Карикатурный кризис - это провокация

Editor

1 сентября 2010 г.

Карикатурный кризис - это провокация

Председатель Европейской лиги по борьбе с расизмом Байши Курайши ответил на наши вопросы о карикатурном кризисе, возникшем в Дании и об усиливающемся антиисламском движении в Европе. Будучи одним из выдающихся современных деятелей Курайши высказал свое мнение, согласно которому лица, участвовавшие в процессе, начавшемся с публикации карикатур не были разоблачены, и что это дело является спланированной провокацией.

Image -Имелась ли какое то отличие в формах реагирования европейских стран и общественных организаций на карикатурный кризис?  В особенности, было ли какое-то отличие, обусловленное пониманием случившегося как проблемы свободы слова или как проблемы уважительного отношения к святыням?

-Прежде всего я хочу заявить, что эти карикатуры появились не вдруг; среда, из которой они появились, формировалась задолго до этого. Политические дискуссии, разногласия в обществе и рядовые обыватели в течение многих лет муссировали антиисламскую риторику.

Что касается газеты, которая опубликовала эти карикатуры, то она известна свомии антиисламскими акциями. Это сделал не абы кто, но напротив, это сделала газета, радикально настроенная против Ислама и ее редактор, который на мой взгляд, является совершенно безумным человеком.

Это выглядело как очень хорошо спланированная провокация. В те времена наиболее огорчавшей меня темой была именно эта тема; в день, когда были опубликованы карикатуры, под ними была размещена заметка, в которой говорилось, что мусульмане живут в демократическом обществе и им следует научиться жить не высовываясь, униженно и презренно.

И если уж целью публикации карикатур с такого рода сопровождением была интеграция мусульман в общество, то разве таким должен быть путь интеграции людей? Через презрительное к ним отношение и унижение? Этот процесс, по моему мнению, является хорошо спланированнйо провокацией.

Свобода слова великая ложь

-Газета обманула саму себя. Ведь они утверждали, что никого не унижают.

-Они так говорят, однако пользуются словечком "унижать". Другая особенность такова: мусульманская община пробовала использовать любой возможный способ для налаживания диалога как с газетой, так и с правительством, но последние не пошли на этот диалог. Представитель мусульман хотел встретиться с тогдашним президентом Расмунссеном, но тот отверг данное предложение.

В каждой поездке они провозглашали следующий аргумент: "В Дании существует свобода слова". Это - самая большая ложь, которую вы только можете почувствовать, ибо как в Дании, так и в любой другой европейской стране свобода слова отсутствует.

Если в Дании я назову вас расистом, вы можете подать на меня в суд и по этой причине я могу буть заключен в тюрьму. Вы не можете унизить королеву; в Дании принят закон против порочащих высказываний.

И на фоне существующих законов и подобной дифференциации, о какой такой нашей неограниченной свободе слова может идти речь? Особенно ограничена свобода слова в конституции. Конституция провозглашает: "свободу слова в рамках ответственности", т.е. ответственность перед обществом или группой, о кторой вы пишете.

Вы можете не поверить, но если я скажу что-то против датских политиков или датского правительства, они схватят меня за шиворот и скажут: "Как ты посмел сказать такое?". Что в таком случае произошло с моим правом на свободу слова?

Сегодня свобода слова в Европе реальна лишь для белокожих христиан, но ни для кого бы то ни было иного. Это, по моему мнению, очень большая ошибка. Свобода слова должна быть доступной либо для всех без исключения, либо недоступной для всех.

Это наихудшее применение для свободы слова. Весьма уважаемый бывший министр иностранных дел сказал так: "Наконец-то эти люди имеют право на свободу слова; они имеют право обнародовать свои мысли. Отныне ничто не мешает им делать это".

Главная проблема Европы - надменность

-Хорошо, в этой связи согласно вашему мнению что являетсясамой серьезной проблемой в Европе? Использование свободы слова во зло или же предубеждение?

- По-моему, главной проблемой в Европе является надменность, высокомерие. Как политик, я думаю, что  поскольку некоторые европейские страны в прошлом владели колониями, то они до сих пор верят в свое превосходство над другими народами. Они искренне верят в то, что они превосходят других людей.

Пока сохраняется их приверженность таким взглядам и умонастроению коренящемуся в колониализме развитие ситуации не приведет ни к чему  хорошему. Проблема берет начало не в обществе, она берет свое начало в среде тех, кто обладает властью. В конечном счете обладатели власти это европейские политики и масс-медиа. Лично у меня нет никакой силы. Пока баланс этой силы нарушен, онии могут говорить все, что хотят и они поступают именно так.

Не демократия но диктатура большинства

-Что вы можете сказать о последних  событиях в Швейцарии? Это выглядит так, словно демократическое право самой же демократией используется в негативном русле.

-Я называю это диктатурой большинства. Положение таково: Европейцы забывают, что основополагающим законом демократии является обладание каждым человеком равными правами. Культурные права, социальные права, экономические права и религиозные права... Люди должны уважать эти права.

Если же вы не проявляете уважения к правам меньшинств, то какая же это демократия?  В действительной демократии такого рода законы вообще не вступают в силу. Есть и вторая особенность: современные политики настолько боятся проиграть выборы, что не заглядывают в будущее дальше, чем на четыре года.

Вот поэтому центристские партии в  Швейцарии молчат и ничего не говорят против правым партиям. С жалобами выступила именно правая партия. Это не было начато центристской партией, но они позволили этому произойти. Это - политическая конъюктура и проявление высокомерия, заключающегося в том, что мы можем говорить все, что хотим, тогда как меньшинства просто вынуждены это принять.

Пока существует такое умонастроение, положение будет сохраняться. В течение нескольких лет они проведут закон о недопустимости существоания джами-мечетей.

-Вне границ этих негативных событий существует еще одна тенденция. Например, в Дании есть группа людей, интересующихся Исламом,  а также есть группа мусульман.  И если с одной стороны действительно имеется страх перед Исламом, то как мы можем решить эту проблему?

-Есть две причину вовлечености этих людей. Первая их них такова:  когда люди видят нападки на какую-либо религию, то они проявляют интерес к этой религии. В чем проблема? Почему люди нападают на эту религию? Есть ли что-либо еще, что мы должны знать? Они принимают личное решение изучить эту религию.

Другая особенность такова: сегодня большинство людей, выбравших Ислам - это молодежь. Европейский образ жизни предоставляет им широкую свободу, и они порою не знают, как следует пользоваться этой свободой.

Они чувствуют необходимость каким-то образом упорядочить свою жизнь. Знакомясь с Исламом, они находят ее очень упорядоченной религией и это притягивает их. Вот поэтому Ислам весьма популярен среди млолодежи.

Нужны мусульманские активисты

-Окажет ли возрастающий рост интереса к Исламу какое-либо влияние на этот процесс?

-Эффект от этого проявится в долгосрочной перспективе. Пока количество людей, принявших Ислам невелико. Особенно в свете того, что неофиты либо очень религиозны, или крайне нелюдимы. Мы нуждаемся в активистах.

Мы нуждаемся в людях, которые объяснили бы, что Ислам заключается не только в совершении намаза и посте, но рассказывали бы о духе Ислама и о том, чем он является для них самих, чтобы показать, что Ислам является также и  экономической системой,  и системой справедливости.

Есть очень много такого,  чего люди не знают об Исламе. Конечно, принятие молодыми людьми Ислама - явление позитивное, но мы не должны ожидать, что это будет эффективным.

Наилучшим было бы создание мусульманских общественных организаций или же какой-либо учреждения, образованного мусульманскими активистами, способными воплощать в жизнь реальные дела.

-Хочу остановиться на понятии исламофобии. Вы говорите, что у этого понятия глубовие корни во времени. Применялось ли слово исламофобия в те далекие времена?

-Исламофобия - это новое слово. Британское Общество Раннимеад распространило доклад об исламофобии. Оказалось. Что антиисламкая пропаганда имеет древнюю историю. Я называю это дьяволизацией Ислама. Она дала о себе знать с самых первых дней истории Ислама.

Церковь, опасавшаяся потерять свою силу и влияние, короли, не желавшие терять налогопоательщиков и политические течения положили начало антиисламской мысли. Было ли это естественной реакцийе или нет, я не знаю. Но эта реакция проявилась в очень недоброй форме и ее целью не было решение возникшей линии напряжения путем обмена сторон аргументами и их обсуждения. Для того, чтобы подорвать авторитет Пророка Мухаммада и таким образом унизить Ислам было предпринято нападение непосредственно на него.

-В вы применяете слово "ненависть", когда говорите об отношении к Исламу. И я хочу спросить еще вот о чем:  существует ряд критиков, которые говорят о том, что использование термина исламофобия приводит к легализации этого понятия. По этой причине, если мы будем заострять внимание на понятии исламофобии, такое положение не станет ли поводом для возникновения напряжения или даже столкновений?

-Да. Но что вы говорите доктору, когда приходите к нему с больной головой? Вы рассказываете о том, что у вас болит голова. Вы ведь не говорите, что у вас болит нога. Называйте как угодно, но неприязнь и ненависть к Исламу является реальным фактом. Я думаю, мусульманам не нужно бояться встречаться лицом к лицу с мирными намерениями. Такие встречи в большинстве случаев приводят к лучшему взаимопониманию

По моему мнению, в данной ситуации гораздо хуже хранить молчание. Антиисламские чувства, риторика и споры о событиях 11 сентября, как я думаю, привели к возникновению осознания европейцами мусульманского присутствия в Европе. И в этой связи данное осознание - положительное явление. Я надеюсь, что это было сделано в позитивной, а не в негативной форме.

Один китайский политик сказал так: "Не имеет значения цвет крысы, попавшей в капкан". В этом свете поймать крысу означает жизнь людей в мире, никто никого не унижает, и никто никого не считает выше окружающих. Это актуально и для нас.

Мусульмане должны прекратить отзываться плохо о европейской культуре. Пока мне разрешено жить в спокойно, в атмсофере взаимоуважения, у меня нет вопросов относительно того, чем занимаетесь вы. Я не крестоносец, я не посланник культуры. Пока меня не принуждают поступать таким же образом, могут делать что хотят.

Но я хочу равных прав и равного уважения. Я исполняю такие же обязанности, как и все, почему же я не могу обладать такими же правами, как и они? Я хочу только этого. По моему это и есть суть демократ

وَالَّذ۪ينَ اٰمَنُوا بِاللّٰهِ وَرُسُلِه۪ٓ اُو۬لٰٓئِكَ هُمُ الصِّدّ۪يقُونَۗ وَالشُّهَدَٓاءُ عِنْدَ رَبِّهِمْۜ لَهُمْ اَجْرُهُمْ وَنُورُهُمْۜ وَالَّذ۪ينَ كَفَرُوا وَكَذَّبُوا بِاٰيَاتِنَٓا اُو۬لٰٓئِكَ اَصْحَابُ الْجَح۪يمِ۟ ﴿19﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Уверовавшие в Аллаха и Его посланников - это правдивейшие люди. А павшие мученики находятся возле своего Господа, им уготованы их награда и их свет. А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, являются обитателями Ада.
(аль-Хадид, 57/19)