При рассмотрении опыта совместного проживания Пророка Мухаммада с представителями других религий в первую очередь на ум приходит на Мединский Документ, принятый в первые годы мединского периода. Составленный по инициативе Пророка Мухаммада данный документ состоял из основных норм совместного проживания мусульман с евреями и другими иноверцами.
В рамках данного соглашения первоочередность отдавалась вопросам обороны и права. Каждая подписавшая группа обязана была с достоинством относиться к проживанию, имуществу, вере, семье и др. ценностям и следить за их сохранностью и процветанием. К сожалению Мединский Документ недолго просуществовал. Еврейские племена один за другим нарушили условия соглашения и через некоторое время оно потеряло силу.
Без сомнения, данное соглашение важный документ в опыте истории Ислама. Но помимо этого, есть другой важный опыт мусульман, осуществленный намного раньше, в мекканский период. С точки зрения двухразовой хиджры абиссинийский опыт отличается от мединского опыта и сегодня является немаловажной сноской для всех мусульман в мире.
По историческим данным хиджра в Абиссинию была осуществленна на пятом году пророчества в 614-615 годах. В I-ой хиждре приняли участие 15 мусульман. Впоследствии вернувшись назад они вновь подверглись мучениям и пыткам мекканских мушриков и были вынуждены во второй раз совершить хиджру в Абиссинию. Число участников II-ой хиджры достигло ста человек. В воспоминаниях говорится, что часть переселенцев вернулась назад перед хиджрой в Медину и многие из них в мединский период находились рядом с Пророком Мухаммадом. Вместе с этим в воспоминаниях имеет место сведение о переходе двух мусульман в лоно христианства. Посредством переселенцев, в Абиссинию пришло и послание ислама. В результате деятельности мусульман многие из абиссинийцев, в том числе и король Абиссинии Неджаши, приняли мусульманство.
Интересен факт, что Пророк Мухаммад вследствии усиленных притяснений в Мекке выбрал местом переселения мусульман не Сирию, Йемен или другое подобное место, а именно Абиссинию. Влиятельным фактором в этого выбора явилось отношение Пророка Ислама к правлению Абиссиниии. Пророк Мухаммад говорил мусульманам: " если пожелаете и сможете ступайте в Абиссинию. Это - государства правды и права. Пока Всевышний не соизволит облегчить нашу участь оставайтесь там". Пророк понимал спараведливость и уважение к свободе человека, которые преобладали в правлении государством и был уверен, что переселенцы найдут там достойный прием. В конце концов переселенцы мусульмане сразу же получили покровительство и гарантию свободы от правительства Абиссиинии. В ответ на это, переселенцы мусульмане внесли должный вклад в социальное и политическое устройство нового для себя места. Старались ступать в ногу с обществом и в социально-культурном отношении.
Рассматривая абиссинийский опыт можно сказать, что он является важным образцом для сегодняшнего многонационального и многокультурного общества. Вкратце, данный опыт указывает нам на то, что мусульмане везде и во все времена проявляли достойное уважение к обществу, вносили достойный вклад в дело сохранения основных прав человека, свободы личности, справедливости и единства.
Абиссинийский опыт мусульман периода Пророка Мухаммада показывает какое положение дожны занимать мусульмане в современном устройстве общества, особенно общества с преобладающим числом немусульман. Сегодня мусульмане проживают не только в странах с большинством мусульманского населения, но и почти во всех уголках мира и принимают живое участие в общественной жизни. Ислам - обладает положением распространенной сферической силы вл всем мире. Мусульмане живущие в немусульманской стране иногда живут как и в своем историческом прошлом - как национальное меньшество, но в большинстве случаев - как переселенцы по политическим и экономическим причинам или же из-за принятия Ислама. По какой бы причине не было переселение, мусульмане занимают определенное место в обществе, в котором живут и живут либо как переселенцы-рабочие, либо как полноправные граждане. Временами мусульмане в различных странах испытывают трудности в следовании социальному и политическому устройству общества. В некоторых обществах социальная и политическая интеграция проводится в связи с ассимиляцией. Наряду с этим во многих немусульманских странах мусульманское население продолжают свой быт в рамках составленного прямого или косвенного соглашения. Подобные соглашения гарантируют мусульманам уважение и неприкосновенность жизни, вероисповедания, имущества и семьи. Мусульмане же обязаны уважительно относиться к социально-культурным ценностям общества и вносить достойный вклад в устои общества.