви к Хусейну исчезнет шиитско-суннитское противостояние. Ведь на самом деле разночтения в вопросах права не важны. И маликиты читают намаз с опущенными руками, и шииты могут поступать таким же образом. Важно любит ли человек Семейство Пророка или нет с точки зрения соврешенной веры.


-Как вы думаете, какова степень влияния на массы таких традиционных практик, как Ашура или Мерсийе?

 

В Иране нет традиции печь сладости в честь Ашуры, напротив, это даже порицается. Люди верят, что традиция Ашуры выдумана Омеядами. Поэтому, для того, чтобы предать забвению мученическую смерть имама Хусейна, этот день превращен в день радости, на почве выдуманных легенд о ковчеге Ноя, который якобы в этот день пристал к земле, после чего для всех, кто был на его борту были приготовлены сладости. В Турции традиция готовить в день Ашуры получила распространие только среди алавитов.

В Иране готовится халва, подобная мучной халве, и в день Ашуры с наступлением Ночи Несчастных ее раздают в знак скорби по Имаму Хусейну. По моему мнению, Ашура не столь важна, сколько намерение:  "Иннама-ль-а'малю би-н-нийати", т.е. "Воистину, в основе деяний лежит намерение".

По отношению к традиции мерсийе можно употребить выражение "Иннама-ль-а'малю би-н-нийати", т.е. "Воистину, в основе деяний лежит намерение". Ведь есть прекрасные мерсийе. Заставляя человека рыдать и переживать сильнейшие эмоции, они помогают нам обрести спасение. И это делается не ради Благородного Семейства, но ради нас самих, дабы мы обрели эту любовь. Досточтимый Хусейн ничего не приобретет от того, что мы оплакиваем его. Именно поэтому в основе традиции мерсийе я вижу завещание Имама Хусейна, озвученное им в Кербеле:

Пытаясь утолить жажду  младшей дочери досточтимого Хусейна - Сакины, его дядя Абу-ль-Фадл обнажил меч и проложил себе путь, прежде, чем пал смертью мученика. По приказу Умара ибн Саада ему отсекли сперва одну руку, а потом вторую, так что когда он набрал воды из  Евфрата, то попытался донести бурдюк с водой в зубах. Но в него была выпущена стрела и он упал на землю и закричал в сторону палаток: "йа ахи идрик ахак" (о мой брат, подойди к своему брату). Имам Хусейн ответил: "аль ан ин касаря захри" (у меня перебита спина). И сказал слова, которые позже передала Сакина: "О те, кто меня любит! Если после меня вы выпьете глоток прохладной воды дабы освежиться, непременно вспомните меня; и если услышите о каком-нибудь несчастном, о мученике, помяните и меня".

Эта мерсия значит следующее: благодаря любви к Хусейну можно ощутить боль, которую довелось испытать ему, смягчить сердце любовью, и прийти в такое состояние, чтобы не совершать по отношению к другим того, что совершил Йезид. Поэтому она несет в себе и образовательную функцию и крайне важна для личного спасения человека.


-Какое послание для современных мусульман содержится в поведении досточтимого Хусейна, который в истории Ислама считается образцом борьбы против тиранического режима?


Поскольку было сделано все, чтобы даже шиитские течения забыли это, то принадлежность к шиизму не имеет значения. Даже в Иране пример Хусейна был не в почете. Было сделано все, чтобы придворные и правители забыли что оплакивается и с чего следует брать пример. Но причина, благодаря которой стала возможной первая победа исламской революции в Иране, кроется, прежде всего в огромной силе воздействия примера досточтимого Хусейна. Кербела продолжается, она повсюду, и каждый день является днем Ашуры. Эта вера открыла путь к тому, что пример Хусейна оказался в фокусе внимания людей. Но и сейчас я не могу утверждать, что эта вера совершенна.

Даже несмотря на недостатки, отправной точкой иранской революции является подвиг Хусейна. И современное противостояние Бушу также возможно благодаря благодати  Хусейна. Те, кто лишен возможности вдохновиться примером Хусейна безнадежны, они хоть и могут совершать отчаянные поступки, однако они не принесут успеха. Они лишь навредят самим себе,  станут причиной бессмысленного кровопролития. Но пример Хусейна далек от такого. Пример, поданный досточтимым Хусейном, представляет собой образец сознательного неповиновения унижению и отказа от сделки с совестью. И вот что еще следует сказать: пример Хусейна учит, ни алавиты, ни сунниты, не должны помогать дьяволу в том, чтобы он, спекулируя на разногласиях, совращал тех, кто любит Хусейна. Нельзя говорить, что, мол, Хусейн был таким-то, а Хасан не был таковым. Если бы задача, возложенная на Хусейна, оказалась вверена Хасану, то он стал бы Хусейном, а Хусейн - Хасаном. Поведение Имама Хасана продемонстрировал и благославенный Али.  Да и после Имама Хусейна все имамы вплоть до Имама Махди ведут себя так же. Имам Махди тоже искренне показывает его. Ибо без разрешения Аллаха нет и явления Имама миру. Но и Махди по сути повторит подвиг Хусейна, и в мире установится справедливая и опирающаяся на любовь власть, к которой стремился Имам Хусейн.


- Большое спасибо

قُلْ اِنَّمَٓا اَنَا۬ بَشَرٌ مِثْلُكُمْ يُوحٰٓى اِلَيَّ اَنَّمَٓا اِلٰهُكُمْ اِلٰهٌ وَاحِدٌ فَاسْتَق۪يمُٓوا اِلَيْهِ وَاسْتَغْفِرُوهُۜ وَوَيْلٌ لِلْمُشْرِك۪ينَۙ ﴿6﴾
Во имя Аллаха,Милостиво и Милосердного!

Скажи: "Я - такой же человек как и вы. Мне внушено в откровении, что наш бог - Бог Единственный. Идите к Нему прямым путем и просите у Него прощения. И горе многобожникам,
(Фуссылат, 41/6)